Пермь, 2011
Стартовый капитал 900 000 ₽
Окупаемость за полгода
Ради любимого дела Ксения Потапова пожертвовала престижной и высокооплачиваемой работой. После 10 лет юридической карьеры она предпочла отправиться в свободное бизнес-плавание и создала салон по уходу за домашними питомцами PetSPA в Перми. О том, как это у нее получилась, Ксения рассказывает порталу «Контур.ру».
Мечта детства и реальный бизнес
Я с самого детства была правильной девочкой: с отличием окончила школу, поступила на юридический факультет Пермского государственного университета, потом сразу начала работать по специальности. После 10 лет работы в юриспруденции и двух декретов у меня вдруг возникло стремление к личностному росту и переменам. Я ушла из хорошей компании с высокой зарплатой и стабильным рабочим расписанием.
Открыть салон по уходу за животными — это моя мечта детства. Я всегда очень любила собак, профессионально занималась с ними спортом, серьезно увлекалась дрессировкой, ездила по выставкам. Эта страсть всегда жила параллельно с основной работой, собаки были моим хобби. И поэтому когда встал вопрос, куда двигаться дальше, я долго не колебалась и решила открыть салон для животных, тем более что такие услуги уже оказывали 2-3 предприятия в Перми.
Серьезно теоретической подготовкой я занялась в августе 2010 года: потребности собаководов я знала не понаслышке.
Правильный уход за животным, мытье, сушка, подготовка к выставкам — все эти процедуры сложно проводить дома. Эти услуги и легли в основу концепции моего салона PetSPA, который открылся в феврале 2011 года.
Выгодные преимущества
Открыть бизнес мы решили с одной моей знакомой: нашли помещение, сделали качественный ремонт, закупили профессиональное оборудование в Санкт-Петербурге, Калининграде, Польше, выбрали линию косметики — и стартовали. Всего на открытие ушло около 900 000 руб., эти деньги мы взяли в банке. Первый год параллельно с салоном я еще работала в фирме, чтобы как-то закрывать текущие платежи по займам. Спустя некоторое время знакомая решила выйти из бизнеса и продала мне свою долю. Сейчас я единственный владелец PetSPA.
Окупаться салон начал через полгода. Помогла массированная реклама — на радио, в глянцевых журналах, на флаерах. Много денег было вложено в дизайн и разработку логотипа. В салон потянулись клиенты.
Мы сразу позиционировали себя как салон премиум-класса. Наши конкуренты организовывали работу по-другому: они снимали небольшие уголки в ветеринарных клиниках или клубах, использовали обычные инструменты — ванны, предназначенные для людей, ручные фены. Я до сих пор не могу представить, как можно высушить чау-чау ручным феном!
У нас закуплено профессиональное оборудование: специальные ванны для больших и маленьких собак, куда животные поднимаются по трапу, столы с электроподъемником, компрессоры для сушки. Все это оборудование на порядок дороже обычного. Например, обычный стол стоит всего 3 000-4 000 руб., а с подъемником — 35 000-40 000.
Средний чек нашего салона сегодня составляет 1 000 руб. Основной уход (мытье, кондиционирование, сушка, вычесывание, гигиена ушей, зубов и когтей) маленькой собаки обойдется владельцу от 400 руб., большой — от 800 руб. Самая дорогая процедура в салоне — ручное выщипывание омертвевшей шерсти, она проводится 10-12 часов и стоит около 2 000 руб. Также в салоне можно сделать татуировку или украсить собаку стразами.
У нас уже сформировался пул постоянных клиентов, которые привозят к нам своих собак купаться. Все большей популярностью пользуются услуги по подготовке к выставке кошек. Рекламы теперь мы почти не даем, клиенты находят нас в интернете (недавно мы запустили сайт) или через сарафанное радио.
Где в Перми найти грумеров?
Мне сложно сказать, окупились ли уже вложенные в салон деньги, я не финансист и поэтому не высчитываю все эти экономические показатели. Кредиты не погашены до сих пор, мне просто жалко вкладывать оборотные средства в досрочное погашение. Тем более что два года назад мы с помощью кредитов сделали перепланировку салона. Мы сразу открыли две зоны: 30 кв. м у нас были отведены под магазин для питомцев — с одеждой, профессиональной косметикой, лакомствами, и столько же под сам салон. Но вскоре мы поняли, что надо расширять рабочие помещения. Сегодня у нас два зала, три рабочих места для парикмахеров для собак — грумеров.
На вырученные деньги я закупаю новое оборудование, получается, что мы зарабатываем столько же, столько тратим. Очень трудным оказался первый год, сейчас уже все стабилизировалось.
Вообще самой большой проблемой изначально стал персонал. Поначалу люди вообще не держались, мне приходилось работать в PetSPA одной. За три года нам удалось сформировать костяк из пяти человек, шестого специалиста взяли совсем недавно. Готовых кадров на рынке просто нет.
Кто-то раньше был надомником: учился по книжкам, сам стриг собак дома, потом пришел работать в салон. Были мастера, которые умели стричь, но не готовы были выходить на работу постоянно. Поэтому я была вынуждена запустить собственные курсы грумеров. Летом мы провели их уже во второй раз. Это полноценная образовательная семидневная программа, в течение которой специалисты читают лекции о каждой породе собак и проводят мастер-классы. По итогам программы некоторых учеников мы приглашаем работать в салон. Повышать квалификацию я отправляю персонал в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург.
Я подумываю об открытии полноценной школы здесь, в Перми, потому что кадровый голод дает о себе знать. Сегодня это единственная причина, почему я не могу масштабироваться и открыть второй салон. Там просто некому будет работать.
Не люблю называть PetSPA бизнесом, скорее это дело, которое приносит мне огромное удовольствие. Недавно нам принесли на уход четырех маленьких щенков и четырех котят, мы всем салоном возились с ними. На какой работе я бы имела возможность все время посвящать животным?
В будущем мне, конечно, хотелось бы расширить салон или открыть вторую точку. Также я подумываю об организации производства профессиональной косметики для животных, которую мы будем продавать другим салонам. Естественно, нужно открывать школу для грумеров. И хотелось бы увеличить товарообороты по одежде. До последнего времени это направление почти не развивалось, но теперь стали появляться новые бренды одежды, даже именитые дизайнеры в последнее время создают специальные коллекции для питомцев.