Екатеринбург, 2013

Город и год запуска

Производство

Отрасль

300 000

Стартовый капитал

1,5 года

Окупаемость

Как предприниматель из Екатеринбурга продает средневековые топоры

28 марта

Накопив огромный опыт работы с деревом и металлом, три года назад Ильдар Аблиев открыл в Екатеринбурге мастерскую по производству средневековой мебели и кованых изделий «Аника». В его команде работает 15 специалистов, а количество заказов постоянно растет. В планах — запуск серийного производства современных и стилизованных под старину рабочих инструментов и предметов интерьера. 

В интервью Контур.Журналу Ильдар Аблиев, сооснователь мастерской «Аника», рассказывает, как создавал шумовые машины для театрального перфоманса, чем его мастерская отличается от остальных, которые действуют в Екатеринбурге, и почему мастера-кузнецы редко берут учеников.

Изучение дизайна по музейным экспонатам

Со школьных лет у меня был интерес к ремеслу, который позже перерос в более серьезное увлечение. Я окончил отделение декоративной работы с деревом и металлом на художественном факультете и после университета работал в столярных, кузнечных и других творческих мастерских. Я всегда хотел открыть собственную мастерскую и работать самостоятельно.

Я переезжал в разные города, пробовал разные специальности и в конце концов понял, что скоро запускать что-то свое будет поздно. Всегда очень сложно начинать что-то в одиночестве. Мне повезло, что я встретил своих товарищей Алексея Синцова и Виталия Лунева — три года назад мы втроем наконец открыли мастерскую.   

Виталий — старший кузнец, он разрабатывает дизайн всех инструментов, в том числе топоров, и сам их изготавливает. Столярными работами и художественной ковкой занимаюсь я. Я же разрабатываю и дизайн мебели. У Алексея изначально было огромное желание, он никогда до этого не занимался ремеслом, но был надежным товарищем, на которого можно положиться. Когда мы открыли мастерскую, он бросил работу, обучался у нас и постепенно помогал с заказами все больше и больше. Сейчас Алексей отвечает за логистику, работу с клиентами и рекламу.

Чертежей средневековой мебели практически не сохранилось. Мы изучали дизайн по фотографиям музейных экспонатов, средневековым изображениям и письменным описаниям, которые удалось найти.

Когда была возможность, мы посещали музеи и смотрели на старинную мебель и картины с изображениями средневековых интерьеров вблизи. В том же Эрмитаже есть картина, на которой изображены столы и комоды 17-18 веков, на которые мало кто обращает внимание, а я не могу от них оторваться.   

Мы начинали с копий средневековых сундуков и стульев, но сейчас не ограничиваемся ими, делаем и современную или просто стилизованную под Средние века мебель.

Когда мы только открыли мастерскую, мы получили интересный заказ — делали шумовые машины для театрального перфоманса в одном центре современного искусства. Раньше для постановок в театре или кино такие звуки, как раскаты грома или шум дождя, воспроизводили с помощью специальных машин, сделанных из дерева, жести, ткани.  Этот серьезный заказ помог нам встать на ноги и обеспечил нас работой на месяц-полтора. Это единственный случай, когда мы создавали что-то для театра, просто один московский режиссер делал постановки в разных городах, в том числе в Екатеринбурге.

Иногда фотографы берут для съемок инвентарь, но редко заказывают что-то специально, все-таки у нас довольно высокие цены. Как правило, мы делаем мебель для частных коллекций или просто для личного пользования.

Заказывают не только люди с высокими доходами. Мы делаем вещи и в среднем, и в более высоком ценовом сегменте. Если есть возможность, никогда не отказываемся от заказов. Сейчас в команде уже 15 человек, всех мастеров нужно нагружать работой: скажем, если один мастер делает готическую кровать, его коллега может быть занят коллекцией волшебных палочек для детского утренника.

