г. Кинель, Самарская обл., 2009

Город и год запуска

Услуги

Отрасль

Как детский магазин адаптируется к новым правилам рынка

14 апреля

Молодая и предприимчивая Сирануш Микаелян, вставшая у руля семейной компании два года назад, старается помочь традиционному офлайн-бизнесу выжить в сложной экономической обстановке и усиливающейся конкурентной борьбе.  

О поиске себя, особенностях семейного бизнеса и планах по географической экспансии Сирануш Микаелян рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Профессиональные поиски

Я родом из Армении, но еще в детстве, в три года, переехала в Самарскую область, в небольшой город Кинель с населением порядка 35 000 человек.

Мои родители — оба специалисты с высшим образованием, но работать по специальности у них не получалось: то приемлемых должностей найти не удавалось, то платили не так много, как хотелось. Мама долгое время занималась ручной работой, делала различные вязаные изделия, и от их продажи получала больше денег, чем работая по специальности в школе. Поэтому после переезда в Россию, в 1994 году, родители занялись торговлей. Начинали на рынке, но долго лелеяли мечту иметь «крышу над головой». Но организовать собственный магазин — дело сложное и затратное, а нас в семье трое детей — надо было всех поднимать, давать образование.

В 2009 году мечта сбылась — мы открыли магазин детских и подростковых товаров «Кот в сапогах». С нишей вопросов не возникло: во-первых, у нас в семье все любят детей, во-вторых, это очень перспективный с точки зрения бизнеса рынок — родители всегда будут тратить деньги на своих детей, баловать их. К тому же дети быстро растут, а значит, потребность в новых товарах будет постоянной.

В 2014 году я получила статус индивидуального предпринимателя, однако, полностью посвятить себя этой работе я решилась только два года назад, в 2015-м. До этого училась, искала себя, пробовалась в разных сферах.

В 2013 году я окончила филологический факультет Самарского государственного университета по специальности «английский язык и литература». Образование я выбирала сердцем: всегда любила литературу, поэтому и решила развиваться дальше в этой области. Английский же давал мне возможность реализовать мою вторую страсть — межкультурное общение, коммуникации с людьми из других стран. В студенческие годы я активно участвовала в международных проектах в качестве волонтера (Всероссийский молодежный форум «Селигер», АРТ Квадрат — 2011, Дельфийские игры в Самаре) и играла в КВН (представляла СамГУ в региональных, российских и международных лигах КВН, а также на международном фестивале КиВиН в Сочи).

Еще во время производственной практики в университете я поняла, что работать в сфере образования мне не по душе. Я преподавала в гимназии, но связывать с этим свою дальнейшую жизнь не хотелось. После окончания института примерно год была репетитором по английскому (собственно, этим я занимаюсь до сих пор), очень ждала Олимпийских игр, куда поехала волонтером, также работала в параолимпийской деревне, взаимодействовала с прессой.

Этот опыт оказался для меня очень вдохновляющим, и потому, по возвращении, в апреле 2014 года я устроилась работать специалистом по организации деловых поездок. Однако через полгода в этой деятельности я разочаровалась: проводить в офисе по двенадцать часов на компьютере и телефоне — не то, чего бы мне хотелось.

В марте 2015 года я снова вышла на работу на должность ассистента управляющего крупного торгового центра в Самаре. Эта работа была очень некомфортной в плане логистики — дорога от дома до офиса занимала 2,5 часа. Через два месяца я уволилась, и вдруг меня озарило: зачем мне работать на чужих людей, если я могу развивать собственный бизнес для себя и своей семьи? Так я приняла решение сконцентрироваться только на магазине.

По-настоящему семейный бизнес

Сегодня «Кот в сапогах» – магазин для детей и подростков, где представлен широкий выбор товаров для покупателей от 0 до 12 лет. Это и одежда, и обувь, и различные аксессуары, товары для новорожденных. В плане расширения продуктовой линейки мы всегда стараемся отталкиваться от запросов наших клиентов. Люди приходят и интересуются какими-то товарами для детишек. Мне всегда становится неловко, когда мы не можем оправдать их ожиданий, поэтому, наверное, и стараемся предложить максимальную товарную линейку.

Изначально бизнес мы строили на собственные средства. В 2009 году родители открыли магазин в нашей квартире, где мы жили какое-то время до этого. Когда приобретали эту недвижимость, родители сразу смотрели на нее с прицелом на будущее: место самое подходящее для бизнеса — проходное, рядом со школой, детскими садами, центральной площадью, парком.

