Череповец, 2013
Стартовый капитал 500 000 ₽
Окупаемость за 1 год
Три года назад Виталий Козлов-Смыслов построил в Череповце «секретную лабораторию», в которой проводит научные шоу для детей. Что особенного в таком бизнесе?
Научное шоу, как необычный формат представлений на стыке обучения и развлечения, появился в России около 10 лет назад. Хотя на Западе этот «жанр» освоили гораздо раньше. Один из старейших игроков — компания Mad Science из Канады. Основанная в 1985 году, на сегодняшний день, она имеет 160 партнеров в 20 странах мира.
Для такого бизнеса, как научные шоу, франчайзинг — самая подходящая модель для масштабирования. Именно поэтому франшизами научных шоу сегодня покрыта почти вся карта России. Помимо американских и европейских франшиз здесь широко представлены и наши, отечественные. В числе наиболее популярных — «Веселая наука» и «Сумасшедшая наука» из Москвы, «Сумасшедшая лаборатория» из Челябинска, «Открывашка» из Самары.
Компания Виталия Козлова-Смыслова «Мастера науки» из Череповца — самостоятельный и довольно молодой бренд. Но и в ее планы тоже входит создание собственной франшизы и продвижение по всей России.
Сегодня команда представляет более 20 оригинальных программ, которые, по словам Виталия, пользуются успехом не только в Череповце, но и во всей Вологодской области. Невысокая стоимость в 150-400 руб. делает их доступными для посещения людьми с любым уровнем доходов.
Магнетизм и гравитация
Прежде чем открыть компанию «Мастера науки», Виталий Козлов-Смыслов получил металлургическое образование и даже успел отучиться в аспирантуре. Первые шаги в бизнесе он начал делать, занявшись организацией праздников для взрослых. Однако вскоре целевую аудиторию клиентов пришлось расширить. Причиной тому стала сезонность ивентов для взрослых и возможность зарабатывать на них преимущественно летом и в новогодние праздники. Так, недолго думая, Виталий решил специализироваться на детских научных шоу. Тем более что три года назад таким бизнесом в Череповце практически никто не занимался. Ниша оказалась свободной.
После того, как было решено добавить новое направление, команда увеличилась почти в два раза. Над детским шоу работают два аниматора, они отвечают за все процессы — от организации мероприятий до продвижения проекта.
Именно «детское» направление дало толчок к развитию бизнеса. Праздники начали использоваться как возможность для обучения и развития деловых навыков. Поначалу тематика программ выбиралась исходя из физических свойств: одна программа была посвящена воздуху, другая — жидкостям, третья — магнетизму. Затем они усложнились: сейчас есть программы, посвященные гравитации, электромагнетизму и даже «съедобное шоу», во время которого ведущий рассказывает детям о свойствах различных пищевых продуктов. В целом за часовое шоу удается провести не более восьми опытов.
На разработку новой программы уходит минимум две недели, а максимум — полгода. Все зависит от сложности. Ведь команда не только придумывает тематику и сценарий, но и покупает необходимые аппараты и химические реагенты. Некоторые из них не так просто достать. Какие-то экспонаты команде приходится либо делать самим, либо закупать в интернете или офлайн-магазинах в других городах. Реагенты, на которые не требуется сертификация, команда «Мастеров науки» покупает на химических заводах, работающих в том числе и с розницей. Редкий «продукт» в Череповце — жидкий азот. Раз в месяц Виталию приходится с помощью транспортной компании организовывать его доставку прямо из Москвы.
Чудеса науки и интерактивность
Чтобы организовать научное шоу, не нужно обладать глубокими научными знаниями. Большинство опытов основаны на явлениях, знакомых из уроков природоведения, физики и химии за шестой и седьмой класс. Задача ведущего шоу — помочь детям понять причину возникновения тех явлений, которые они наблюдают каждый день. «Допустим, когда ты видишь, как бумажка прилипает к стакану с водой и не падает, ты стараешься глубже изучить тему, чтобы понять, почему так происходит», — описывает типичный пример Виталий.
