Перед выбором
Когда изменилась нижняя граница стоимости основных средств (ОС) в налоговом учете, появилась разница в величинах расходов, учитываемых в бухгалтерском и налоговом учете (ст. 256 и 257 НК РФ, в ред. Федерального закона от 08.06.2015 № 150-ФЗ):
- в налоговом учете сумма относится в расходы единовременно;
- в бухгалтерском — списывается постепенно, при начислении амортизации.
Есть два варианта работы с возникшими разницами. Во-первых, можно исключить их возникновение. Для этого в учетной политике предприятия нужно прописать, что в налоговом учете материальные ценности со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью от 40 000 до 100 000 рублей включаются в состав расходов не единовременно, а поэтапно, по определенному заранее графику в зависимости от срока полезного использования. Определять порядок признания материальных расходов организации могут с 2015 года (п. 1 ст. 254 НК РФ).
Во-вторых, можно вести учет отложенного налогового обязательства согласно ПБУ18/02 в течение всего срока начисления амортизации. Расхождения между налоговым и бухгалтерским учетом будет сведено к нулю, когда закончится срок амортизации ОС.
Повысить лимит стоимости ОС в бухучете самостоятельно организация не вправе. Иначе она будет привлечена к налоговой ответственности за неверное отражение на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности материальных ценностей (ст. 120 НК РФ).
На конкретных примерах
Поскольку порядок учета и расчет отложенного налогового обязательства на практике часто вызывает затруднения, разберем эту ситуацию на примере. Допустим, в марте 2016 года предприятие купило производственное оборудование за 48 000 рублей. В этом же месяце в бухучете имущество ввели в эксплуатацию как объект ОС. Срок его полезного использования — 4 года (48 месяцев). Амортизация ведется линейным методом.
В налоговом учете имущество не относится к амортизируемому. Поскольку его стоимость меньше установленного лимита, она полностью включается в расходы в момент принятия ОС к учету, то есть в марте 2016 года. Какими проводками в этот период нужно будет отразить имущество в бухучете, смотрите в таблице.
Амортизация по объекту ОС в бухгалтерском учете начисляется с апреля. В нашем случае амортизация за месяц равна 1 000 рублей: (48 000 рублей / 48 месяцев) × 1 месяц. Сумма амортизации не учитывается в налоговых расходах, она уменьшает налогооблагаемую временную разницу на 1 000 рублей и частично гасит отложенное налоговое обязательство на 200 рублей: 1 000 рублей × 20 %, где 20 % — налоговая ставка налога на прибыль. И так в течение всего срока амортизации оборудования.
В балансе кредитовое сальдо счета 77 отражают по строке 1420 «Отложенные налоговые обязательства». В отчете о финансовых результатах изменение отложенных налоговых обязательств отражается по строке 2430.
Проводки в бухгалтерском учете
Период | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, в руб. |
---|---|---|---|---|
Март 2016 | Отражены расходы на приобретение ОС | 08 | 60 | 48000 |
Имущество введено в эксплуатацию в качестве ОС | 01 | 08 | 48000 | |
Начислено отложенное налоговое обязательство (48 000 рублей × 20 %) | 68 | 77 | 9600 | |
Апрель 2016* | Начислена амортизация ОС | 20 | 02 | 1000 |
Частично погашено отложенное налоговое обязательство (1 000 рублей × 20 %) | 77 | 68 | 200 |
*В течение всего срока амортизации оборудования нужно будет повторять те же проводки, что в апреле.
Автоматизированный бухгалтерский, налоговый и складской учет на крупных предприятиях и в бюджетной сфере
В ожидании перемен
Корректировка нижних границ стоимости ОС в бухгалтерском и налоговом учете происходила неоднократно, и, как правило, за повышением одного лимита следовало аналогичное повышение второго. Последнее увеличение минимальной стоимости основных средств прошло в одностороннем порядке. Правда, 07.06.2016 Минфин РФ заявил о планах по разработке пяти новых стандартов бухучета, в том числе по основным средствам. Но сроки внедрения этих изменений пока не известны.
Луиза Баянова,
руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Актив»