Что меняется в НК РФ этим летом?

Выпуск № 30
Александр Лавров 21 июля

Поправки в первую часть НК РФ вносят законы 130-ФЗ и 134-ФЗ. Большая часть из них вступает в силу с 1–2 июня и с 1 июля 2016 года. Меняется порядок взаимодействия с налоговой по НДС-декларации, а также порядок ознакомления с материалами проверок, сроки применения новых форм налоговой отчетности и многое другое.

Порядок вступления «нормативки»

Напомним, что изменения налогового законодательства вступают в силу в особом порядке. Они начинают действовать не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (п. 1 ст. 5 НК РФ). Однако эти сроки часто не соблюдались, например, для налоговых деклараций. Так, Приказ ФНС России от 24.12.2014 № ММВ-7-11/671@, который утвердил форму декларации по НДФЛ за 2014 год, был опубликован лишь 03.02.2015, то есть через месяц после начала декларационной кампании.

Со 2 июня этот аспект урегулирован (ст. 5 НК РФ, в ред. п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ — далее Закон 130-ФЗ). Новые декларации начинают применяться не ранее чем через два месяца со дня их официального опубликования. По этим правилам утвержденная в декабре 2014 года форма 2-НДФЛ была бы обязательна к применению лишь с 3 апреля 2015 года.

Постановления Правительства РФ по налоговым вопросам теперь приравнены к актам органов исполнительной власти и вступают в силу не ранее чем через месяц после официального опубликования (и с нового налогового периода).

Больше не являются налоговой тайной суммы уплаченных налогов и сборов (кроме «таможенных»), недоимки и задолженности по пеням и штрафам, суммы доходов и расходов по данным бухотчетности, а также среднесписочная численность работников организации.

Хотите три месяца удобного ведения учета и легкой сдачи отчетности через интернет в подарок? Вам сюда!

Подробнее

Перечень «тайных» сведений

С 1 июня законодатель упростил жизнь тем, кто тщательно подходит к проверке добросовестности контрагентов (ст. 102 НК РФ, в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 134-ФЗ). Перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне, расширили сразу на несколько пунктов.

Во-первых, больше не являются тайной суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам (при их наличии). Это позволит понять, платит ли контрагент налоги или только сдает отчетность.

Во-вторых, не являются тайной среднесписочная численность работников организации, суммы уплаченных налогов и сборов (кроме «таможенных») и суммы доходов и расходов по данным бухотчетности. Это позволит проверить, есть ли у контрагента ресурсы для осуществления той или иной деятельности, а также вела ли компания активную деятельность в прошлые годы.

Добавим, что все перечисленные выше сведения, а также сведения о применении спецрежимов и участии в консолидированной группе налогоплательщиков должны размещаться на сайте ФНС России. Правда, порядок их формирования и размещения пока не утвержден. Скорее всего, ждать этого придется недолго.

Те, кто обязан отчитываться в налоговую в электронной форме, должны обеспечить получение документов от налоговиков в электронном виде. Кроме того, в электронном виде нужно представлять любые пояснения к декларации по НДС в рамках камеральной проверки.

Электронное взаимодействие

С 1 июля те налогоплательщики, которые обязаны отчитываться в налоговую в электронной форме, должны обеспечить получение документов от налоговиков в электронном виде (ст. 23 НК РФ, в ред. п. 3 ст. 1 Закона 130-ФЗ).

Перечень лиц, которые не могут отчитываться на бумаге, закреплен в п. 3 ст. 80 НК РФ. Например, это организации, у которых больше 100 работников. Но если бизнес растет, то компания (даже если она раньше отчитывалась в электронном виде по собственной воле) может попасть в число тех, кто обязан «сдаваться» электронно. В этом случае нужно в течение 10 дней выполнить соответствующую обязанность. Если налогоплательщик этого не сделает, то налоговики могут заблокировать его счета (ст. 76 НК РФ, в ред. п. 5 ст. 1 Закона 130-ФЗ).

Кроме того, с 01.01.2017 меняется порядок взаимодействия в рамках камеральной проверки декларации по НДС, сданной в электронном виде. Любые пояснения к ней нужно будет представлять в электронном виде. До этого времени ФНС должна разработать и утвердить специальный формат таких пояснений. Если же компания сдаст документ в бумажном виде, то он будет считаться не представленным, а это значит, что грозят и штрафы, и доначисления (ст. 88 НК РФ, в ред. п. 6 ст. 1 Закона 130-ФЗ).

Пояснения по льготам

Со 2 июня расширены права налоговиков при камеральных проверках деклараций, в которых заявлены налоговые льготы. Теперь у компании или ИП могут требовать не только документы, которые подтверждают право на льготы, но и пояснения об операциях (имуществе), по которым эти льготы применены (ст. 88 НК РФ, в ред. п. 6 ст. 1 Закона 130-ФЗ). Пояснения, как и документы, нужно представить в течение пяти рабочих дней с момента получения требования.