Перед Новым годом всегда много заказов, причем часто они появляются в последние две недели, хотя мы специально за месяц-полтора предупреждаем клиентов, чтобы они заказывали подарки пораньше, и предоставляем скидки за ранние заказы. За пару недель до праздника люди пишут: «Изготовьте мне, пожалуйста, такой-то топор к Новому году». То же самое происходит перед 23 февраля или 8 Марта.

Серийные топоры и эксклюзив

Время изготовления изделий варьируется от двух дней до месяца. Есть серийные топоры, которые мы делали уже много раз, а есть эксклюзивные вещи, для которых сначала нужно нарисовать эскиз, который согласовывается с заказчиком. Сначала мы согласовываем эскиз самого топора, потом узоры на нем, потом эскиз чехла, после этого начинается долгий процесс изготовления топора. Бывает, что получается не с первого раза, а только со второго или с третьего.

Железная часть топора после изготовления уходит в столярную мастерскую, там мы делаем сложную рукоять с декоративными элементами и резьбой и в завершение изготавливаем чехол из кожи. Получается, что в одном заказе задействовано много мастеров и они один за другим выполняют работу — вот почему такие вещи делаются достаточно медленно.

Для нашей мастерской типична очередь в месяц-полтора на инструменты, на мебель очередь еще больше. Мы стремимся к созданию поточного мелкосерийного производства, ведь мы не можем конкурировать с заводами и создавать тысячи изделий.

Серийное производство подходит для небольших вещей: стульев, полок, тумбочек, охотничьих, плотницких и эксклюзивных подарочных топоров и стамесок. Пока мы все продумываем. Для этого требуются другие финансовые вложения, и совершенно другие цены должны получаться на выходе.

Если делать мебель из древесного массива, а не из ДСП, то оборудование и для современной, и для средневековой мебели не сильно отличается, разве что мы стараемся как можно чаще использовать ручные инструменты. Во-первых, такая техника очень интересная, и бывает, что сделать мебель вручную даже проще. По возможности также стараемся докупать большие станки.

Мастер-классы мы проводим три-четыре раза в год на городских праздниках в Музее Ф.М. Решетникова и в исторических кузницах.  Музей Ф.М. Решетникова в Екатеринбурге — это старинная усадьба, в которой с 19 века существовала конюшня. При этой конюшне была небольшая кузница, которая сохранилась по сей день. Совместно с музеем мы проводим мастер-классы с использованием ручного инструмента. Это дает возможность попробовать ремесло, посмотреть и подержать инструмент, постучать молотом, просто ощутить, каково это быть мастером.

Люди учатся ковать всю жизнь, поэтому хороший кузнец никогда не скажет: «Я достиг мастерства». Зато на мастер-классе можно попробовать то, что ты видел только в кино или читал в книгах. Сохраняется момент восторженности, то есть это не работа, которая превращается в тяжелый труд, а просто захватывающее приключение.

Места для обучения есть только на таких мастер-классах или в детских и юношеских кружках. Человек, который хочет учиться ремеслу, просто идет в мастерскую и просит работу подмастерья, но очень долго у него ничего не будет получаться, а доход будет очень низким, поэтому не каждый может себе это позволить. Лучше всего учиться ковать в юности, когда еще нет обязательств.

Я знаю истории, когда люди уезжали в кузницу к известному мастеру, жили рядом и работали семь дней в неделю с утра до поздней ночи, соглашаясь на любую работу, которую им давали, прямо как в Средневековье. Мастера редко хотят брать учеников, потому что на них тратится много сил и времени, и, скорее всего, они какое-то время поработают, поймут, что это не их или что это очень тяжело, и уйдут. Мало людей, которые действительно остаются работать.

