Как новое поколение предпринимателей создает уникальные бизнес-проекты на народных промыслах и возрождает крестьянский быт.
Молодые бизнесмены зачастую участвуют в деятельности, которая, на первый взгляд, не сулит больших прибылей. И действительно, много ли можно заработать, восстанавливая традиционное узорное вязание коми, выпекая печатные пряники по старинным технологиям, создавая тканые пояса в русском народном стиле и реконструируя народный быт? Но если до недавнего времени ремесленные бизнесы ассоциировались преимущественно с самозанятостью, то сегодня у них появляется все больше шансов стать коммерчески успешными бизнес-проектами.
Одна из самых известных предпринимательских историй, связанная с народными традициями, — это производство коломенской пастилы, которое развернули несколько лет назад в Коломне предпринимательницы Елена Дмитриева и Наталья Никитина. Начав бизнес с пробной партии на домашней кухне, они в итоге открыли музей пастилы и наладили небольшое производство продукта на историческом месте, в здании домовой фабрики купца Чуприкова. В 2016 году чистая прибыль компании «Коломенская пастила» достигла 450 000 руб. в месяц. В музей, созданный Дмитриевой и Никитиной, уже не первый год идут потоки гостей от туристических агентств и частных экскурсоводов.
Подобные региональные проекты, когда вокруг одной производственной идеи или хендмейд-стартапа образуется комплексный туристический продукт, уже не редкость. А с учетом возросшего интереса иностранцев к России как к месту увлекательных путешествий в последние годы перед такими проектами открылось еще больше перспектив для полноценного развития.
По данным чиновников, в 2016 году въездной туризм из-за рубежа в Россию вырос на 7%, а внутренний турпоток увеличился на 10%. В основном в Россию едут из Ирана, Китая, Кореи и Испании. Иностранцев привлекает не только возможность отдохнуть на любой кошелек, как отмечает глава Ростуризма Олег Сафонов, но и познавательный и этнографический туризм. Иностранцам интересно культурное наследие России и в частности народные промыслы.
Экзотические сувениры
Небольшой городок Мариинск в Кемеровской области с некоторых пор, помимо музея бересты и дома писателя В. А. Чивилихина, стал известен еще одним культурным объектом — ремесленной мастерской династии Михайловых. Открывшийся в июне 2011 года семейный бизнес-проект на сегодняшний день включает три направления: проведение экскурсий, производство сувениров и художественных изделий, а также обучение ремеслу.
Примыкает мастерская к терему, в котором живет семья. В результате такого соседства образовался уникальный архитектурный ансамбль в едином стиле. Внутри мастерской воссоздан старинный интерьер русской избы: мебель, этажерка, самотканые дорожки. Во время визита туристы могут увидеть, как мастера изготавливают туеса и обереги, ткут полотно. Работы династии Михайловых покупают туристы-иностранцы и увозят с собой в Америку, Бельгию, Германию, Швейцарию. Для небольшого города Мариинска производство недорогих сувениров — одно из самых перспективных направлений бизнеса. И пока мастерская Михайловых является единственным предприятием на местном рынке, которое может предложить заезжим гостям уникальные вещи на память.
Примерно той же предпринимательской дорогой следует и Светлана Турова, которая с 2008 года развивает свой проект «Югыд-арт» и вяжет изделия с традиционными северными орнаментами. Деятельность предпринимательницы привлекает туристов из соседних стран. К ней часто приезжают делегации от министерств. И даже простой потребитель проявляет интерес к одежде с северными узорами. Листовки с расшифровками орнаментов, по словам Туровой, расходятся быстрее, чем визитки.
Сегодня мастерская «Югыд-Арт» получает 50% заказов от сувенирных магазинов, 20% от частных клиентов. Оставшиеся 30% приходятся на корпоративных заказчиков, в частности, такие компании, как «Лукойл» и «Газпром», которые тоже хотят прикоснуться к культуре северных народов, они заказывают изделия в фирменных цветах.
В 2016 году краудфандинговая кампания на Boomstarter помогла собрать 600 000 руб. на строительство большой мастерской в поселке Аджером Корткеросского района Республики Коми. Участок под строительство выделили местные власти. Светлана Турова планирует переезд уже этим летом. Новая мастерская будет использоваться не только как туристический объект, но и как производственная площадка, которая обеспечит работой местное население.