При этом напомним про разъяснения, которые даны в п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 в отношении льгот по НДС. Не все операции, которые названы в ст. 149 НК РФ, являются льготами. Льготы — это те из них, которые относятся к определенным лицам, а не устанавливают специальные правила налогообложения соответствующих операций. Представляется, что этот подход можно распространить и на другие налоги.

Актуальная правовая база для бухгалтера: консультации экспертов и аудиторов, ставки, КБК, ОКВЭД, справочник проводок и др.

Узнать больше

Взаимодействие не только электронное

Значительные изменения внесены и в порядок представления документов налоговикам.

Во-первых, листы документов, которые представляются на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями ФНС России (ст. 93 НК РФ, в ред. п. 7 ст. 1 Закона 130-ФЗ). Однако эта формулировка не совсем ясна. Один из главных вопросов связан с нумерацией и прошивкой: можно ли скреплять разные документы и заверять всю прошивку целиком, а не каждый документ по отдельности. Минфин России в письме от 29.10.2014 № 03-02-07/1/54849 указывал, что заверять нужно каждый документ, а не всю прошивку. В то же время в другом письме Минфина от 29.10.2015 № 03-02-РЗ/62336 указано, что можно формировать сшивы документов (копий документов). В таком сшиве не может быть более 150 листов, должна быть обеспечена возможность их свободного чтения и копирования. Приведены и другие рекомендации. Скорее всего, эти неясности должны быть разъяснены ФНС России в соответствующем подзаконном акте.

Во-вторых, истребуемые «бумажные» документы теперь можно представлять в виде сканированных образов по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика. Конечно, они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью. Таким образом, теперь даже «неформатные» документы необязательно представлять на бумаге — электронное взаимодействие в значительной степени упрощается. Отметим, что порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.

Ознакомление с материалами проверки

Изменился порядок ознакомления проверяемого лица с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля (ст. 101 НК РФ, п. 8 ст. 1 Закона 130-ФЗ). Теперь налоговый орган обязан предоставить возможность ознакомиться с такими материалами на своей территории. Причем их можно не только читать, но и делать их них выписки и снимать копии. Для этого нужно подать в инспекцию соответствующее заявление.

Стерто с «карты налоговых взаимоотношений» и еще одно белое пятно. Раньше при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля документы мог рассматривать не тот, кто рассматривал «основные» материалы проверки. Со 2 июня после проведения дополнительных мероприятий все материалы рассматриваются заново, в том числе и материалы самой проверки. Это должно исключить принятие решения по проверке тем, кто не знаком с частью материалов.

Порядок работы с жалобами

Интересные новеллы связаны с порядком работы с жалобами налогоплательщиков.

1. При определенных обстоятельствах обязательно приостанавливать действие решения по налоговой проверке, если оно уже вступило в силу (ст. 138 НК РФ, п. 14 ст. 1 Закона 130-ФЗ).

Напомним, что подача апелляционной жалобы (в течение месяца со дня вручения) автоматически приостанавливает действие решения. Если месячный срок пропущен, то решение автоматически вступает в силу, и налоговики имеют право взыскивать указанные в нем недоимки, пени, штрафы в принудительном порядке. Приостановить действие этого решения можно было по ходатайству одновременно с подачей жалобы на вступившее в силу решение. Однако на практике такие ходатайства почти никогда не удовлетворялись.

Со 2 июля вышестоящий налоговый орган обязан приостановить действие обжалуемого решения, если налогоплательщик предоставит банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по этому решению. Требования к гарантии установлены п. 5 ст. 138 и п. 5 ст. 74.1 НК РФ. Единственное основание для отказа приостановить действие решения — это несоответствие гарантии установленным требованиям.

2. Теперь в жалобе необходимо указывать способ получения решения по ней: на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (ст. 139.2 НК РФ, п. 16 ст. 1 Закона 130-ФЗ).

3. После получения жалобы на действия или бездействие должностных лиц инспекция должна сама принять меры по устранению нарушения прав лица, которое ее подало. Если нарушения устранены, об этом сообщается в вышестоящий налоговый орган, который оставляет жалобу без рассмотрения (ст. 139 и 139.3 НК РФ, п. 15 и 17 ст. 1 Закона 130-ФЗ).

Александр Лавров, аттестованный аудитор

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1293 просмотра
В избранное
Экстерн
Экстерн

Сдача любых видов отчетности во все контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР, РПН

Узнать больше
НДС+
НДС+

Сверить счета-фактуры с контрагентами и избежать доначисления НДС, штрафов и пеней

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.