Химки, 2015
Стартовый капитал 300 000 ₽
Окупаемость за 1,5 года
В 2011 году Артем Рудак вместе с братом основал компанию по продаже канатов и веревок «Мир шнура». Когда бизнес устоялся, он решил подумать о более творческом проекте, которым с подачи теленовостей стала 3D-печать. Сегодня его НИП «Эксклюзив» выполняет до 16 заказов в месяц со средним чеком от 6000 руб.
О «тихом» старте, технологических сложностях и особенностях работы с клиентами Артем Рудак рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Стартап для творчества
Я родом из города Хабаровска, мое детство и первые школьные годы прошли в Забайкалье, а в середине 2000-х мы переехали с родителями в Москву. У меня папа военный, поэтому в столице с 7 по 11 класс я учился в кадетском корпусе.
После окончания школы поступил в Московскую финансово-юридическую академию на специальность «Реклама и пиар». Изначально я хотел учиться по направлению «Дорожное дело», но не попал на бюджетные места. Денег на платное обучение в государственном вузе тогда не было, пришлось выбрать более приемлемый вариант — учебу в коммерческом университете. Реклама в целом тоже привлекала меня, по натуре я человек творческий, подумал, что это направление поможет мне узнать что-то новое.
По специальности я начал работать сразу после поступления: с 2007 по 2009 год занимался продвижением и созданием сайтов, контекстной рекламой, посещал курсы по этой тематике. Правда, в том проекте я был наемным менеджером, а хотелось запустить что-то свое. И вот однажды я попал на бизнес-семинар, который и стал отправной точкой моей предпринимательской карьеры.
В 2011-2012 годах мы с братом создали свою компанию по оптово-розничной торговле канатно-веревочной продукции «Мир шнура». Сейчас это стабильный бизнес, который исправно приносит прибыль.
Примерно два года назад появилось желание заняться чем-то более творческим. Компания к тому моменту уже устоялась, и у нас с братом появилось время на еще один стартап.
В 2014 году мы посмотрели репортаж о 3D-принтерах, способных, как нам тогда казалось, создавать предметы из воздуха. Мы вдохновились этой идеей и решили попробовать — так родился НИП «Эксклюзив».
Воздушные замки
На практике сфера 3D-печати оказалась далеко не такой простой, как в новостном телесюжете. Отрасль довольно новая, оборудование технически сложное, пришлось долго разбираться во всех нюансах. Помог прошлый опыт брата, который занимался 3D-моделированием, ведь прежде чем начать печатать продукцию, ее надо оформить в специальном графическом редакторе, перевести в понятный формат для принтера и только потом запустить весь процесс.
Однако на рынке уже были люди, успешно освоившие эту сферу и оказывающие соответствующие услуги, и мы тоже решили попробовать, за 100 000 руб. купили два полупрофессиональных 3D-принтера и стартовали. Естественно, сразу возникло множество технических сложностей: проблемы с настройкой, подачей пластика, регулировкой стола. При печати у самой детали обнаруживались дефекты, которые требовали устранения. Российское 3D-оборудование вообще довольно сырое, неотработанное, возникает много технических сбоев и поломок. Неоднократно нам приходилось обращаться в сервисный центр. Все это занимало время. Сейчас технические проблемы тоже периодически всплывают, приходится заново настраивать весь процесс печати.
Параллельно с решением технических проблем мы оформили сайт, приобрели пластик и начали печатать первые заказы. Стартовые инвестиции суммарно составили порядка 300 000 руб., большая часть этих денег пошла на закупку оборудования и расходников. На офисе нам удалось сэкономить: помещение у нас осталось от основной компании, поскольку принтеры занимают мало места, всего 2 кв. м, плюс шкаф с материалом, разместить его в офисе не составило труда.
Наемных сотрудников у нас нет. Всю деятельностью полностью ведем с братом: я отвечаю за общение с клиентом, он занимается созданием 3D-моделей для печати, запускает печать, и уже вместе мы обрабатываем готовый предмет.
Рынок в 3D
Сегодня наша компания «Эксклюзив» оказывает полный спектр услуг, связанных с 3D-печатью — начиная с моделирования деталей, разработки планов по строительству, прототипирования единичных экземпляров, шестеренок, игрушек, подарков и заканчивая непосредственно печатью. У нас есть ландшафтные проекты, прототипирование в промышленных масштабах. 3D-печать можно применять для медицинских агрегатов, протезов, можно и в образовательной сфере для создания модели скелета человека или отдельных органов.
