г. Сыктывкар, п. Аджером, 2009

Город и год запуска

Социальный бизнес

Отрасль

100 000

Стартовый капитал

3 года

Окупаемость

Социальный бизнес: возрождение традиций узорного вязания в Коми

21 ноября

Свою первую мастерскую по вязанию изделий с традиционными северными орнаментами Светлана Турова открыла еще в 2008 году, но проект пришлось закрыть из-за возросшей конкуренции. Три года назад она снова занялась бизнесом и сейчас строит мастерскую в селе Аджером неподалеку от Сыктывкара, планируя создать рабочие места для местных жителей.   

Село vs город  

В 2008 году Светлана Турова работала управляющей в алкогольной компании, но бизнес стремительно двигался навстречу банкротству. В этот период она приняла твердое решение — оставить топовую должность и заняться развитием собственного проекта «Югыд-Арт» (в переводе с языка коми — «светлые мысли»).

В детстве бабушка научила Светлану вязать, и не зря: в 14 она уже связала пальто, а в школе зарабатывала карманные деньги, продавая готовые вещи на заказ. На орнаменты предпринимательница стала обращать внимание уже тогда, но вязала их неосознанно, не разбираясь в значениях. Заполнить пробел в знаниях помог муж. Умея читать на языке Коми, он искал вместе со Светланой старинные орнаменты в библиотеках и музеях. Так, увлекшись сначала декоративной составляющей, Светлана постепенно познала смысл орнаментов, которые вязала.

За увольнением последовала учеба в Финляндии, где предпринимательница надеялась больше узнать о развитии ремесел в селах. Финны, по словам Светланы, не зря уделают ремесленному делу в сельских районах особое внимание, поскольку это позволяет им снизить отток населения. «Все традиции сосредоточены в селе, потому что в городе сильна урбанизация. Молодежные веяния и бренды меняют взгляды людей, — говорит Светлана. – Я же хотела возродить традиции, и лучше всего это было делать в сельской местности».    

Финская модель, три высших образования и опыт продвижения разных компаний в республике на сегодняшний день помогают Светлане управлять бизнесом. Пока ей удается самостоятельно вести все дела, включая бухгалтерию и программирование. «Конечно, случаются форс-мажоры, когда достаточно правильно составить предарбитражное письмо, чтобы не доводить дело до суда, — говорит она. – Если человек научился управлять чужими деньгами и работать с документами, тогда он может сам управлять стартапом без юриста».

Еще восемь лет назад в республике только самые смелые развивали творческие проекты легально. Но для «Югыд-Арт» с самого начала было решено выбрать другой путь, чтобы упростить работу с рекламой и отчетностью. Многие клиенты ценили компанию именно за ее официальный статус, и это же помогло заключить первый серьезный договор с Ozon.ru, что повысило узнаваемость бренда.  

Для СМИ и публики молодой проект стал интересен практически сразу, когда Светлана заняла первое место на конкурсе вязания в Москве со своей игрушкой радужного кота. «Оказалось, что можно делать что-то интересное, не пытаясь попасть в тренд, — вспоминает о своей победе Светлана. – Рано или поздно это найдет отклик у людей».                                

Мода на орнаменты

В «Югыд-арт» пытаются возродить традиционный северный промысел — вязание, которое в советское время и задолго до этого было типичной надомной работой для женщин, которые сидели с детьми и не могли оставить дом и пойти работать. Светлана организует в Коми конкурсы по скоростному вязанию и плетению разных узоров. «Сейчас вязание пальцами преподносится как европейская мода, но это не так, — уверяет она. – Нас так учили вязать в детском саду, а уже в первом-втором классе давали в руки крючок».

В этом году в Сыктывкаре вязали самую большую варежку в России — поучаствовать в «Дне Коми Варежки» пришли люди в возрасте от 4 до 80 лет. «Югыд-Арт» проводит бесплатные мастер-классы по вязанию: два человека уже обучаются у предпринимательницы, позже они присоединятся к команде мастеров.

Одна из задач мастерской Светланы Туровой — возродить традиционное комиузорное вязание, исторически сложившееся направление, вытесненное норвежскими орнаментами после распада СССР. Культура вязания хорошо развита у всех северных народов, в том числе в Эстонии и Латвии, в которых сохранились фабрики по производству пряжи, похожей на ручную, и которые красят ее экологичными красителями.

Близкие культурные традиции побуждают людей из соседних стран заглядывать в мастерскую. Сюда часто приезжают делегации от министерств и других организаций. Недавно, например, ее посетила группа из Швеции, и один из гостей сумел найти в ней специальную шапку для участия в Лямпиаде, местном фестивале катания на северных лыжах-лямпах. 

