Всему свое место. Размещение сотрудников в офисе

Майя Ямайская 5 июля 2013
Всему свое место. Размещение сотрудников в офисе

Собрать хорошую команду, организовать собственную фирму и решить кучу проблем с бумажной волокитой — это всего лишь полдела. Настоящая дилемма возникает даже не в вопросе, какое помещение лучше снять, а как разместить в этом помещении всех своих сотрудников.

Все пространства, которые могут быть предоставлены сотруднику, можно разделить на отдельный кабинет, кабинет с двумя и более рабочими местами и open space (большое открытое пространство с количеством рабочих мест от десяти и более).

В выборе, кому какое помещение предоставить, стоит опираться на три фактора: должность, занимаемая человеком (должностная необходимость помимо просто работы за компьютером принимать клиентов, потребность в секретаре или дополнительной габаритной технике), обязанности сотрудника (опять же опираемся на необходимость использования дополнительного оборудования, размещаемого на рабочем столе сотрудника) и, естественно, требования техники безопасности (законодательство РФ, в частности Трудовой кодекс, четко регламентирует необходимое пространство при работе за компьютером, расстояние между столами в случае большего количества техники на квадратный метр).

Как определиться, какой именно тип размещения сотрудников подходит вашей фирме?

Все типы размещения делятся на классический (преобладание кабинетной системы: у каждого отдела свой кабинет, управляющие, директор и замдиректора также имеют отдельные пространства), американский (весь офис представляет собой open space, рабочие места сотрудников разделены перегородками, директор фирмы имеет отдельный кабинет) и смешанный (в этом случае отделы, имеющие схожие полномочия, располагаются на отдельных open space, а руководство отделов и дирекция также базируются на площадке личного кабинета). Безусловно, каждый из этих типов размещения имеет свои плюсы и минусы, и каждый из них необходимо рассматривать исходя из основных принципов деятельности компании, количества рабочих мест, финансового плана.

Классический способ размещения

Кому подойдет: фирмам, которые напрямую работают с клиентами. Наличие у каждого отдела своего кабинета позволит выгодно разграничить поток людей, приходящих за оказанием услуг разного вида, по различным вопросам. Изолированные друг от друга кабинеты с психологической точки зрения будут ассоциироваться у клиентов с сохранностью информации, которую они собираются передать сотруднику фирмы.

Плюсы: у данного способа размещения немало плюсов и с точки зрения не только клиентов, но и сотрудников. Когда представители одного отдела находятся в отдельном кабинете, производительность труда повышается, потому что, во-первых, исчезает необходимость в лишних перемещениях, все сотрудники отдела находятся в удобном расположении друг от друга. Во-вторых, это помогает сплотить коллектив конкретного отдела, ведь на протяжении всего дня люди будут находиться в замкнутом пространстве, а рабочие моменты создадут необходимость для кооперации работников между собой, в-третьих, такой тип размещения позволит наладить рабочий ритм.

Минусы: безусловно, данный тип размещения наиболее затратен, так как в плане аренды офиса нас уже не устроит секция в торговом центре, это должно быть цельное рабочее пространство с большим количеством кабинетов. Причем если снимать, скажем, пять кабинетов на этаже какого-либо бизнес-центра, возникает еще и необходимость в обозначении фирмы, отделении пространства занимаемого вами, от иных фирм, расположенных на этом же этаже, а это дополнительные траты на печать вывесок, плакатов и указателей.

Американский тип размещения. Open space

Кому подойдет: фирме с штатом сотрудников 100+, которая ежедневно обслуживает большое количество клиентов либо вообще не имеет необходимости в обслуживании клиентов. Идеальный вариант для работников сферы дизайна и рекламы, так как возникает возможность творчески подойти к оформлению пространства. На Западе такой тип размещения очень популярен в сфере банковского дела.

Плюсы: во-первых, размещение работников по данной системе поможет немало сэкономить руководству, во-вторых, поможет сотрудникам чувствовать рамки чужой свободы, в-третьих, существенно увеличится процент рациональности используемого пространства, что также является немаловажным аспектом, влияющим на вложения предпринимателя в бизнес проект, в-четвертых, это, безусловно, сплочение сотрудников разных отделов между собой.

Минусы: однако данная система отнюдь не идеальна. И с одной стороны, немало сэкономив, с другой стороны, предприниматель должен понимать, что такое пространство не всегда может быть комфортным для работника и на это есть ряд причин: во-первых, высокий уровень шума, во-вторых, смешение руководителей и исполнителей, в-третьих, трудность в расположении тихих и громких отделов (отделы, которые постоянно нуждаются в коммуникации и, к примеру, бухгалтерия). К тому же американские исследователи доказали, что работа по принципу открытого пространства может снизить работоспособность коллектива, так как потеря времени у персонала может достигать двух часов в день. Определенные сложности в выполнении норм техники безопасности.

Смешанный тип размещения

Кому подойдет: фирмам любого типа.

Довольно сложно сказать о конкретных плюсах и минусах данного типа размещения. В первую очередь предприниматель должен четко осознавать, что данный тип — это золотая середина между классическим и американским. Поэтому выводы о преимуществах и негативных сторонах вопроса стоит делать исходя из характеристик, имеющихся в двух предыдущих описаниях.

Психологическая сторона вопроса

Немаловажно в вопросе размещения руководствоваться не только потребностью рациональной организации рабочего пространства и финансово-экономических вложений. Стоит уделить особое внимание мнению психологов на этот счет. В вопросах формирования и размещения определенных отделов необходимо исходить из того, что все они разделяются на громкие и тихие. Громкие отделы испытывают постоянную потребность в коммуникации, движении. К такого рода отделам можно отнести маркетологов, рекламщиков, пресс-службу и т д. Тихие отделы в своей деятельности в основном работают с документами и дистанционными средствами коммуникации (компьютер, факс, телефон). Безусловно, при расположении данных отделов в классической системе проблем возникнуть не должно, а вот с open space необходимо все хорошенько продумать и взвесить. Помимо прочего психологи считают немаловажным уделить внимание темпераменту и характеру коллег по работе, однако на практике это довольно сложно сделать.

Японская система

Последнее время в моду входит все больше восточного, но японская система вовсе не вынуждает посадить всех сотрудников по фэн-шуй, дело здесь совсем в другом: учеными в Японии для повышения эффективности работы был разработан способ организации рабочего пространства, более известный как метод 5S. Основной его целью является создание оптимальных условий для выполнения операций, поддержания порядка, чистоты, аккуратности, экономии времени и энергии. В основе метода находятся пять ступеней, получившие название от первых букв пяти японских слов, которые в переводе означают «сортировка», «самоорганизация» (упорядочивание), «систематическая уборка», «стандартизация», «совершенствование» (улучшение).

Самое главное, что всегда должен помнить работодатель, — это то, что средства, вложенные в грамотную организацию рабочего пространства, окупятся вдвойне, повлияв на эффективность работы и трудоспособность коллектива, поэтому не стоит экономить на будущем процветании своей фирмы.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
2343 просмотра
В избранное
Экстерн
Экстерн

Сдача любых видов отчетности во все контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР, РПН

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.