Простые правила создания интернет-магазина

Амира Каримова
13 января 2014
Простые правила создания интернет-магазина

Многие думают, что открыть интернет-магазин несложно. Казалось бы, сделал сайт,  нашел поставщика, начал привлекать клиентов — и дело пошло! Тем не менее, статистика непреклонна: средний срок жизни проектов в сфере e-сommerce едва превышает два года: 90% магазинов в итоге закрываются.

Расчет всему голова

Создание интернет-магазина, как и любого другого бизнеса, имеет смысл начинать с расчетов, советует Роман Кикоть, операционный директор фулфилмент-оператора «Бета продакшн».  «Возможно, такой подход покажется немодным, но без этого невозможно построить прибыльный проект. Даже самые простые расчеты с помощью калькулятора и Excel сильно помогут на старте», — говорит он. Так, для расчетов нужно максимально реалистично прикинуть потенциальную посещаемость сайта за месяц,  конверсию «визиторов» в покупателей (отношение числа совершивших покупку к числу пользователей, посетивших сайт), попробовать оценить процент исполняемости заказов (этот показатель зависит не только от вас, но и от поставщика, логистической компании и т д.) и умножить его на предполагаемый средний чек. Так вы получите примерную сумму ежемесячного дохода.

Пытаться выйти в ноль за счет повышения наценки на товар — плохая идея, считают эксперты. Каким бы красивым и удобным ни был ваш интернет-магазин, накрутка цен более чем на 15-20% отпугнет потенциальных покупателей.

Кроме непосредственно количественных показателей желательно заранее подготовить описание ключевых бизнес-процессов, основных этапов работ, определить необходимый уровень  сервиса для клиентов, уникальных предложений. Все это, естественно, тоже желательно попробовать оценить и перевести на язык цифр — это даст понимание того,  во сколько они обойдутся проекту.

Порог входа на рынок, действительно, очень низкий: чтобы настроить хостинг, купить доменное имя, создать сайт с непритязательным дизайном и настроить «корзину», понадобится в среднем $350-400. Но будьте готовы к тому, что привлечение покупателя (контекстная реклама, SEO-продвижение или партнерские программы), логистические услуги (доставка, хранение), сервисные расходы (затраты на персонал, поддержку) обойдутся недешево. «Как показывает практика, основатели интернет-магазинов, прогнозируя сроки окупаемости компании и темпы роста числа заказов, переоценивают свои силы в три-четыре раза», — утверждает один из участников рынка.

Не стоит изобретать велосипед

«Необходимо четко понимать, что и на каком этапе жизни проекта лучше делать самим, а что отдать на аутсорсинг, — предупреждает Роман Кикоть  из «Бета продакшн». – Сегодня на рынке существует много предложений по различным направлениям. Многое зависит от выбора партнера и его возможностей. Если, к примеру, выбранный вами оператор фулфилмент-услуг не в состоянии обеспечить отгрузку скомплектованных заказов четко по графику и в кратчайшие сроки, то вам не удастся выполнить свои обязательства перед покупателями. Не выполнили обязательства по срокам отгрузки/доставки — получили увеличение доли невыкупленных заказов, следовательно, потеряли не только конкретные деньги за определенные заказы, но еще и будущие заказы этих клиентов, понесли определенные репутационные потери».

По его словам, основная ошибка многих интернет-предпринимателей — в том, что они стараются все сделать своими силами во избежание дополнительных затрат. Так, молодой интернет-магазин часто занимается тем, что одновременно пытается построить собственные  контакт-центр, фулфилмент и службы доставки. При этом у стартапа есть масса других задач, которые страдают из-за неправильно расставленных приоритетов.  «Если вы являетесь специалистом какой-либо области, то сосредоточьтесь на ней.  Раз вы планируете открыть интернет-магазины, вы, скорее всего,  планируете заниматься продажами? Так занимайтесь именно этим, направьте все свои усилия на свои ключевые компетенции», — советует эксперт.

Все, что вы пока не умеете делать самостоятельно, можно восполнить за счет «покупки» соответствующих специалистов, онлайн-сервисов и прочих услуг.

«Сегодня открыть интернет-магазин и технически и технологически намного легче, чем это было лет пять назад», — утверждает Максим Лагутин из «Б-152». - На рынке появились целые направления сервисных компаний, которые помогут вам работать по тем или иным направлениям: начиная от конструкторов сайтов для интернет-магазинов и заканчивая сервисами по защите данных сотрудников и клиентов. Они могут помочь вам сэкономить самое ценное — время и силы, которые вы направите на основную деятельность».