По словам Светланы, пару лет назад стало меняться отношение людей к одежде с традиционными орнаментами — они перестали стесняться носить ее: «Недавно нас пригласили в студенческую телепередачу, и оказалось, что мы интересны даже подросткам. Мои листовки с расшифровкой значений орнаментов расходятся быстрее, чем визитки. Когда люди что-то покупают, они берут инструкцию и пытаются расшифровать орнамент на изделиях. Всем нравится такая игра».

Кризис и клиенты  

Когда Светлана зарегистрировала свой проект в 2009 году, мало кто в Коми вязал игрушки, однако уже к 2011 году увлеченных таким делом людей на ярмарках стало значительно больше. При этом подавляющее большинство мастеров продолжали работать из дома, не регистрируя проекты, что, впрочем, неудивительно — работать в той же отрасли с арендной платой намного дороже. К 2012 году уровень нечестной конкуренции стал настолько высоким, что Светлана решила прикрыть бизнес.

Второй запуск проекта состоялся в 2013 году и оказался более технологичным: за небольшой перерыв удалось приобрести вязальное оборудование, изучить программы по дизайну, научить вязальщиц машинной вязке. Сейчас предпринимательница оценивает этот период простоя как необходимый: «Хорошо, что был кризис и что конкуренты тоже начали вязать игрушки. Это нас подтолкнуло к тому, чтобы закупить оборудование. В 2008 году кризис помог нам решиться, в 2014 году принес клиентов, и теперь они предпочитают наши товары китайским. Надо было просто предложить людям более дешевый товар, ведь не у всех есть деньги на изделия ручной работы. Сейчас мы получаем приглашения из разных регионов. За эту осень я уже приняла участие в трех форумах».

«Ножки» для бизнеса   

В мастерской вяжут изделия из шерстяной и полушерстяной пряжи, с добавлением акрила. Для аллергиков закуплена пробная партия турецкой шерстеподобной пряжи, которая своими свойствами значительно превосходит акриловые волокна.

Для клиентов с разными запросами в мастерской держат большой ассортимент пряжи: шерсть, полушерсть, аналог шерсти, хлопок и лен. «Интересно наблюдать, как меняется мнение людей, — рассуждает Светлана. – Восемь лет назад все покупали вещи подешевле, но сейчас курс валюты сделал импортируемую продукцию дорогой, и вещи из акрила в магазинах продаются за ту же цену, что и вещи из натуральных волокон».

Часть пряжи закупается в России, часть — в Турции, Эстонии, Латвии и Белоруссии. Раньше в этот список входили еще Германия и Италия, но сейчас цены на пряжу там слишком высоки. Светлана, как опытная мастерица, разбирается в преимуществах пряжи из разных стран: итальянцы — признанные лидеры в текстильной промышленности, поэтому славятся разнообразным ассортиментом, в Турции очень красивые окраски пряжи, а в Белоруссии высокий уровень качества и много новинок, такая пряжа вызывает доверие у клиентов, которые не понаслышке знакомы с белорусским трикотажем.

Население Сыктывкара меньше 300 000 человек, потому заработать только на одном направлении — например, джемперах или игрушках — очень сложно. «Столу помогают быть устойчивым четыре ножки, — проводит аналогию предпринимательница. – Чем больше таких “ножек” в бизнесе, тем он устойчивее».

Светлана приводит в пример компанию Deerz — проект выпускников МФТИ, которые производят джемпера с оленями и только недавно добавили новое направление — шапки и шарфы. Впрочем, это очевидный путь для развития бизнеса, тем более, что в Москве проживает больше людей.

Мастерская «Югыд-Арт» работает с сувенирными магазинами, которые всегда берут изделия разных цветов — для них также нужно постоянно расширять ассортимент. К тому же одними джемперами заниматься скучно, признается Светлана, интереснее вязать и шапки, и варежки.  

Разрабатывать дизайны помогают муж и дочь, рисунки которой часто ложатся в основу готовых моделей. Многие узоры основаны на традиционных орнаментах, которыми раньше, например, вышивали полотенца. Но пока в мастерской используют лишь малую часть этих орнаментов, впереди несколько лет работы.

Примерно 50% заказов поступает от постоянных партнеров, в числе которых сувенирные магазины, 30% приносит корпоративное направление, 20% – частные клиенты. По словам Светланы, точно оценить эти показатели сложно, потому что партнеры сначала изучают ассортимент сайта и только потом делают заявку. Заказов через сайт поступает не так много, потому что люди предпочитают сначала посетить мастерскую и посмотреть товар, а потом сделать заказ из дома.  

