Факторинг

Как малому бизнесу правильно использовать факторинг

Евгений Родионов 31 января 2014

Любой бизнес неизбежно сталкивается с кассовыми разрывами: клиенты не всегда оплачивают отгруженную продукцию и оказанные услуги в нужное время, не все игроки работают по предоплате, и многие клиенты закрывают свои долги не сразу. Факторинг — способ быстро получить финансирование под уступку денежного требования и решить проблему управления дебиторской задолженностью предприятия.

Факторинг, кредит или овердрафт?

Главная цель факторингового обслуживания — обеспечить бизнесу возможность заниматься продажами, не отвлекаясь на срочное закрытие кассовых разрывов. Очевидный плюс факторинга в его гибкости и управляемости. Обычно этот инструмент сравнивают с овердрафтом (общая черта — пополнение оборотных средств) или кредитом — по стоимости средств.

В отличие от кредита, факторинг более управляемый, позволяет получать финансирование дозировано, под конкретные поставки товара. Предприниматель и компания сами могут принимать решение о необходимости и количестве денежных средств в зависимости от динамики продаж. Если продажи растут, вы делаете запрос на факторинг, если останавливаются — не делаете.

В отличие от овердрафта, факторинг позволяет учитывать сезонность. Если овердрафт жестко привязан к текущим оборотам по счету, то факторинговое финансирование отвечает меняющимся запросам клиента. В факторинге, также как в овердрафте, используются лимиты, но в отличие от овердрафта эти лимиты подвижны.

В дополнение к финансированию факторинговое обслуживание подразумевает проверку деловой репутации контрагентов, страхование рисков неплатежей и управление дебиторской задолженностью. Этот сервис помогает бизнесу развиваться безопасно, существенно снижая организационные издержки.

Как правильно выбрать фактора?

Привлечь факторинговое финансирование можно либо в банке, либо в специализированной компании. Любой банк регулируется инструкцией ЦБ РФ, а значит, вынужден предъявлять к заемщику повышенные требования, в частности, оценивать их кредитоспособность и наличие достаточных для обеспечения факторинга активов. Все это резко понижает доступность факторинга для сектора малого и среднего бизнеса. Фактически такие компании могут привлечь финансирование от банка только при работе с сетевым ритейлером или с крупной компанией.

Принимая решение в пользу банка или специализированного игрока, стоит обратить внимание на систему риск-менеджмента и оперативности будущего фактора. Факторинг — инструмент для быстрого роста, поэтому потенциальный партнер должен быстро реагировать на запросы вашего бизнеса и стремительно принимать решения.

Например, в нашей компании мы ввели особый механизм лицензирования бизнес-менеджеров. Получив лицензию, они могут единолично принимать решения о подключении нового клиента или об изменении лимита.

Обращаться в специализированную факторинговую компанию следует предпринимателям, чей бизнес:

  1. Имеет большой поток клиентов и покупателей, большую оборачиваемость капитала.
  2. Подвержен сезонным колебаниям. Работа со специализированным фактором позволит нарастить дополнительные мощности в периоды повышенной бизнес-активности.
  3. Выходит на новые рынки или привлекает новых покупателей. В этом случае специализированная компания поможет вам оценить контрагентов и застраховать вас от рисков неоплаты.
  4. Не готов вводить новую штатную единицу. Факторинговая фирма может взять на аутсорс часть функционала, например, управление дебиторской задолженностью.

Не переплачивайте за услуги

Стоимость факторинговых услуг складывается из комиссии за обслуживание (процент от суммы задолженности, уступленной фактору), комиссии за финансирование (стоимость финансирования за реальное количество дней пользования предоставленными средствами) и фиксированного сбора за обработку каждого документа. В среднем ставка финансирования может варьироваться от 1,6 до 3% от накладной. Также можно полностью застраховать риск неоплаты со стороны дебитора.

Итоговый объем финансирования определяется через оценку компании-клиента, его внешней цепочки поставок, а также путем анализа рыночной конъюнктуры. Любой бизнес клиента индивидуален, и в контексте особенностей ведения бизнеса могут отличаться условия, зависящие от типа дебиторов, поставщиков, покупателей, периода отсрочки по их контрактам, условий по данным контрактам.

Зачем малому бизнесу факторинг?

Факторинговые услуги — это живой инструмент для роста бизнеса. Компания-фактор не просто дает клиентам деньги, но и оптимизирует их коммерческую деятельность за счет оперативного закрытия кассовых разрывов и внедрения инструментов риск-менеджмента. В отличие от банка, специализированная факторинговая компания не просто ждет, когда вы вернете ему долг с процентами, но и становится полноценным бизнес-партнером для своего клиента. Чем больше клиентов у вашего фактора, тем выше его полезность для вас. Некоторые специализированные фирмы ищут для своих клиентов покупателей их продукции по собственной базе и даже помогают с выходом в ритейлерские сети. Мы в «Лайф.факторинг» определили для себя стратегию финансового консультанта: советуем, с кем работать, с кем не работать, мы становимся площадкой между бизнес-партнерами, предоставляя ресурсы, чтобы работа шла гладко и правильно.

Факторинг — простой и эффективный инструмент для поддержки операционной деятельности предприятия и решения проблемы недостаточного уровня ликвидности. За рубежом именно малый и средний бизнес активнее всего пользуется этим инструментом. В России практика пока складывается по-другому, здесь основные пользователи факторинга — крупные игроки.

При этом сегодня факторинг может быть применим в самых популярных отраслях для МСБ. Например, в электронной коммерции. В интернет-торговле есть много подводных камней: какие-то вещи теряют стоимость в связи сезонностью, поэтому надо быстро принять решение, понять взаимные риски и выдать средства «здесь и сейчас».

Другой интересный сегмент — рекламные услуги. Есть агентства, имеющие крупных клиентов, у большинства из которых постоянно возникает отсрочка платежей, в таком случае факторинг может стать хорошим финансовым плечом для небольшой компании, не имеющей возможности самостоятельно закрыть кассовые разрывы.

Евгений Родионов,  управляющий партнер «Лайф.Факторинг»


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
935 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.