Несмотря на то, что рынок e-commerce в России уже набрал обороты, здесь все еще остаются сегменты, где есть немалая перспектива роста. Так, по словам представителей компании «Бета продакшн», к таким относятся  товары для детей, дома, строительства, нишевые товары. Идеальный товар — тот, который  является  либо жизненной необходимостью (к примеру, подгузники, подушки, постельное белье), либо страстью для определенной категории людей (сноуборды, товары для хобби и др.).  Впрочем, не обязательно сразу же заказывать крупные партии (хотя так, конечно, дешевле).

В первую очередь нужно тестировать спрос. Чтобы определиться с ассортиментом и масштабами реализации товара для интернет-магазина, для начала стоит заказать небольшую партию — посмотреть, какие модели и категории пользуются наибольшей популярностью, а затем постепенно наращивать объемы закупок.

Тем не менее,  помните: у вас может быть лучший товар, лучшая цена, лучшее предложение на рынке, но если вы не способны выполнить свои обязательства перед покупателем, вас ничего не спасет, утверждают специалисты. Если вы способны выполнить следующие условия:

  • обеспечить реальное наличие товара и его доступность, а не только карточку товара на сайте;
  • гарантировать доставку товара в оговоренные сроки;
  • гарантировать безошибочную доставку товара, то есть именно того товара, который заказал покупатель,

то успех вам гарантирован. Именно те игроки, которые способны выполнять эти простые условия, вне зависимости от сезонных пиков или колебаний спроса, и будут максимально успешными в будущем, уверены игроки рынка.

Растущий рынок

Несмотря на то, что старт сопряжен с некоторыми трудностями, онлайн-ритейл все же остается перспективным рынком. Об этом свидетельствуют подсчеты аналитиков рынка. По данным компании eMarketer, в 2012 году оборот e-commerce увеличился на 21,1% с $906 до $1097 млрд, впервые перешагнув порог в триллион долларов. Согласно предварительным оценкам, в 2013 году рынок вырос еще на 18,3% до $1298 млрд. По различным оценкам, рост российского рынка составляет 25-40%, таким образом, видно, что в России онлайн-торговля развивается опережающими к общемировым темпами, что свидетельствует о незрелости отечественного рынка.

«На Россию приходится около 1,2% мирового рынка, или около 1,5%, если добавить трансграничные интернет-покупки россиян, — утверждает Борис Овчинников, директор по исследованиям агентства Data Insight. – При этом российский рынок растет быстрее мирового и любого развитого рынка, но существенно медленнее рынков Китая или Индии».

Это означает, что на поляне еще есть место, где развернуться, и даже тот, кто сегодня начинает с нуля, может превратиться в одного из лидеров в ближайшие 5-7 лет.  При этом следует отметить, что по количеству интернет-покупателей отставание

России не на так уже велико: в eMarketer насчитали 23,1 млн пользователей Рунета, приобретающих товары в сети. Правда, общая сумма чека в расчете на одного покупателя оказалась гораздо ниже, чем в западных странах. Российский онлайн-покупатель за год отоваривается на $628. Скорее всего, это связано со сложной логистикой внутри страны: «Почта России» не способна справиться со всем объемом, а аналогов практически нет.

Однако, несмотря на высокие темпы роста, доля России в мировой интернет-торговле остается малозаметной. Причина в том, что российский онлайн-ритейл замкнулся на Москве и Санкт-Петербурге, считают эксперты.  Сам собой напрашивается вывод о том, что, вероятно, региональные  интернет-магазины имеют более высокие шансы на успех хотя бы потому, что они могут быть ближе к своим покупателям, то есть доставляют товары гораздо быстрее. А в качестве поставщика на первых порах вполне можно использовать крупных онлайн-ритейлеров.

«Калькулятор, здравый смысл и уверенность в своих силах — наверное, с этого необходимо начинать открытие интернет-магазина», — уверен Роман Кикоть. Истории про романтиков в подвалах и гаражах построивших многомиллиардные империи на поверку оказываются историями про упорство, настойчивость в достижении целей, расчеты и, конечно, удачу.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1640 просмотров
В избранное
Бухгалтерия
Бухгалтерия

Ведение бухгалтерии, расчет зарплаты и сдача отчетности для бухгалтеров небольших компаний

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.