Большая часть работы с клиентами идет во «ВКонтакте», аккаунт на «Одноклассниках» менее популярен, а Facebook удобен для общения. Компания пока обходится без Instagram и YouTube, но их отсутствие компенсируется участием в разных этнокультурных мероприятиях, где можно обмениваться опытом. Недавнее посещение одного из таких мероприятий в Мурманске принесло несколько заказов. По словам Светланы, работа сегодня ведется со всем миром, но особенно активно с соседними странами, где есть схожие типы орнаментов, например, с Белоруссией и Украиной.

Сейчас вся работа поставлена в творческой мастерской в Сыктывкаре — там не только вяжут, но и лепят из глины, вырезают по дереву и рисуют. Туристы активно посещают мастерские, запоминают все эти проекты, потом рассказывают о них знакомым — запускается сарафанное радио, и количество интернет-заказов растет.

Некоторые компании хотят закупать более дешевый товар или использовать свои цвета — для них разработано корпоративное направление. Например, такие заказы поступали от «Лукойла» и «Газпрома», которые просили связать изделия с коми-орнаментами, но в фирменных цветах. «Теперь крупные компании хотят стать частичкой культуры, потому что они тоже работают здесь в республике, платят налоги и создают рабочие места», — объясняет рост интереса к своей продукции Светлана.

Мечта о доме из бревна

В 2012 году Светлана вместе с мужем купила участок земли в поселке в 30 км от Сыктывкара. Когда вырубили лес, оказалось, что участок сырой. За три года дорогу и дренажные системы так и не сделали, поэтому строить дом оказалось бессмысленно.

Местные власти поддержали проект «Югыд-Арт»: отремонтировали одно помещение и отдали его в аренду. Летом в Сыктывкаре открыли центр поддержки творческих предпринимателей, в котором разным мастерам удобно принимать делегации вместе.

Первый небольшой грант в 300 000 руб. на закупку оборудования Светлана получила в 2013 году. Деньги вернули в бюджет в виде налогов и взносов, согласно правилам. В этом году администрация предложила «Югыд-Арт» участок в другом поселке, в 55 км от города, с песчаными почвами. В апреле участок получили в аренду, до сентября оформляли разрешение. «Я никогда не видела, чтобы чиновники так хорошо относились к людям и помогали заполнять бумаги, — рассказывает Светлана. – Если они так поддерживают других, район может стать очень успешным».

Предпринимательница планирует переехать в поселок и начать работать там осенью следующего года. Благодаря краудфандинговой кампании, запущенной на Boomstarter в 2015 году, удалось собрать недостающие 600 000 руб. на строительство мастерской. Эти деньги пошли на фундамент и сруб. «К сожалению, деньги «не вяжутся» так быстро, как строится дом», — объясняет Светлана. Поскольку затраты на строительство очень высокие, проект «Югыд-Арт» постоянно участвует в различных конкурсах. В этом году таких конкурсов было восемь: в пяти проиграли, но зато в трех добились хорошего результата. По подсчетам Светланы, в проект необходим вложить еще 1,5 млн руб. Уже готов дом под крышей, закупаются окна и двери. Осталась самая затратная часть — инженерные системы.

Многим может показаться, что строительство своего помещения под бизнес — это самый сложный путь для молодого предпринимателя. Но в случае с проектом Светланы это единственное возможное решение. В Сыктывкаре нет технопарков, которые функционируют в большом количестве в крупных городах, поэтому, чтобы не зависеть от арендной платы, нужно создать собственную мастерскую буквально с нуля. Сейчас у Светланы и ее команды два арендованных помещения, но специальных помещений под оборудование нет. Предполагается, что новая мастерская будет универсальной — подойдет и для размещения оборудования, и для самого вязания.

«Мы будем собирать людей в доме из бревна и вязать там из натуральной пряжи, — мечтает Светлана. – Некоторые люди, узнав о нас на Boomstarter, уже хотят приехать и изучить вязание орнаментов. В той же Финляндии это очень хорошо работает: мастерские обеспечивают людей работой, поэтому никто не сидит в центре занятости. Люди счастливы — заняты любимым делом, живут в тихом красивом месте и принимают туристов».   


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
244 просмотра
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Похожие идеи

  • Социальный бизнес
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
  • Любой стартовый капитал
    100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
  • Любой размер города
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.