Нестандартный продукт
Высокая конкуренция на туристическом рынке заставляет некоторые агентства пересматривать пакеты услуг и выходить с оригинальными предложениями. Эта тенденция затронула и компанию «Урал Лайн Тур», которой владеет Елена Лузина. Спустя 10 лет с момента открытия бизнеса, в самый разгар кризиса, она занялась обустройством настоящего деревенского дома в 120 км от Екатеринбурга, в поселке Красногвардейский.
Лузина выкупила землю, обставила пять комнат старинной мебелью, уральскими железными вещами и другими аутентичными предметами быта. Все создавалось в доме так, чтобы в нем было удобно проживать. Сегодня на территории музея есть настольный теннис, баскетбольная площадка, беседка для барбекю, летний бассейн. В этот проект предпринимательница инвестировала 1 млн руб. из оборотных средств компании «Урал Лайн Тур». Появление нестандартного туристического продукта под названием дом-музей «Железо Саввы Яковлева» обеспечило в 2015 году рост оборота компании на 30 %.
Впрочем, подобные дома-музеи зачастую возникают не как часть большого туристического бизнеса, а как самостоятельные этнографические проекты. Например, так появился музейный комплекс «Татар Авылы» («Татарская деревня») в 50 км от Казани. Его создатель — бывший учитель Дамир Камалетдинов. В 2010 году он вместе с родственниками выкупил полгектара земли, зарегистрировал НКО и приступил к реализации бизнес-идеи. Чтобы воспроизвести атмосферу быта татар в 19 веке, пришлось собрать на территории музея много исторически ценных объектов, среди которых наиболее интересной является старая ветряная мельница. Предприниматель построил дворы кузнеца, гончара, валяльщика, где проводит мастер-классы для туристов. А в будущем планируется расширить музей за счет еще одного объекта, в котором будет проводиться обучение народным ремеслам.
Валенки и пряники
По данным Росстата, за период с января по октябрь 2016 года российские производители выпустили около 2 млн пар валенок. Причем национальная обувь приобретается не только местный потребитель, небольшие экспортные партии отправляются в Финляндию и Австрию. Борис Смородов, владелец фабрики «Русские валенки» в Вышнем Волочке, несколько лет назад открыл интернет-магазин валенок, через который иностранцы постоянно заказывают обувь. Одна женщина периодически поплняет валенками, произведенными на фабрике Смородова, ассортимент свого магазина в Нью-Йорке. Но чтобы поставить предприятие на современные производственные рельсы и поддерживать спрос на столь колоритный продут, предпринимателю пришлось не просто запустить с нуля выкупленную некогда на торгах фабрику химчистки и крашения одежды в Вышнем Волочке, но и возродить технологию валяния, перейти на ручное производство, повысить качество благодаря использованию чистой овечьей шерсти.
С 2006 года фабрика делает валенки с рисунками, аппликациями, бисером, стразами и даже фотопечатью. Кроме того, возможно производство и продукции по индивидуальным меркам, с нестандартными рисунками. По словам предпринимателя, именно персонифицированный подход и позволил компании пережить уже не один экономический кризис. А в 2012 году в маркетинговых целях Борис Смородов открыл еще и музей валенок в одном из помещений фабрики, куда сегодня автобусами съезжаются туристы из больших городов.
Зачастую именно благодаря воссозданному национальному продукту небольшие поселки и городки приобретают статус привлекательного туристического объекта. В городе Кунгур Пермского края достопримечательностью стал дом семьи Кожуховых, которые выпекают печатные пряники по старинной технологии, используя более сотни вырезанных вручную деревянных досок из липы и березы. Пряники семьи Кожуховых выставляются как экспонат в гостевой витрине музея пряника в Городце Нижегородской области. А для любого туриста их выпечка — эксклюзивный сувенир. Кожуховы производят фамильные и именные пряники, а также делают логотипированную выпечку. Продажи осуществляют через эко-магазины Перми, Екатеринбурга, гастрономы здоровых продуктов, монастырские лавки, фестивали и ярмарки. В планах семьи — открыть «Пряничный дом» в Кунгуре. А пока предприниматели всерьез нацелены на развитие дилерской сети на территории России.