Мнение эксперта. Бизнес-кооперация

Юлия Савина 25 июля 2013
Мнение эксперта. Бизнес-кооперация

Любой бизнес-проект рано или поздно начинает испытывать потребность в партнерах. Кооперация может происходить и между конкурентами, однако предприниматели очень осторожно относятся к такому сотрудничеству, ведь им приходится делить с партнером и технологии, и клиентов, и прибыль. В каких случаях участие представителей малого и среднего бизнеса в совместных проектах с другими игроками рынка оправданно, «Контур.ру» рассказал руководитель предпринимательского сообщества бизнес-школы Сколково Максим Карпов.

— Когда становится оправданно ведение совместных проектов с компаниями, которые можно считать конкурентами?

— Это оправданно во всех случаях, когда совместная кооперация помогает максимизировать прибыль ее участникам, а стратегия конкурентной борьбы сулит меньшие дивиденды или является более рискованной. История знает большое количество подобного рода примеров, от картельных соглашений между целыми государствами (например, ОПЕК) до взаимодействия в рамках такой высококонкурентной индустрии, как автопром, когда прямые конкуренты объединяют усилия для совместной разработки общих автомобильных платформ или двигателей.

— В каких сферах это наиболее выгодно, а где нужно вести только самостоятельную деятельность?

— Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как в любой сфере деятельности кооперация может быть оправданна, если она создает дополнительные экономические выгоды для ее участников. В большинстве случаев это характерно для отраслей с высокими входными барьерами (прежде всего инвестиционными) и операционными рисками, а также с низкой маржинальностью. Все эти факторы создают для конкурентов дополнительные побудительные мотивы к взаимному сотрудничеству.

— Как выбрать партнера, чтобы не навредить своей фирме?

— Я бы сделал здесь акцент не на минимизации вреда, а на максимизации выгоды: сотрудничать нужно с таким партнером, который, с одной стороны, способен усилить своими компетенциями и ресурсами ваши слабые стороны, а с другой стороны, в равной степени нуждался бы в вас для компенсации своих слабых качеств. То есть для возникновения реально работающего партнерства необходима прежде всего здоровая взаимозависимость партнеров, которая бы создавала для каждого из них дополнительные конкурентные преимущества на рынке, превышающие те, что каждая из сторон могла бы получить в условиях конкурентной борьбы.

— Какие проблемы могут возникнуть у компании, которая включилась в совместный проект?

— В первую очередь любая кооперация с внешним партнером порождает целый ряд организационных сложностей, таких, например, как необходимость согласования управленческих решений с новыми партнерами, потребность в синхронизации с ними внутренних бизнес-процессов и своих планов, что создает дополнительные трансакционные издержки, которые могут иметь негативный эффект как в кратко-, так и в долгосрочной перспективе, от роста внутренних затрат и снижения производительности труда до сужения спектра возможностей для стратегического развития.

Более того, нередко близкая кооперация создает целый ряд системных рисков, способных серьезным образом оказать негативное влияние на весь бизнес, от облегчения промышленного шпионажа и доступа к вашим ноу-хау, составляющим основу конкурентного преимущества, до возможности признания подобного партнерства противоречащим требованиям антимонопольного законодательства с риском применения соответствующих санкций со стороны антимонопольных органов.

— Какие преимущества получает фирма от кооперации с другими игроками рынка?

— Выгода, получаемая партнерами от кооперации, изначально разнообразна и определяется прежде всего ее характером и спецификой отрасли, в которой она реализуется. В частности, это может быть сокращение внутренних издержек и (или) увеличение доходов за счет экономии ресурсов, получения ценовых преференций и более качественной и достоверной информации о рынке, применения более прогрессивных технологий и т д. Также это может быть облегчение доступа на новые рынки, создание новых рыночных продуктов или освоение новой сырьевой базы, минимизация операционных рисков и т д. Однако как бы ни были разнообразны преимущества здоровой кооперации, их можно свести к единому знаменателю: все они приводят к максимизации прибыли по сравнению с преимуществами, которые можно получить в рамках стратегии автономного развития.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
245 просмотров
В избранное
Фокус
Фокус

Проверка контрагентов на банкротство, арбитражные дела и долги и др.

Узнать больше

Комментарии

1 комментарий Написать свой
хорошая статья
Ответить Ответить
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.