И дерево, и кожа, и стекло

Первоначальные вложения в бизнес составили примерно 300 000 руб. Все эти деньги мы потратили на оборудование и инструмент, но еще до запуска у нас уже было определенное количество инструмента. Мы взяли небольшой кредит в 150 000 руб., позже вложили в мастерскую еще столько же и за полтора года постепенно окупили всю сумму. Первые полгода мы работали только для того, чтобы платить аренду и выплачивать кредит, свободных денег оставалось мало — было очень сложно.

За 3,5 года, что мы работаем, все изменилось. Сначала мы работали с небольшими заказами — сундучками и коробочками — в холодном помещении в 30 кв.м. Сейчас у нас уже 500 кв.м хороших заводских помещений и заказы совершенно другие — интерьер для ресторанов, кафе и баров. Есть постоянные клиенты, которые приобретают мебель для дома, и уже превратились в друзей, следят за нашим творчеством, с ними интересно работать — это признак любой хорошей мастерской. Очень важно поддерживать с такими клиентами контакт.

Мы ведем группы во «ВКонтакте», в Facebook и Instagram — у нас очень много рекламы в социальных сетях. Есть и сайт, но создание и продвижение хорошего сайта требует много денег, для маленькой мастерской лучше использовать «ВКонтакте». Там доступны дешевые способы развития: можно договариваться о взаимных репостах, проводить конкурсы. В своей группе мы постоянно разыгрываем разные вещи — топоры, тесаки, недавно разыгрывали журнальный столик.

Также отлично работают публикации в СМИ. После статьи о нашей мастерской на местном новостном портале Е1 полтора года назад у нас был шикарный скачок в развитии, появились совершенно другие заказчики. Я помню, как сомневающиеся клиенты, увидев нашу мастерскую, вспоминали, что читали про нас статью, и сразу же меняли свое отношение. Также помогают выставки, они ни требуют огромного количества денег или времени, но полезны для продвижения.

В Екатеринбурге много столярных и кузнечных мастерских, а также много мастеров, которые работают с кожей и стеклом. Таких мастерских, как наша, в которой бы и ковали, и столярничали, и работали со стеклом, я не знаю. Это наше основное преимущество — в одном месте мы работаем с разными направлениями.

Однако проблем у нас очень много: постоянно не хватает свободных денег, в производстве быстро изнашиваются инструменты, необходимо постоянно вкладывать деньги в оборудование. Долго мы не могли найти подходящее помещение — пришлось переезжать три раза.

Разное оборудование по-разному изнашивается. Например, шлифовальные машинки изнашиваются достаточно быстро — через год-два, и их приходится часто ремонтировать. У нас есть инструмент, который мы ремонтировали уже два-три раза с тех пор, как купили. Сварочные аппараты тоже требуют особого внимания.

Сложнее всего найти новых мастеров в команду. Такое производство немыслимо без высококвалифицированных сотрудников.

Поначалу было трудно заниматься рекламой и поиском заказов. Когда мы начинали, у нас не было никакого опыта ни в продажах, ни в рекламе, ни в бизнесе вообще. Приходилось одновременно выполнять заказы, учиться делать чертежи, продвигать проект и искать сотрудников. Чтобы этому научиться, по большому счету нам и понадобились эти три года.

Мы часто перекупаем старое советское оборудование. Например, кузнечный молот в отличном состоянии мы покупали в другом городе, потому что там он стоил гораздо дешевле.

В Екатеринбурге нет проблем с сырьем. Это большой город, к тому же Урал — металлургический центр. С деревом проблем больше: у нас нет твердых пород деревьев, не произрастают ни дуб, ни ясень. В городе есть несколько фирм, которые занимаются поставкой хорошей древесины для мебели, мы с ними сотрудничаем. Найти хорошую кожу, которая подходит именно для наших целей, по приемлемой цене, тоже оказалось сложно, хотя мы уже сотрудничаем с подходящими магазинами.  


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
641 просмотр
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Похожие идеи

  • Производство
    • Бизнес-идея
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
    • Фотография
  • Любой стартовый капитал
    100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
  • Любой размер города
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.