Отсечь все лишнее: как управлять финансами в кризис

Кристина Шперлик
22 сентября

В условиях кризиса многие компании задумываются о правильном управлении финансами на предприятии и не знают, с чего начать: оптимизации текущих затрат, управления дебиторской задолженностью или активизации отдела продаж. Мы попросили экспертов и предпринимателей рассказать о своем опыте управления финансовыми потоками в кризис.  

Рафаэль Аревян, специалист доверительного управления компании «Инстант-Инвест»  

Многие финансовые директора интересуются возможностью размещения временно свободных средств компании. Существует лишь два безопасных и удобных способа сделать это: банковский вклад до востребования юридических лиц и сделки РЕПО. 

При использовании оборотных денег компании банки предлагают клиентам-юрлицам весьма скромные ставки, близкие к нулю. Например, для рубля средняя ставка на вкладах до востребования — 0,01%. Разместить деньги под больший процент можно, но на фиксированный срок, обычно от одного месяца. 

Современная и более профессиональная альтернатива «банковскому методу» — это РЕПО с центральным контрагентом, то есть возможность управления ликвидностью через профессиональных участников рынка ценных бумаг. РЕПО подразумевает сделку купли/продажи ценных бумаг с обязательством обратной купли/продажи через определенный срок по заранее определенной в этом соглашении цене, причем данные сделки можно проводить сроком на несколько дней. По окончании периода сделки деньги и активы возвращаются прежним владельцам, а кредитор получает вознаграждение за счет разницы цен по купле-продаже ценных бумаг. 

Доходность по таким сделкам близка к ключевой ставке ЦБ — на сегодня это 10% годовых в рублях, срок размещения от одного дня с ежедневной выплатой процентов. На время размещения средств юрлицо получает обеспечение в виде высоконадежных ценных бумаг и не несет ни рыночных, ни кредитных рисков.   

Такой инструмент может быть интересен компаниям, через которые проходят большие суммы на короткий период. Например, 100 млн рублей, размещенные лишь на сутки, дают доход около 27 000 руб.

Я связываю взрывной интерес к рынку РЕПО с ЦК не только с усилиями Московской биржи, но и с кризисом доверия на рынке кредитования. Такой всплеск обусловлен кризисом рублевой ликвидности, который случился в конце 2014 года. В этот момент этот рынок стал той самой тихой гаванью, где можно было спокойно привлекать и размещать деньги и решать проблемы с ликвидностью, не принимая на себя рисков. 

По сути, сделка РЕПО — это обеспеченное кредитование. Сроки действия могут быть разными — от одного дня (овернайт) до года, однако основная часть сделок совершается в период от овернайта до недели. Риск невыполнения обязательств контрагента отсутствует, поскольку если контрагент не в состоянии выкупить у инвестора активы по оговоренной цене, то за него это будет делать ЦК. В качестве залоговой базы (обеспечения) выступают: ОФЗ, акции (топ-50 по ликвидности), корпоративные облигации (более 140 бумаг из ломбардного списка ЦБ РФ, рейтинг эмитента не хуже ВВВ-). 

Илья Пантелеев, генеральный директор компании «Интеркомп»

В кризис компании сталкиваются с падением спроса и ликвидности. При ограниченных ресурсах менеджменту важно правильно выбрать стратегию инвестирования — денег на все не хватит, поэтому финансирование точно будет выборочным. Нужно отобрать те направления, от которых зависит основная деятельность компании, которая «генерит кэш здесь и сейчас», — эти направления должны «снабжаться» в первую очередь. 

Далее нужно выбрать ограниченное количество стратегических направлений, в которые компания принимает решение инвестировать «во что бы то ни стало». Кризис кончится, и они послужат основой в будущем. Остальные расходы нужно жестко контролировать и урезать. Наиболее частая ошибка, которую совершают в подобной ситуации, — это уменьшение финансирования пропорционально по всем направлениям. Такое решение кажется «честным», однако может привести к фатальным последствиям: когда основной процесс недофинансирован, плохо всей компании.

Наталия Джораева, основатель и руководитель сервиса «ФинЭксперт» 

Как сократить расходы компании? Пример в цифрах: при 20%-й рентабельности бизнеса сокращение затрат всего на 5% даст такой же прирост прибыли, как увеличение продаж на 20%. Чем ниже текущая рентабельность, тем эффект будет больше.

