Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
Если у вас появился свой сайт, на котором вы рассказываете про свои услуги или товары, то почему бы не начать через этот сайт продавать? И почему бы не сделать продажу максимально удобной для клиента, чтобы ему было комфортнее расставаться со своими деньгами?
Любого предпринимателя интересуют способы, как собрать с клиентов больше денег, быстрее, с минимальными затратами и налоговыми последствиями. Бизнесмены от IT уже давно догадались о пользе приема денег через интернет. Продавцы реального сектора экономики еще только осваивают рынок онлайн-оплат. Большую степень доверия традиционно вызывают пластиковые карты. Хотя платежи через платежные системы типа Яндекс.Деньги, Webmoney, Qiwi уверенно набирают популярность среди конечных потребителей. Но здесь интересны два аспекта: технический (как встроить способы онлайн-платежей к себе на сайт), а также юридический и налоговый (как платить с этого налоги). С технологиями вам поможет любой программист. А вот организационные и налоговые вопросы попробуем снять в этой статье.
У вас есть два способа принимать оплату через интернет.
Не будем здесь говорить про прием денег через пластик. Это, по сути, обычный безнал с точки зрения налогов: он легко подтверждается документами и абсолютно прозрачен для налоговиков.
Виртуальные деньги — другое. Работа с электронными деньгами регламентируется серьезным документом — законом «О национальной платежной системе» 161-ФЗ (далее Закон о НПС). Вот как определяют жизнь его положения:
Электронные деньги приравниваются к безналичным деньгам. Платежные системы должны обеспечить должную инфраструктуру для их обслуживания.
Самый интересный для бизнеса кошелек — корпоративный. На нем остановимся подробнее.
Для того, чтобы завести корпоративный электронный кошелек, нужно пройти регистрацию на сайте платежной системы, подготовить документы для заключения договора, получить разрешение платежной системы, и только после этого вы сможете заключить с ней договор. Затем нужно будет произвести технические работы, чтобы настроить прием платежей. Если вы захотите подключить не одну электронную платежную систему, а несколько, то такую процедуру придется пройти несколько раз. Но, подключившись напрямую, вы сможете сэкономить на комиссии, потому что у платежных агрегаторов она будет больше.
Перейдем к ограничениям. На электронном кошельке может находиться сумма, не превышающая 100 000 руб. При превышении лимита деньги будут переведены на расчетный счет фирмы без вашего распоряжения. Также важно: расплачиваться с вами электронными деньгами смогут только физлица, обычные граждане, поскольку расчеты ИП и юрлиц между собой в электронных деньгах являются незаконными. Поэтому и вы сможете выступать плательщиком только в адрес физлиц. То есть вы можете принимать оплату с анонимных и персональных кошельков на корпоративный, но платить придется только на персональные кошельки.
Не забудьте уведомить налоговую об открытии электронного кошелька!
В течение 7 рабочих дней в налоговую по месту регистрации необходимо отправить сообщение по форме №С-09-1. За нарушение срока уведомления налоговики могут вменить штраф в размере 5000 руб. по статье 129.1 НК РФ. Если надумаете закрывать электронный кошелек, то об этом также нужно будет сообщить.
У платежного агрегатора есть основное преимущество, которое сразу привлекает предпринимателей: нужно заключить всего один договор с одной компанией и получить сразу несколько способов приема электронной оплаты. Вам не придется готовить документы для каждой платежной системы и иметь несколько электронных кошельков. У вас вообще их не будет, так как по договору с агрегатором деньги, которые перечислят клиенты, будут переводиться на ваш расчетный счет с удержанием комиссии. За это преимущество, которое сэкономит ваше драгоценное время, агрегаторы и берут повышенную комиссию.
Агрегаторов платежей много, например, Assist, «Деньги.Онлайн», «РБК-Мани», «Робокасса». При выборе агрегатора обратите внимание на стоимость подключения, количество необходимых документов для подключения, размер комиссии за проведение платежей, и сколько способов оплаты вы сможете принимать.
Что выгоднее для вашей фирмы — завести электронный кошелек или подключиться к агрегатору — зависит от объема транзакций и количества желаемых способов оплаты. Фирме с крупными оборотами имеет смысл подключиться напрямую к платежным системам, потому что затраты на подключение окупятся быстрее.
Для небольших компаний более привлекателен агрегатор платежей. Быстро и без затрат на разработку можно подключить сразу несколько видов оплаты. Клиент сможет выбрать из списка самый удобный для себя и оплатить товар, а затраты на комиссиях будут не так значимы.
В налоговых доходах электронные деньги следует учитывать на дату оплаты покупателями (п.1 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 24.01.2013 №03-11-11/28).
В доходах учитывается вся сумма денег, которую вам перечислил клиент без уменьшения на комиссию (п. 1 ст. 346.15, ст.251 НК РФ). Если вы на УСН «Доходы минус расходы», то комиссию сможете списать в расходы на основании пп.24 п.1 ст. 346.16 НК РФ. Необходимую информацию по суммам и датам оплат клиентами стоит брать из реестра платежей или отчета агента (агрегатора).
Официальный бумажный отчет агента редко содержит детализацию платежей клиентов, но иногда у агрегатора можно запросить реестр платежей. Если вы его распечатаете и заверите своей подписью и печатью, то при проверке он, возможно, устроит налогового инспектора.
Документом, подтверждающим операции на электронном кошельке, является отчет оператора электронной платежной системы. Срок его предоставления необходимо обговорить с оператором в договоре. Удобно, когда оператор присылает отчет не реже одного раза в месяц.
Ольга Аввакумова,
эксперт аналитического отдела сервиса «Бухгалтерия.Контур».
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Сервис PayPlug предлагает за 2 минуты самостоятельно бесплатно создать свой платежный сайт. В нем уже реализована интеграция платежных систем, Вам остается лишь добавить свои реквизиты и тут же Вы можете принимать деньги несколькими способами. Принимать платежи сейчас можно через любую удобную систему: Visa/MasterCard, QIWI, MoneXy, W1,PayPal, Приват24, Яндекс. Деньги, WebMoney. Сайт постоянно развивается, поэтому вскоре появятся новые способы и виды оплаты.
Оплата происходит на шлюзе вашей платежной системы, сайт не является платежным агрегатом. В этом есть свой плюс: оплата идет мгновенно и напрямую (сразу на Ваш счет в платежной системе. поэтому задержек быть не может).
В итоге Вы получаете:
- свой личный платежный сайт с именным доменом уже настроен для приема платежей;
- объединенную статистику по подключенным кошелькам;
- защиту своих реквизитов от злоумышленников;
- простой и удобный интерфейс для Вас и Вашего плательщика.