Одна из главных проблем на старте — масштабирование и расширение ассортимента. Когда ты переезжаешь из маленького контейнера на рынке в собственное помещение, сразу встает необходимость, во-первых, быстро завезти новый товар, во-вторых, немного поменять номенклатуру. Со временем нам удалось найти отличных поставщиков, повысить качество предлагаемого товара, а в 2014 году еще и увеличить площадь — выкупить соседнюю квартиру. Эти вложения пришлось покрывать за счет заемного финансирования.

«Кот в сапогах» — это по-настоящему семейный бизнес. Мы не тратим деньги на аренду, не платим зарплат, потому что сами работаем в магазине, а всю прибыль реинвестируем в развитие, у нас даже бухгалтера наемного нет. И этот подход — одно из наших ключевых конкурентных преимуществ. Мы не просто продавцы, которые получают свой оклад и думают, как бы поскорее уйти домой. Мы не говорим шаблонных фраз, не стараемся продать «хоть что-то». Магазин — это наше детище, поэтому нам важен каждый клиент, мы должны предложить покупателю то, что купили бы для своих детей и внуков.

В среднем ежедневно мы обслуживаем порядка 10-20 человек, хотя есть заметные сезонные пики, а также предпраздничный ажиотаж. Наш средний чек — 500-600 руб. Выручка плавает: иногда пусто, иногда густо.

Сезонность для розничной торговли — нормальное явление, хотя определенные негативные изменения на рынке есть — снижаются реальные доходы населения, растут цены.

Когда мы только открывались, в Кинеле было всего три детских магазина, не считая рынка. Но в последнее время стремительно открываются новые точки, люди осваивают интернет-коммерцию. Все это, конечно, отражается на нашем бизнесе, однако мы стараемся делать упор на наши сильные стороны: репутацию, историю, опыт, сложившийся пул постоянных клиентов, низкие издержки. Новичкам приходится несладко: пока завоевываешь себе место под солнцем и оттягиваешь покупателей, приходится на что-то жить — платить аренду, зарплаты продавцам. У нас таких проблем нет, издержки минимальны.

К тому же у нас за плечами несколько экономических кризисов, которые мы уже пережили. Родители начинали в 1990-х, магазин мы открывали в кризис 2009 года. Конечно, сейчас мы чувствуем негативные экономические изменения. Зарплаты у людей не растут, а цены поднимаются, но родителям все равно надо платить за квартиру, покупать еду, одевать и обувать своих детей. Поэтому мы стараемся идти навстречу клиентам: у нас есть бонусная накопительная система, некоторым покупателям даем рассрочку.

Расстановка приоритетов

Сейчас мы сильно форматируем бизнес. До 2014 года родители старались держать нас подальше от магазина, они люди старой закалки, думали, что магазин сам себя рекламирует, клиенты приходили в основном по сарафанному радио. Я пришла в бизнес с собственным видением, стараюсь идти в ногу со временем, осваивать инновации, применять разные маркетинговые инструменты.

Например, мы провели автоматизацию магазина, стали более плотно работать с клиентами: ввели бонусные карты, подарочные сертификаты, эквайринг, обеспечили присутствие во всех социальных сетях. Делаем акцент на группы во «ВКонтакте» и в Instagram. Используем баннерную рекламу — повесили рекламу практически во всю величину фасада. Мы поддерживаем местные мероприятия, на которых присутствует целевая аудитория, я участвую в различных конкурсах, общаюсь с прессой. Сейчас я принимаю участие в областном конкурсе «Где родился, там и пригодился», в рамках которого вышла публикация обо мне и нашем магазине. Это уже отличный результат!

В 2015 году я одержала победу во Всероссийском конкурсе «Молодой предприниматель России — 2015» на региональном этапе в Самарской области, после стала участником федерального этапа. Получила приз — трехдневное обучение в Московской бизнес-школе по программе «Интернет-маркетинг». Там мне удалось многое почерпнуть. Например, мы решили отказаться от собственного сайта. Тот макет, что мне готовили местные программисты, оказался не очень эффективным. Получив новые знания, я определила для себя приоритеты и теперь в перспективе планирую запустить уже совсем другой сайт.

Очевидно, что одной точки недостаточно для поддержания роста бизнеса. Нужно масштабироваться.

Еще одно направление нашего бизнеса — продажа уникальных товаров ручной работы под маркой Pupush, которые делает моя мама. Я это направление активно рекламирую и продвигаю. В будущем планирую запустить собственное производство по изготовлению вязаных и трикотажных изделий для детей.

Всем начинающим предпринимателям я советую рисковать, ломать систему и верить в себя. Важно всегда оставаться вовлеченным в свое дело, постоянно развиваться и получать удовольствие от того, чем занимаешься. 


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
367 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Похожие идеи

  • Услуги
    • Бизнес-идея
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
    • Фотография
  • Любой стартовый капитал
    100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
  • Любой размер города
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.