Анализируем управленческую отчетность. Каждую статью расходов смотрим в динамике за последние два-три года. Самые крупные и быстрорастущие рассматриваем особенно тщательно, разбираемся в причинах роста и пользе для бизнеса. Пример: увеличение расходов на персонал из-за неверно выстроенной системы мотивации, привязка бонусов к объему продаж, без контроля рентабельности сделок. 

Выясняем, какие расходы можно сократить без ущерба для выручки. Самые очевидные: аренда офиса (можно переехать в офис попроще или попросить скидку у нынешнего арендодателя), обучение административного персонала и корпоративные мероприятия, низкоэффективные каналы рекламы. 

Анализируем возможности сокращения ФОТ или пересмотра договорных условий с поставщиками. Тут нужна осторожность: например, получение скидки от поставщика в обмен на уменьшение рассрочки может быть экономически не оправдано. 

Если в компании есть несколько направлений бизнеса или сеть офлайновых точек продаж, разбираемся с прибыльностью каждого сегмента или магазина. Когда обнаруживаем убыточные — выясняем причины и, если нет возможности оперативно изменить ситуацию, ставим вопрос о закрытии. 

Перед тем как претворить в жизнь задуманные сокращения, стоит их протестировать с помощью финансовой модели. Финансовая модель покажет изменение выручки, налогов и чистой прибыли с учетом планируемой оптимизации и задаст ориентиры для корректировки бюджета компании.

Александр Сидоренко, финансовый директор ГК «КорпусГрупп»

В холдинге, под управлением которого находится несколько юридических лиц, всегда остается актуальным вопрос: как рационально управлять своими остатками денежных средств на счетах? Данная проблема обусловлена тем, что единовременно одни юридические лица, входящие в холдинг, могут иметь большие остатки денежных средств, а другие — постоянно вынуждены привлекать финансирование и нести расходы по обслуживанию долга.

В рамках решения данной задачи целесообразно применить механизм кэш пулинг с одним мастер-счетом, к которому подключены счета остальных юридических лиц, входящих в группу, и который сам подключен к овердрафту. 

Исходя из нашего опыта использования инструмента кэш пулинг, преимущества у этого механизма следующие. Денежные средства всех юридических лиц, входящих в холдинг, сконцентрированы в одном банке на едином мастер-счете. Это означает, что любые юридические лица, входящие в группу, могут осуществить платеж вне зависимости от того, есть на остатке средства или нет в рамках лимита овердрафта.

В конце банковского дня остатки по счетам, консолидирующиеся на едином мастер-счете, закрываются с нулевым балансом. Это в свою очередь способствует снижению затрат по обслуживанию кредитного портфеля.

Этот инструмент достаточно простой: проект для «КорпусГрупп» был реализован совместно с «Альфа-Банком» за три месяца. Результатом применения механизма кэш пулинг за прошедший год стало снижение долговой нагрузки на 120 млн руб.

Андрей Артаев, генеральный директор МФО «Срочноденьги»

На мой взгляд, руководство любой компании должно концентрироваться на поиске способа заработать, а не сэкономить. И в некоторых случаях кризис открывает для компании возможность занять более солидную долю на рынке, которую не представлялось возможным достичь ранее из-за высокой конкуренции при растущей экономике. Для этого необходимо увеличить расходы на рекламу, порадовать клиентов новой продуктовой линейкой, запустить ряд акций и прочих маркетинговых проектов, улучшить сервис и качество услуг. Также важно уделить внимание персоналу, его обучению и контролю работы.

Что касается расходов и экономии, важно понимать, что любой бизнес должен придерживаться рыночных расценок, а ресурсов выделять ровно столько, сколько необходимо для эффективной реализации задач компании. В кризисный период показатели рынка могут изменяться в меньшую или большую сторону, и это означает, что бизнесу нужно будет подстроиться под новые условия, чтобы оставаться на плаву.

Также определенную ставку следует делать на технологии, поскольку они сильно экономят бюджет, высвобождая человеческие ресурсы и не сказываясь на качестве предоставляемых услуг.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
285 просмотров
В избранное

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.