Made in Thailand: как наладить экспортный бизнес с Таиландом

Дмитрий Федоров 20 апреля

Для россиян Таиланд известен исключительно как страна с ярким солнцем и теплым морем. Но туризм на самом деле составляет всего лишь 6% ВВП страны. Сегодня экономика Таиланда классифицируется как индустриально-аграрная. Какие выгоды в этом могут увидеть российские предприниматели? 

На протяжении сотен лет Таиланд считался одной из самых развитых стран Азии. Серьезный урон тайской экономике нанесла Вторая мировая война, после чего Таиланд долго наращивал мощности. С 1991 года, после государственного переворота, страна стала вновь развиваться опережающими темпами: наладились автомобильная промышленность и сельское хозяйство.  

Сегодня Таиланд прочно занял лидирующие позиции в мире по производству риса, автозапчастей, сырья каучука и латекса. В последние годы все больше экспортируется натуральной косметики, экзотической кожи, товаров для дома и спорта, одежды, бижутерии, сельскохозяйственной продукции (курица, свинина, фрукты и овощи). По моим оценкам, рис, одежда, косметика и автозапчасти составляют порядка 90% экспорта из Таиланда в Россию.

Национальные особенности 

Тайцы — дружелюбный и спокойный народ, поэтому вести дела с ними достаточно просто. Попав в Таиланд, каждый сможет заметить обаятельную национальную черту тайцев — улыбку, неотъемлемую часть философии «санук», что в переводе на русский означает «живи с удовольствием». Тайцы улыбаются практически всегда: когда им хорошо, грустно, плохо, даже когда они злы. За это Таиланд называют «Страной улыбок».

Но есть в работе с тайцами и несколько «запретных зон». Например, стоит избегать любых негативных высказываний в адрес королевской семьи, которая занимает особое место в сердцах тайцев, а поскольку их король приравнен к полубожественной особе, любое резкое высказывание в его адрес может поставить крест на деловых отношениях. Также необходимо проявлять уважение и терпимость к главной религии страны — буддизму.

Тайцы всегда хорошо контролируют себя и ожидают этого же от своих партнеров, поэтому, даже если вы ведете переговоры в неформальной обстановке, следует об этом помнить. А вот чем действительно стоит запастись при общении с тайскими контрагентами, так это терпением, ведь предприниматели там перед принятием решения старательно взвешивают каждую мелочь.

В целом в Таиланде преобладает зрелый, крупный бизнес, но есть и большое количество только зародившихся молодых компаний. Общение и ведение дел с русскими для тайских бизнесменов — обычное дело, ведь к нашим соотечественникам там давно привыкли благодаря массовому туристическому потоку и ряду договоренностей на государственном уровне (например, в отношении производства каучука).

Поиск поставщика в Таиланде

Главные преимущества работы с Таиландом — недорогая рабочая сила и сговорчивость местных производителей, которые не избалованы оптовыми покупателями из-за рубежа и готовы снижать закупочные цены в пользу клиентов. При этом качество итоговой продукции нисколько не страдает, а производимые в стране продукты порой превосходят европейские. К примеру, тайская косметика, отлично зарекомендовавшая себя на мировой арене, стоит на 50-60% дешевле аналогов из Европы. Крупнейший магазин тайской косметики — WellDee, всего за три года своего существования он обслужил уже более 130 000 клиентов по всему миру. Одно из самых популярных направлений сотрудничества российских предпринимателей с азиатскими странами — текстильная промышленность. При одинаковой цене качество продукции, отшитой в Таиланде, в среднем в 1,5 раза выше, чем, например, в Китае. А стоимость рабочей силы в Поднебесной — около 2,50 долл./час, в Таиланде — 1,70 долл./час.

Предпринимателям, желающим экспортировать товары из Таиланда, следует начать с поиска поставщика. Задачу эту несложно решить тремя различными способами: через торгового представителя на месте, через интернет или на специализированных выставках.

Первый способ, поиск торгового представителя, конечно, самый удобный и надежный. Проверенный человек на месте поможет найти и проверить контрагента через национальные регистры, лично убедится в качестве предлагаемого товара, а также поможет заключить договор и проконтролирует отправку. Стоимость работы зависит от объемов закупок и относительно приобретаемой выгоды совсем не высока. Как правило, за свои услуги торговые представили берут до 10% от стоимости контракта. Знание языка при этом не требуется, ведь большинство компаний, представляющих интересы наших соотечественников, российские, правда, зарегистрированные в Таиланде как юридическое лицо и постоянно проживающие на территории «Страны улыбок». При подборе торгового представителя важно просмотреть отзывы на форумах и в социальных сетях, где они обычно приставлены.  

Работать с тайскими компаниями можно и без посредников. Многие местные производители, стремясь нарастить экспортные объемы, переводят свои сайты на английский язык и стараются занять высокие строчки в поисковой выдаче Google. Есть и те, кто предлагает свои товары в известной всем системе оптовых закупок Alibaba. Найти поставщика в интернете, безусловно, самый дешевый, но при этом и самый рискованный способ. К сожалению, вероятность попасться в сети мошенников в Таиланде тоже есть, хоть и в меньшей степени, чем, например, в Китае. Самый распространенный способ обмана — исчезновение поставщика после получения им предоплаты.

Снизить собственные риски можно при личном отборе поставщика на специализированных выставках. Участие в них для мошенников — дело довольно дорогое и потому неблагодарное. В Таиланде ежегодно организуется множество профессиональных выставочных мероприятий по самым разным тематикам. Самые крупные деловые мероприятия проходят в Бангкоке в двух выставочных центрах: Bangkok International Trade & Exhibition Centre (BITEC) и IMPACT Exhibition and Convention Center. На сайте центров можно посмотреть информацию о предстоящих мероприятиях на английском языке. Но начинающим предпринимателям придется изрядно потратиться: посещение выставки не самое дешевое удовольствие, ведь оплатить придется не только входной билет, но и перелет, проживание, переводчика и пр. Стоимость такого подбора поставщика обойдется предпринимателю по самым скромным оценкам приблизительно в 100 000 руб., при том что авиабилеты будут составлять большую часть этой стоимости — примерно 70%.

Сэкономить можно, наняв местного представителя, который соберет всю необходимую информацию, подготовит фотоотчет и задаст все ваши вопросы стендистам на выставке. Цена за такой сбор визитных карточек будет стоить 12 000 руб.

Вопросы логистики с Таиландом порой решить даже проще, чем с Китаем. Здесь редко можно столкнуться с простоем товара на таможне. В среднем авиадоставка из Таиланда займет не более четырех дней, а по морю грузы приходят через 45. Все производители Таиланда пользуются международными правилами «Инкотермс», определяющими, кто берет на себя оплату доставки и страховки и несет ответственность за товар. Чаще всего используются форматы EXW и FCA. При EXW товар забирается покупателем с указанного в договоре склада продавца, оплата экспортных пошлин вменяется в обязанность покупателю. А при FCA товар доставляется основному перевозчику заказчика, к указанному в договоре терминалу отправления, экспортные пошлины уплачивает продавец. Эти форматы, как правило, прописываются в договоре, и на это следует обратить внимание.

Дмитрий Федоров, генеральный директор сервиса по доставке товаров «Терминал 12» 


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
628 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.