В 2004 году Федеральное управление гражданской авиации США упростило получение лицензии пилота легкого спортивного самолета. Это событие подтолкнуло Карла Дитриха из штата Массачусетс к созданию бизнеса в сфере авиации. С 2008 года он является генеральным директором компании Terrafugia, которая разрабатывает летающий автомобиль.
Как вообще Карлу Дитриху могла прийти в голову такая бизнес-идея? Многое объясняет его давнее увлечение авиацией и космическими кораблями. Дитрих — выпускник отделения аэронавтики и астронавтики Массачусетского технологического института, он всегда мечтал о создании уникального аппарата, который бы помог пилотам-любителям решить ряд традиционных проблем, связанных с метеозависимостью, высокой стоимостью владения самолета, отсутствием наземного транспорта в аэропортах общественного пользования и др. Он решил, что все эти проблемы исчезнут сами собой, как только появится летающий автомобиль, и тогда вместе с несколькими партнерами создал компанию.
Быстрое превращение
Transition — это компактный автомобиль-самолет. Когда самолет нужно превратить в машину, крылья автоматически складываются. Средство передвижения в плане безопасности не хуже обычных автомобилей — у него мощный каркас салона, есть подушки безопасности. Если Transition нужно снова взлететь, авиационный мотор приводит в действие воздушный винт. Огромное преимущество этого средства в том, что оно без проблем передвигается по асфальту на обычных для автотрасс скоростях, а в воздухе становится полноценным спортивным самолетом. Гибрид имеет скромные размеры и не требует специального ангара для хранения, его запросто можно поставить в обычный гараж.
На взлетной полосе
Финансирование футуристического проекта Terrafugia началось с $40 000. Эти деньги — премия Lemelson-MIT Student Prize, которую вручили Карлу Дитриху как студенту Массачусетского технологического института за инновационные разработки. Бизнес-план компании удостоился второго места на конкурсе Entrepreneurship Competition все того же института.
Разработав модель концепта, команда незамедлительно начала внедряться в летное сообщество — с целью продвижения и привлечения инвестиций. Модель была представлена на самом крупном слете энтузиастов авиации EAA AirVenture Oshkosh, который ежегодно проводится в американском городке Ошкош. Там она смогла убедить семерых человек вложить деньги в свою разработку. В декабре 2006 года был закрыт первый раунд инвестиций: всего в создание проекта Terrafugia удалось привлечь $250 000. А уже к 2012 году сумма вложений от нескольких инвесторов перевалила за $7 млн.
Компания упорно продвигает свое изобретение на авиационных выставках, среди целевой аудитории. Учредители Terrafugia уверены в том, что у них есть все шансы для успешного вывода автомобиля-самолета на рынок. Правда, стоимость такого продукта будет немаленькой — поначалу она составит $ 279 000. Неудивительно, что в числе первых своих покупателей компания Terrafugia видит в основном бизнесменов и пилотов-любителей.
Конкуренты на горизонте
Как бы странно это ни казалось, но даже у такого футуристического бизнеса есть конкуренты. Компания Hammerhead в апреле прошлого года объявила о намерении создать летающий автомобиль, но инвесторов искать не стала. Вместо этого она запустила краудфандинговую кампанию на популярном сайте IndieGoGo. Цель кампании состояла в том, чтобы собрать $500 000, которые пойдут на разработку прототипа. Однако ничего не вышло: за два месяца Hammerhead не удалось собрать и $100.
Видимо, учредители Terrafugia, в отличие от конкурента, умеют грамотно привлекать деньги и рассказывать о своем продукте в более подходящих местах. Кроме того, на сегодняшний день у команды есть два прототипа, которые она вовсю испытывает. Хотя, конечно, момент старта слишком затянулся, ведь ранее говорилось о том, что продажи гибрида начнутся уже в конце 2012 года.