Часто к нам обращаются для создания какого-то прототипа или единичного экземпляра продукции. Это выгоднее, чем, например, заказывать минимальную партию на работающих производствах из металла или работать с частными скульпторами, чьи услуги более дорогостоящие, чем наши. Условно говоря, чтобы сделать 10 деталей, клиенту надо заплатить за 1000, потому что промышленные компании не берут единичные заказы.
Пока 3D-печать еще не стала массовым явлением, но эта сфера очень быстро развивается. Многие люди еще не знают о существовании подобных услуг. Да, возможно, они что-то слышали, что-то видели, но не поняли до конца и не оценили все преимущества 3D-принтеров. Сейчас по одной только Москве работает порядка 30 компаний с полупрофессиональным оборудованием и еще с десяток крупных игроков с профессиональными принтерами стоимостью в миллионы рублей. Однако говорить о жесткой конкуренции пока не приходится, рынок очень быстро развивается, люди могут даже приобрести подобный принтер для личного использования.
Естественно, что с увеличением объемов рынка вырастет и количество компаний, оказывающих подобные услуги, поэтому мы заранее пытаемся закрепиться в нише и предложить уникальные конкурентные преимущества. Например, культивируем персональный подход к каждому заказчику: стараемся понять человека, что он хочет сделать и как это видит, буквально читаем его мысли. Ведь многие клиенты, когда делают заказ, предполагают, что их изделие напечатается идеально. Технические возможности 3D-принтеров пока не позволяют сразу делать пропорциональный, гладкий объект, приходиться вручную доводить его до ума. Иногда люди, не понимая этого, начинают предъявлять претензии, требовать идеального результата в короткий срок.
Технологические особенности
Несмотря на то, что мы активно не рекламировались (в силу отсутствия финансовой возможности), первые заказы у нас появились сразу после создания сайта. Сначала печатали на пробу для себя всякие бытовые предметы: крючки, шестеренки, всякую сувенирную продукцию, бюсты знаменитых людей. Постепенно начала нарастать клиентская база, и к нам стали обращаться за оригинальным подарком. Сейчас о нас знают, мы имеем вес на рынке. Первоначальные инвестиции мы вернули за полтора года. Если бы сделали агрессивную рекламную компанию, то этот срок сократился бы в два раза.
3D-печать занимает довольно много времени, поэтому в неделю мы можем обслужить 3-4 заказчика, хотя помочь хочется всем. Средний чек начинается от 6000 руб. На каждого клиента в среднем уходит два дня: нужно создать объект, напечатать, презентовать. Но были и очень крупные заказы, например, на целый месяц. Клиент открывал транспортный узел и создавал макет, для которого мы делали 40-футовые контейнеры, которые возят поезда, в масштабе. Напечатали 600 штук.
Мы и сейчас активно не рекламируемся, заказов и так хватает. Изначально мы только разработали правильный интернет-ресурс, продвигались с помощью SEO и контекстной рекламы. Все настраивали самостоятельно, ибо был до этого соответствующий опыт. Ежемесячно сайт посещают 200 человек, из них 20-40 человек в итоге обращаются к нам. Есть у нас и группа «ВКонтакте», но ее мы также активно не продвигаем, проводим там конкурсы периодически, чтобы стимулировать интерес к нашему делу.
Терпение и труд
В ближайшем будущем мы планируем увеличить штат, нанять первого сотрудника, который будет заниматься 3D-моделированием. Еще одна цель — приобрести принтеры, работающие по другой системе, более точно и красиво, чтобы выполнять практически весь спектр услуг, в которых заинтересован наш клиент. Сейчас мы сильно ограничены техническими возможностями нашего оборудования, не можем печатать на нем сложные детали.
Видеть конечную цель — очень важная задача любого бизнесмена. Многие начинающие предприниматели зачастую не до конца понимают, каким должен быть результат их деятельности. Из-за этого появляются другие ошибки: растет неуверенность, человек начинает полагаться на мнение посторонних людей, которые не имеют отношения к этой сфере, но что-то советуют.
Важно читать больше книг, написанных опытными бизнесменами, учиться грамотно общаться с клиентами, не опускать руки в тяжелые времена. Кризисы бывают у всех, но благодаря тому, что находятся силы, мы продолжаем заниматься любимым делом, а бизнес приносит прибыль и удовлетворение.