Аппетиты растут

Несмотря на то, что вот уже который год не умолкают разговоры о второй волне кризиса, потребление в Москве растет, а аппетиты людей увеличиваются, утверждают владельцы многопрофильных холдингов. Одним из показателей постоянно возрастающего уровня жизни в столице является скорость появления торговых центров в Москве. В последнее время здесь строится больше торговых площадей, чем в любой европейской столице. Сегодня на этапе строительства находятся 23 проекта. В то же время в регионах доходы растут не так быстро. Иными словами, если в Москве все направления бизнеса, направленного на конечного потребителя, имеют высокие шансы на успех, то в регионах это происходит не всегда. К тому же нельзя забывать, что на потребительском рынке, как правило, господствуют средние и крупные сетевые компании, и маленьким игрокам, во-первых, сложно входить на рынок, во-вторых, приходится прикладывать максимум усилий, чтобы удерживать свои позиции в ожесточенной конкурентной борьбе, влезая в кредиты. Следует к тому же учитывать, что потребитель в крупных городах более искушенный и избалованный.

«Одним из наиболее выгодных решений для тех, кто хочет работать в сегменте B2C, является франчайзинг», — считает генеральный директор компании EMTG Екатерина Сойак.

Однако к выбору и покупке франшизы нужно подходить ответственно, ведь яркий и узнаваемый бренд, отлаженные технологии не всегда гарант успеха. «Многое зависит от личности самого предпринимателя», — солидарен с ней Мераб Елашвили, президент «Планеты Гостеприимства».

Консалтинговая и выставочная компания EMTG уже не первый год занимается формированием рейтинга наиболее успешных франшиз.

В этом году его возглавил бренд «Инвитро», который с 1998 года открыл 505 медицинских офисов в 200 городах России. А вот дальше в рейтинге доминируют в основном бренды так или иначе связанные с едой. На втором месте — торговые точки по продаже мороженного «33 Пингвина», далее - «Шоколадница», «Перекресток», «Сбарро» и другие.

Рейтинг дает основания полагать, что, несмотря на развитие частной медицины, в приоритете все же остается бизнес в сфере организации общественного питания и ритейла.

Онлайн подорожал

Еще одним перспективным рынком принято считать интернет-бизнес, в частности, e-commerce — продажу потребительских и иных товаров через интернет. Идея развивать бизнес в Сети вполне понятна: порог входа низкий, начинать можно, не имея большого количества ресурсов, фактически «на коленке».

Несмотря на то, что в последние годы инвесторов и начинающих предпринимателей охватила массовая «золотая интернет-лихорадка», по-настоящему успешных и зарабатывающих реальные деньги интернет-стартапов не так много.

Причина в том, что после первых удачных продаж или набора какого-то количества пользователей такой бизнес, как правило, попадает в «яму»: достигнув определенной точки, он сталкивается со сложностями в виде высокой конкуренции, недостатка инвестиций, квалифицированных кадров (а массовая стартап-эйфория способствовала «нагреванию» цен на IT-специалистов и разработчиков), необходимости улучшать техническую базу и т д.

К тому же, если речь идет об онлайн-ритейле, то здесь тоже наблюдается ужесточение конкурентов из-за присутствия крупных игроков вроде Ozon, Enter, «Юлмарт», которые готовы на все ради привлечения покупателя. Соответственно, растет и цена каждого привлеченного клиента: так, по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, рынок онлайн-рекламы вырастет по итогам 2013 года по отношению к предыдущему на 28%, медийной рекламы — на 16%, маркетинга и коммуникаций в соцмедиа — на 32%, в то время как сама онлайн-торговля вырастет на 22%. Цифры наталкивают на мысль о том, что заниматься онлайн-маркетингом и рекламой, возможно, прибыльнее, чем открывать собственный интернет-магазин. Во-первых, здесь не нужна громоздкая инфраструктура и сложная логистика (склады, доставка, операторы), во-вторых, специалистов можно привлекать из других регионов для удаленной работы.

Вера в мобайл

Несмотря на то, что страсти вокруг стартапов постепенно сходят на нет, бизнес-ангелы сохраняют оптимизм. «Лично я буду инвестировать в digital health, во всевозможные трекеры здоровья — во все, что связано с оцифровкой текущего состояния человека, и во все мобильные проекты», — признается инвестор Александр Бородич. «Посмотрите на себя, вы все держите в руках смартфоны, и они явно заменяют многим из вас компьютер», — аргументирует он свою точку зрения.

Весьма оптимистично настроены бизнес-ангелы относительно рынка роботов. «Это интересная и перспективная тема, — уверяет Константин Фокин. – Причем, начиная от игрушек и заканчивая функциональными домашними или промышленными роботами».

Согласен с ним и Сергей Мальцев, который считает, что сегодня рынок робототехники проходит те же этапы, что и персональные компьютеры в 1980-х.

Несмотря на то, что биотехнологические компании долгое время были фаворитами инвесторов и начинающих бизнесменов, пока ярких историй успеха на этом рынке практически нет. Хотя, нельзя отрицать, что рынок сложный и требует специальных компетенцией, то есть войти в него получится не у каждого, а довести до окупаемости — тем более. Однако те единицы, которые дойдут до конца, скорее всего и получат значительную долю на рынке, ведь кроме еды люди стараются не экономить еще и на здоровье.

Кроме того, сегодня в тренде цифровое образование, мобильные образовательные платформы и здоровье в целом, считают бизнес-ангелы.

Сделать что-нибудь

«Совершенно неважно, в какой сфере делать бизнес, — говорит Антон Молодцов, генеральный директор рекламного агентства «Образовательный маркетинг». - Главное, чтобы у вас были какие-то связи, какой-то опыт и понимание процессов в конкретном рынке». По его словам, необходимо максимально быстро протестировать модель. «Проблема, в том, что предприниматели много рассуждают о том, где, в какой сфере начинать дело.  В итоге два года делают то, что, как оказывается, никому не нужно». Молодцов советует как можно быстрее и четче сформировать предложение и пройтись по клиентам, узнать их обратную связь — готовы они будут это купить и за сколько. Только так можно построить стабильный бизнес, уверен он.

«Долгие» деньги сейчас крайне невыгодны», — считает Талия Ахметова из Florist.ru. Есть вполне конкретные и перспективные рынки, например, e-commerce, растущий за счет регионов. Достаточно только найти еще незанятую нишу и развиваться в ней.

«Сегодня потребителя сложно чем-либо удивить, за карманы обычных людей борются миллионы различных компаний, — говорит Максим Лагутин, основатель нескольких интернет-компаний. – В таких условиях имеет смысл обратить внимание на сегмент B2B — ведь компаниям продукты и услуги нужны не меньше. Например, в сфере информационной безопасности. Кстати, есть американские венчурные капиталисты, которые с недавних пор придерживаются стратегии инвестирования исключительно в B2B-компании». Важно только найти «своего» покупателя и предложить ему высококачественный продукт, уверен он.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы,
аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов
на острые темы

Спасибо за подписку.
Поделиться статьей
     
S 4630 просмотров
PВ избранное