Проверка контрагента: что нужно делать в кризис

29 августа

В условиях кризиса у многих компаний зависает дебиторская задолженность. Это один из рисков работы с проблемными контрагентами. Как предотвратить такую ситуацию и что делать, если она все же возникла? 

Работа с недобросовестным контрагентом опасна по нескольким причинам:

  • Вы можете подписать договор с незарегистрированным контрагентом. Следовательно, у вас не получится учесть в целях налогообложения суммы по такому договору (ст. 48 ГК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 г. №7588/08);
  • Вы можете быть вовлечены в судебные процессы, если контрагенту предъявляли требования в судебном порядке или он сам инициировал процесс. Такая информация содержится на официальных сайтах соответствующих судов. Для арбитражных судов действует централизованная система – Картотека арбитражных дел.
  • Контрагент может не исполнять или ненадлежащим образом исполнять свои обязательства по договору. Этот риск можно минимизировать с помощью проверки контрагента в различных реестрах недобросовестных организаций (Реестр недобросовестных поставщиков, Банк данных исполнительных производств и др.).
  • Может возникнуть риск обременения недвижимого имущества. Иногда копания покупает какой-то объект, берет его в аренду или просто заключает серьезную сделку, надеясь на то, что у контрагента есть какое-то обеспечение, но имущество может быть, например, заложено. Чтобы избежать таких рисков, нужно проверять информацию об обременениях недвижимого имущества по выписке ЕГРП о зарегистрированных правах на объект недвижимости.
  • Контрагент может проходить стадию ликвидации, реорганизации и банкротства. Поэтому проверять контрагента необходимо по информации, содержащейся в ЕГРЮЛ.

Сведения о ликвидации юридического лица есть в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. А в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве вносятся сведения о применении в отношении юридического лица процедур банкротства.

Первые признаки неблагонадежности контрагента

Согласно п. 10 Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.   

Таким образом, если вы не хотите, чтобы некорректное поведение вашего контрагента как-то отразилось на вас, то важно на момент совершения сделки тщательно его проверить, получить все необходимые документальные подтверждения того, что на тот момент никакой отрицательной информации по контрагенту не было.

С 1 января 2016 года усложнился процесс регистрации и смены адреса, что упростило получение информации о контрагенте. Согласно Федеральному закону от 08.08.01 № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.03.15 № 67-ФЗ) инспекторы получили право приостановить регистрацию на месяц для проведения проверки в случае возникновения «обоснованных сомнений» в поданных сведениях. Компания при этом вправе предоставить уточняющие документы. Таким образом, если налоговый орган убедится в том, что данные, которые подавались компанией, недостоверны, то он просто отказывает в регистрации. Сомнения могут быть связаны с адресами массовой регистрации, подложными документами и др.

 

Если инспекторы выявят наличие недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, в реестре появится специальная запись. При этом в течение 30 календарных дней организацию попросят уточнить сведения, чтобы изменить данные в ЕГРЮЛ, либо подать документы, подтверждающие достоверность сведений. В противном случае инспекторы внесут в ЕГРЮЛ запись о недостоверности ее данных, что будет являться признаком неблагонадежного контрагента.

Не стоит упускать из вида несколько важных моментов, связанных с усложнением процедуры смены адреса в пределах одного города. Теперь алгоритм выглядит следующим образом:

  • О принятом решении инспекция по старому адресу уведомляется в течение трех рабочих дней. Нужно предоставить документы, подтверждающие, что организация вправе пользоваться новым адресом.
  • В ЕГРЮЛ появляется запись о намерении компании сменить адрес.
  • У инспекторов есть 20 календарных дней для проверки переезда. Если они подозревают, что переезд фиктивный, они вправе запросить дополнительную информацию.
  • Если все в порядке, организация подает заявление о смене адреса в новую инспекцию.

Таким образом, все маневры, намекающие на то, что контрагент собирается исчезнуть, отражаются в ЕГРЮЛ.

Также стоит учитывать, что сейчас сведения в ЕГРЮЛ можно внести через нотариуса. Он проверяет документы, оформляет заявление, заверяет его электронной подписью и передает через интернет. Представитель компании получает свидетельство о регистрации или лист записи (электронно или документ на бумаге, заверенный нотариально).

Как проверить контрагента

Какие действия нужно предпринять, чтобы убедиться в том, что на момент совершения сделки у контрагента нет проблем?

 

Если контрагент… Документы для проверки (минимальный набор)
юрлицо
  • Учредительные документы. Наиболее полная информация — в ЕГРЮЛ.
  • Свидетельство о государственной регистрации юрлица (факт признания контрагента юрлицом — это факт внесения его в единый реестр).
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
  • Свидетельство о присвоении ИНН.
  • Документы, подтверждающие полномочия лица, которое будет подписывать документы.
  • Выписка из ЕГРЮЛ (целесообразно просить наиболее полную).
  • Лицензия (документ, подтверждающий членство в СРО), иные разрешительные документы.
  • Правоустанавливающие документы в отношении имущества, передающееся по договору в собственность или аренду.
  • Иные документы.

Дополнительная информация — в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

ИП
  • Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРИП)
  • Выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП)
  • Паспорт гражданина РФ (нужно проверять, является ли он действительным).
иностранная организация (нерезидент)
  • Документы, подтверждающие правовой статус иностранной организации (устав, учредительный договор, сертификат об инкорпорации и т.д.). Должны быть переведены на русский язык и легализованы в установленном порядке.
  • Выписка из торгового реестра страны. Если в стране не предусмотрено ведение таких реестров (например, в Великобритании), то вместо выписки запрашивается сертификат, подтверждающий благополучное состояние компании.

 

Копии предоставленных документов можно сверить с оригиналом. Также компания вправе перепроверить информацию на предмет ее актуальности.

Сложные ситуации с дебиторкой и варианты их решения

Ольга Бондаренко, аттестованный преподаватель Палаты налоговых консультантов России и ИПБ России, а также ведущая вебинара «Антикризисная стратегия управления налогами в 2016 году», объясняет, какие существуют варианты выхода из трудных ситуаций в работе с контрагентами:

Читайте также:

20+ инструментов для поиска и проверки контрагента


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
850 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.