Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
В 2000-х QR-коды в Японии стали хитом и постепенно начали распространяться по миру: сначала в соседний азиатский регион, затем в США, Европу и, наконец, 3-4 года назад они пришли в Россию. Большинство компаний до сих пор не умеют обращаться с этой технологией. Есть ли будущее у QR-кодов и как правильно использовать эту технологию в бизнесе?
QR-коды зародились в Японии в середине 1990-х. Вообще Япония — это страна гиков, там люди любят разные технологические «фишки». В свое время у них дикой популярностью пользовался линейный штрих-код, главным минусом которого была «маленькая вместимость» информации. QR-код стал самым эффективным решением этой проблемы. Сегодня в него можно зашифровать до 7000 цифр или 4500 букв и цифр.
Никакого уникального опыта использования QR-кодов в нашей стране нет. Здесь мы в общемировом тренде. Последние исследования рынка QR-кодов свидетельствуют о том, что у нас эта технология пока не стала массовой. Ученые посчитали, что в 2013 году только 50% потенциальных пользователей слышали о существовании подобной инновации.
Среди осведомленных юзеров далеко не все сканируют QR-коды. Причин тому две: неправильное использование технологии маркетологами компаний и отрицательный опыт, полученный пользователем в прошлом — например, когда код не считался или клиент прошел по ссылке и остался недоволен ее содержанием.
Поэтому многие эксперты считают, что QR-технология – «мертворожденная», не несет в себе дополнительной ценности для рекламодателей и не взлетит в России так же, как в Японии. Но они неправы! Посмотрим почему.
Главная прелесть QR-кода — это возможность быстрого перехода из офлайнового мира в онлайн. Согласитесь, что набирать на мобильном телефоне URL-адрес не всегда удобно, при этом сканированный код сразу отправит вас по нужному маршруту. Постепенно это преимущество QR-технологии оценили не только производственники и логисты, но и маркетологи, начавшие активно использовать коды в рекламных компаниях.
Однако я не могу вспомнить успешных примеров использования QR-кода в России. Большинство компаний до сих пор не умеют обращаться с этой технологией: они зашивают в код ссылку на сайт (как правило, на полную, а не мобильную версию) и ждут манны с небес. Массивные сайты пользователи закрывают через 3 секунды, и, как правило, остаются недовольны результатом. Поэтому компании и не добиваются реальных результатов, а просто спускают деньги на ветер.
Я вообще не ратую за применение QR-кода везде и во всем. Для меня это эффективный способ доступа к информации, некий трекер, помогающий мне быстро войти в онлайн-коммуникацию с компанией. При этом я понимаю, что строить маркетинг вокруг QR-кода — не самая лучшая идея.
QR-код должен быть встроен в полноценную мобильную стратегию, он не отдельная «фишка», которая якобы делает компанию инновационной в глазах пользователя, он — часть решения.
Сегодня в крупных городах на смартфоны приходится треть общего интернет-трафика, в ближайшие годы доля мобильного интернета дойдет до 80%.
Один из удачных способов применения QR-кодов — это «электронная книга жалоб», сервис отзывов. Просканировав QR-код, пользователь может оставить свой отзыв или принять участие в конкурсе. При этом за QR-кодом лежит полноценное мобильное решение, а код используется только в качестве точки входа.
QR-код можно использовать и как виртуальную визитку, с возможностью автоматической синхронизации контактов с адресной книгой вашего смартфона. В код можно зашифровать ссылку на видеохостинг, фотогалерею (например, чтобы показать собственное портфолио рисунков или дизайн-проектов), можно добавить в код собственную геолокацию или сделать QR-перепост в соцсетях.
Кроме статичных кодов есть еще динамические QR-коды. В них можно постоянно обновлять информацию, добавлять фото или видео и при этом не менять первоначальный код.
Сайт должен быть адаптирован для просмотра на мобильных устройствах, а текстовая часть должна быть четкой и лаконичной.
Информация и ссылки на веб-страницы, зашифрованные в QR-коде, не должны быть длинными. Иначе код получается слишком сложным и считывается сканером смартфона долго либо не прочитывается вовсе. Потенциальный клиент не будет ждать 10 секунд, пока сканер распознает код. Он прекратит сканирование и останется разочарованным. Негативные эмоции потребитель перенесет на ваш бренд.
