Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
В январе 2017 года вступили в силу изменения, затронувшие порядок осуществления закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. О конкретных нововведениях читайте в статье.
С 9 января 2017 года к участникам закупок предъявляется требование по обязательному декларированию отсутствия у них судимости за незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве. Соответствующее изменение в ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ внес Федеральный закон от 28.12.2016 № 489-ФЗ.
Также участник закупки должен продекларировать, что в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке он не привлекался к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ.
Если до 1 января 2017 года ЕИС брала на себя исключительно комплекс технических функций, в числе которых формирование, обработка, хранение и предоставление данных участникам контрактной системы и др., то теперь, согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 44‑ФЗ, она будет осуществлять еще и контроль за соответствием различной информации:
1 января 2017 года вступает в силу ст. 20 Закона № 44-ФЗ, которая устанавливает необходимость общественного обсуждения отдельных видов закупок. Случаи, в которых такое обсуждение необходимо, и порядок обсуждения будут определяться правительством. Обязательное общественное обсуждение проводится на сайте ЕИС в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок», а также в виде очных публичных слушаний.
Нужно сказать, что такая функция реализовывалась и до вступления в силу статьи – Приказ Минэкономразвития РФ от 10.10.2013 № 578 устанавливал эту же самую норму, поэтому принципиальных изменений в данном случае не произошло.
Теперь обязанность заказчиков проводить общественное обсуждение закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млрд руб. и процедура проводится конкурентными способами закупок, закреплена в Постановлении Правительства РФ от 22.08.2016 № 835.
В ч. 3 ст. 20 Закона № 44-ФЗ уточняется, что по результатам общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки вообще могут быть отменены.
В Правилах проведения обязательного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 835) названы четыре случая, когда закупки могут осуществляться без общественного обсуждения:
С 1 января 2017 года в извещении о закупке, плане-графике закупок, документации о закупках и других документах, предусмотренных Законом № 44‑ФЗ, необходимо указывать специальный 36-значный цифровой код — идентификационный код закупки, который обеспечивает взаимосвязь документов.
Формированием этого кода занимается заказчик, согласно порядку, установленному Приказом Минэкономразвития РФ от 29.06.2015 № 422.
Подробнее об этом нововведении рассказывает Станислав Грузин, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU и ведущий вебинара «Все изменения в 44-ФЗ с 2017 года»:
С 2017 года заказчики обязаны осуществлять закупки согласно планам-графикам.
Согласно ч. 12 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, «не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках».
С 1 января 2017 года прекратили действие документы об образовании, полученные в рамках Закона № 94-ФЗ и стал обязательным профстандарт для работников контрактной службы и контрактного управляющего. Они должны будут иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
С 1 января 2017 года вступает в силу определение мониторинга как системы наблюдений в сфере закупок посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков. Правила мониторинга закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193.
Подробнее о целях такого мониторинга рассказывает Станислав Грузин:
С 1 января 2017 года унитарные предприятия переходят на закупки по нормам 44-ФЗ и смогут применять 223-ФЗ только для закупок за счет безвозмездных грантов и в роли исполнителя по контракту (ч. 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ).
С 1 января 2017 года Федеральное казначейство, региональные и местные финансовые органы, а также органы управления государственными внебюджетными фондами смогут контролировать, насколько информация об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информация об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок совпадает с той, что утверждена и доведена до заказчика. Также в полномочия входит контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансирования закупок, представленной в различных документах — в плане-графике и в плане закупок, извещениях, протоколах, проектах контракта.
Порядок осуществления контроля установлен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 31.12.2016 № 2933-р закупки по 44-ФЗ могут теперь осуществляться и на аукционной площадке РАД (Российский аукционный дом).
Найдите все закупки благодаря умному поиску
3 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.12.2016 № 1576, которое постановляет признать утратившими силу Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».
С 1 января 2017 года начали действовать поправки, внесенные в Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 927, согласно которым нормирование в части требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг теперь распространяется и на федеральные государственные унитарные предприятия. Помимо этого, расширяется перечень нормируемой продукции, а код ОКПД заменяется кодом ОКПД2.
В Постановлении Правительства РФ от 01.12.2016 № 1285 уточняется перечень сведений, включаемых в реестр контрактов, которые заключены заказчиками, и реестр контрактов, который включает сведения, составляющие государственную тайну.
Так, в реестр контрактов теперь будет входить следующая информация: о гарантии качества товара, работы, услуги и сроке ее предоставления; о наступлении гарантийного случая; копия документа о согласовании с контрольным органом заключения контракта с единственным поставщиком.
Если объект закупки — лекарственные препараты, то потребуются дополнительные сведения о каждом препарате (наименование, номер регистрационного удостоверения лекарственного препарата, наименование держателя или владельца регистрационного удостоверения, наименование производителя, лекарственная форма, дозировка, количество лекарственных форм во вторичной (потребительской) упаковке).
С 1 января 2017 года коды ОКПД заменены на коды ОКПД 2. Также исключено уточнение, что поставка отдельной продукции может осуществляться учреждениями и предприятиями УИС только для нужд УИС, ФССП России и при размещении государственного оборонного заказа.
Соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292 «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)».
О том, что с 1 января 2017 года МУП и ГУП при осуществлении закупок должны ориентироваться на положения Закона № 44‑ФЗ, уже говорилось ранее. Следует помнить об исключении некоторых закупок автономных учреждений, которые они смогут осуществлять в соответствии с 223‑ФЗ.
Постановление Правительства РФ от 14.12.2016 № 1355 внесло изменения в ряд нормативно-правовых актов, которые затрагивают аспекты планирования и проведения закупок по 223-ФЗ с участием субъектов МСП, а также вопросы составления итоговой отчетности (Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352; Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169; Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932; Постановление Правительства РФ от 25.12.2015 № 1442).
Следует обратить внимание на обновление перечня конкретных заказчиков, в отношении которых проводится мониторинг закупочной деятельности (Распоряжение Правительства РФ от 8.12.2016 № 2623-р).
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.