Какие возможности открывает Китай для российского производителя?

Борис Горохов 10 мая

В Китае сейчас кризис, но есть одна отрасль, которую он слабо затронул. Это пищевая отрасль. Неважно, что происходит с экономикой, люди всегда покупают продукты. И в этом смысле Китай — очень перспективный рынок.   

Сегодня Китай представляет собой достаточно крупный рынок для сбыта пищевых продуктов. Причем этот рынок интересен для всего мира: многие компании из Европы и Америки стремятся выйти в Поднебесную и продавать здесь свои продукты через торговые сети или путем создания собственных брендов. В Китае уже достаточно успешно реализованы проекты по созданию винных брендов, сюда активно импортируются молоко и мясная продукция из Австралии и Новой Зеландии. Из Европы и стран Балтики в Китай поступают молочные продукты, товары для детей, сухие смеси, снеки и многое другое.

Некоторые российские компании начинают пробовать работать в Поднебесной. Например, компании из Хабаровска и Благовещенска скупают печенье, шоколад и другие продукты, а затем через своих партнеров продают на китайском рынке. У нас есть партнеры, которые продают сладости, пирожные. Они везут их в морских контейнерах из Москвы и Санкт-Петербурга и отгружают в Шанхае. Также я знаю торговые компании, которые скупают орехи, спиртное, мороженое и другие виды продукции с целью последующей продажи в Китае.

Мода на иностранное  

Тенденция, которая наблюдается сейчас в Китае, — это мода на продукты иностранного производства. Считается, что они более качественные и полезные для здоровья. И такое мнение об иностранных продуктах у людей сложилось неслучайно. Дело в том, что последние годы в Поднебесной произошло немало скандалов, связанных с пищевыми продуктами.  

В 2008 году прогремела история с китайским молоком. Выяснилось, что некоторые китайские производители добавляли в продукцию меланин — вещество без вкуса и запаха, которое позволяло повышать измеряемую концентрацию белка и снижать издержки. Почти все компании в этой сфере работали таким образом. Но в результате махинации продукты, в том числе сухие молочные смеси для грудных детей, становились опасными для здоровья. На местных производителях эта неприятная история сказалась очень серьезно: помимо того, что молочная продукция массово изымалась из продажи, некоторым производителям пришлось закрыть заводы либо работать под другой торговой маркой.

Сегодня иностранные продукты стоят дороже китайских. Ввозная продукция находится по цене в премиум-сегменте. Некоторые китайские предприниматели, воспользовавшись ситуацией, даже зарегистрировали офшоры за границей, чтобы выдавать себя за иностранных производителей.  

Что касается экспорта российской продукции в Китай, то это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд. Многие товары, например, вообще нельзя вывозить из России в Китай, в частности молочную и мясную продукцию. Кроме того, для любого экспортера здесь установлена достаточно высокая планка: далеко не все компании могут в принципе продавать свою продукцию в Китае. А мнение о том, что раз китайский рынок большой и перспективный, то на нем можно продать любой потребительский товар, возникает отчасти из-за незнания местной специфики и устройства бизнеса.

На сегодняшний день в Китае действует очень много агентов, которые работают по своей отлаженной схеме: они договариваются с клиентами в Китае о поставке продукции, едут к производителю в Россию и везут то, что нужно. Предприниматели-новички часто не учитывают того, что определенный товар может быть не по вкусу местному потребителю. Кроме того, они не догадываются, что китайцы рассчитывают на получение российского товара с готовым комплектом необходимых разрешительных документов.

Какие товары интересны в Китае?

Из всех пищевых товаров порядка 90% можно сразу исключить из списка продаваемых в Китае. Например, здесь очень плотно занята ниша вин — и красных, и белых. Помимо того, что на этом рынке активно работают китайские компании, вина в Китай поставляются из Португалии, Франции, Италии, Чили, Австралии и других стран. Войти в эту нишу очень сложно, так как основные партнеры — крупные продуктовые сети — не только уже переполнены подобным товаром, но и постоянно настаивают на снижении цен, чего российские производители сделать не в состоянии, потому что не ставят китайский рынок на первое место в своем списке.  

Что касается шоколада, то небольшую нишу российский шоколад здесь занимает. Такие бренды, как «Аленка», имеют в Китае спрос. Но наш шоколад часто не удовлетворяет вкусовые привычки китайского потребителя. Российский шоколад кажется ему слишком сладким. Поэтому, чтобы заниматься таким бизнесом в Китае, нужно приложить немало усилий, то есть менять состав шоколада, открывать здесь офис, запускать маркетинговую кампанию, чтобы бренд стал узнаваемым.   

Российские товары, которые будут иметь спрос в Китае:

  • Подсолнечные масла. На сегодняшний день это огромный, пока еще свободный, рынок. Китайское масло имеет растительное происхождение (на основе бобовых), поэтому подсолнечное масло для местного потребителя остается редким продуктом, который достаточно хорошо себя зарекомендовал. Оптовые компании достаточно активно скупают подсолнечное масло в России и продают его через свои каналы.
  • Крупы: рис, гречиха, соя. Недавно отменили заградительные пошлины и фитосанитарные барьеры для растительных культур в агросфере. Открылись большие возможности для российских товаров в сельском хозяйстве.

Вообще путь к тому уровню, когда наши компании начнут узнавать на китайском рынке, будет длинным. Сначала в Китае должны вообще понять, что такое российские товары, понять и полюбить наши бренды. Поэтому в нынешней ситуации, когда российские поставщики не хотят тратить деньги на развитие рынка Китая и не знают, как с ним работать, большим успехом будет уже то, что они смогут привлечь крупных китайских посредников, которые начнут покупать товар в России и затем продавать его в Китае.

Второй этап — это когда российские компании сами начнут выходить на рынок Китая, открывать здесь офисы и заключать договоры c крупными сетями. Пока же мы — пионеры, которые только начинают завоевывать рынок Китая.

Борис Горохов, основатель компании «Мост в Китай»


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
948 просмотров
В избранное
2 комментария Написать свой
Много читать трудно
Ответить Ответить
человек воспринимает предложение если легко читается. Зачем сразу абзацы писать которые большинство игнорируют?
Ответить Ответить
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.