Если реклама привела пользователя на целевую страницу, значит, вам удалось завладеть его вниманием. Не стоит отвлекать его на другие предложения компании. Текстовая часть и визуальное оформление страницы должны быть такими же, как и на рекламном носителе, откуда пользователь считал QR-код.
Покажите клиенту выгоду от сканирования кода. У человека должна быть возможность просмотреть каталог, почитать отзывы, получить скидку и пр. Вместо банальных предложений «Отсканируй код и стань другом на Facebook» выбирайте более интересные призывы к действию – «Скачай приложение в два клика», «Закажи пробный продукт за 30 секунд» или «Посмотри эксклюзивное видео».
Пусть коды несут информацию о предоставляемых вами товарах или услугах. Это один из инструментов повышения лояльности вашей марки.
Поскольку QR-код — это своего рода «фишка», классная и новая, необходимо, чтобы и страницы сайта были в едином с ним ключе — стильные и интерактивные.
В таком случае покупатель будет заходить исключительно на те страницы, которые его интересуют. Не стоит распылять внимание потенциального клиента. Это может его оттолкнуть от совершения желаемых для рекламодателя действий.
Посетитель не должен долго разбираться в сложной навигации вашей страницы. Не стоит пытаться вместить на страницу как можно больше функций и информации, эффекта от этого не будет.
Возможно, у человека, сканирующего QR-код, нет времени более детально ознакомиться с предложенной вами информацией. Именно поэтому ему необходимо предоставить возможность вернуться на страницу позже и без спешки c ней ознакомиться. Для этого страницу необходимо оснастить кнопкой «Добавить в закладки».
QR-код служит для моментального получения информации. Пользователь крайне разочаруется, если страница будет долго загружаться.
Каким должен быть QR-код? Хватит ли 1-2 см? Стоит ли делать больше? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Мой совет: QR-код должен иметь как минимум 1,5 см в ширину, если смотреть через камеру на смартфоне. Это значит, что если ваш клиент держит объект с QR-кодом в руках, то размер QR-кода должен быть минимум 1,5 см*1,5 см (например, в печатной рекламе, на упаковке продукта и т п.). Если код размещен в наружной рекламе, его размер должен быть существенно больше.
Типичные ошибки: коды, размещенные на движущемся транспорте, на рекламных плакатах, висящих высоко или далеко от того, кто их сканирует, на продукте с призывом купить его, в местах, где у ваших клиентов нет времени на QR-коды. Самые подходящие места — места ожидания (остановки, вокзалы, аэропорты), мероприятия, выставки и музеи, избранная печатная реклама (в специализированных изданиях), инструкции по эксплуатации, крупноформатная наружная реклама.
Ваши клиенты не настолько похожи, как вам хотелось бы: они все пользуются разными сканерами QR-кодов. Перед тем как запускать код в печать, обязательно протестируйте его разными сканерами на предмет читаемости.
Иногда даже правильно организованные QR-кампании неожиданно проваливаются. Одна из причин — банальное отсутствие стабильного интернета в местах сканирования. Например, в аэропорту имеет смысл рассчитывать только на «местную» публику, так как иностранцы могут не иметь доступ к интернету. Также не стоит надеяться на успех QR-кампаний в метро, переходах и клубах-барах, где зачастую интернет нестабилен.
Огромное преимущество QR-кодов заключается в том, что с их помощью можно исследовать каналы коммуникации. Не создавайте одинаковый код для всех каналов: наоборот, создайте несколько кодов, ведущих на разные промежуточные страницы.
Сегодня специалисты высказывают много версий на тему того, умрут или останутся QR-коды. С ними якобы начали конкурировать технологии NFC –бесконтактного ближнего «воздействия» или распознавания образов. Я считаю, что в течение ближайших двух-пяти лет каждая из этих инноваций займет свою нишу. Главные плюсы QR-кодов, которые помогут им остаться на плаву, — доступность, возможность нанесения на любой носитель, «отсутствие платы», дешевизна внедрения. Я уверен, что уже в ближайшем будущем 90% пользователей мобильного интернета будут знать, что такое QR-код и пользоваться им.
Константин Сабонис, СЕО MobileLinks, сервиса для создания динамических QR-кодов и мобильных решений
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.