Аниматоры, как волшебники, творящие на глазах маленьких детей «чудеса», объясняют, какими законами природы они вызваны. По словам Виталия, очень важно рассказать все происходящее детям таким языком, к которому они привыкли, привести понятные примеры, продумать образы.
Предельная вместимость научного шоу — 25-30 человек. Главное условие — интерактивность: каждый участник мероприятия должен иметь возможность провести опыты самостоятельно. «Именно в этом и заключается суть: не просто показать опыт, а дать попробовать, — объясняет Виталий. – Ведь именно это и привлекает ребят. Хотя существует еще и концертный формат, когда сотня человек просто наблюдает за научным шоу из актового зала».
Есть шоу, пользующиеся особой популярностью у взрослой аудитории. Например, «Экстремальный холод», во время которого человека поливают азотом. «Интересно следить за реакцией взрослого, когда ему говорят, что температура азота составляет почти минус 200 градусов, — рассказывает Виталий. – Ведь взрослые — это такие же дети, просто они более скептично смотрят на многие вещи».
Сегодня в графике компании «Мастера науки» не только выездные шоу, но и корпоративы, свадьбы, выступления на Днях города. Как правило, научные шоу проводятся по приглашению: команда приезжает с программами в школы, детские сады и на дни рождения детей. Помимо этого, «Мастера науки» построили в городе «секретную лабораторию», в которую может купить билет любой желающий. В этот проект было инвестировано около 500 000 руб. И именно он сейчас позволяет компании выделиться. Если не организовывать отдельное помещение, а просто давать рекламу и проводить выездные представления, то начать бизнес, связанный с научными шоу, можно и на 50 000 руб., уверен Виталий.
Продвижение и «зубное шоу»
У «Мастеров науки» налажено партнерство с местным химическим предприятием «ФосАгро», которое курирует одну из череповецких средних школ, занимаясь подготовкой будущих специалистов буквально со школьной скамьи. В прошлом году это предприятие обратилось к команде Виталия с просьбой провести научное шоу на конференции для учеников выпускных классов из разных городов России. Это был своего рода вызов для команды. «Уровень образования тех ребят повыше, они химики и физики, и мы серьезно думали, как их удивить, — вспоминает Виталий. – Оказалось, что главная задача — правильно подать материал. Мы показывали простую физику, но и ученики, и преподаватели остались в восторге от увиденного».
Один из форматов продвижения услуг компании — это партнерские программы. Например, в рамках сотрудничества со стоматологиями у «Мастеров науки» появилось так называемое «зубное шоу», на котором ведущие рассказывают детям о причинах образования кариеса и о том, как с ним бороться. Дети изучают строение ротовой полости и могут даже попробовать «полечить» зубы.
Лучше всего помогает развиваться бизнесу сарафанное радио, хотя Виталий не отказывается и от таких форматов, как наружная и интернет-реклама, ролики на радио и телевидении.
Сейчас компания «Мастера науки» работает в таком режиме, что каждый день запланировано хотя бы одно шоу. Это может быть как выездной заказ, так и демонстрация прямо в лаборатории. Самый высокий сезон приходится на начало учебного года, Новый год и время выпускных. Летом, что вполне ожидаемо, низкий сезон, но и в этот период можно зарабатывать, проводя мероприятия на днях рождениях.
В мечтах у Виталия — создание интерактивного музея науки в Череповце. Но о конкретных планах, пока продолжается экономический кризис, говорить не приходится. «Когда мы запускались три года назад, ситуация была намного радужнее, — делится наблюдениями предприниматель. – Прошлый год оказался самым тяжелым по наполняемости. Из нашего небольшого городка с населением 300 000 человек у нас на шоу побывало не больше 5% потенциальных клиентов. Просто люди не хотят тратить деньги».