Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
Город и год запуска
Отрасль
До того, как выйти на рынок со своей продукцией, Леониду Медведику пришлось более 10 лет нарабатывать опыт. Сегодня он мастер-универсал, который может предложить широкий ассортимент уникальных изделий — от простых сувениров до необычных статуэток, очков в деревянной оправе и даже музыкальных инструментов под заказ.
Леонид Медведик, основатель бренда Medvedik, рассказал Контур.Журналу о специфике продаж украшений, аксессуаров и музыкальных инструментов ручной работы в Крыму, о ярко выраженной сезонности, сложностях и преимуществах работы на полуострове, а также развитии новых направлений.
Леонид Медведик родился и вырос в Симферополе, здесь же он окончил художественное училище. Будучи сыном скульптора, молодой человек с детства много времени проводил в мастерской. А более 10 лет назад решил попробовать самостоятельно мастерить статуэтки, украшения и музыкальные инструменты из камня, дерева и металла. Через некоторое время к работам мастера стали присматриваться местные жители и туристы, приезжавшие на отдых летом.
Как и любой серьезный профессионал, Леонид нарабатывал опыт годами: устраивался подмастерьем к разным мастерам, совершенствовал навыки в мастерской. На протяжении четырех лет изделия создавались для себя, только на пятый год Леонид постепенно начал продавать изделия, а после еще два года работал в ноль. Когда проект начал зарабатывать, у мастера появилась возможность докупить необходимое оборудование на накопленные деньги. «Я начинал в квартире, купив пару стамесок на барахолке, — вспоминает предприниматель. – Сразу значительных вложений не было, ведь я не учился в определенном вузе, чтобы сразу после него воспользоваться каким-то навыком».
Обеспечить свою мастерскую в Симферополе всем нужным получилось за несколько лет, по мере освоения новых творческих направлений. Ведь каждая новая технология требует определенного оборудования.
«К сожалению, сейчас все основное производство в Крыму убивается, — описывает ситуацию Леонид. – Вместо заводов открываются торговые центры. Оборота средств нет, поэтому зарабатывать помогают только летние туристические вливания». Для него, мастера по изготовлению украшений, проблемой стало даже приобретение расходников и инструментов. Формовочную резину и щетки приходится завозить с материка. Что касается инструментов, то тут спасают интернет и e-commerce, а также личные навыки — некоторые нужные для работы приспособления Леонид создает сам из строительных инструментов. Сырье можно покупать на выставках, у поставщиков и огранщиков. В прошлом Леонид работал в научно-техническом отделе геммологии, где успел собрать обрезки различных камней, которые шли на выброс. Сейчас эту «коллекцию» он использует для изготовления своих украшений.
Ни для кого не секрет, что бизнес в Крыму отличается ярко выраженной сезонностью. Но Леонид сформировал свое отношение к этой ситуации: «Главный барьер, который нужно преодолеть, — это страх, что постоянного дохода не будет». Основной финансовый приток приходит с майскими праздниками и в первой половине лета, с середины июля продажи уже падают.
С мая по октябрь Леониду удается продать около 400 украшений из бронзы, дерева и камня в месяц, в остальное время в два, а то и в четыре раза меньше. В летний период предприниматель арендует магазин на южном побережье Крыма, в котором его жена Анна продает украшения и статуэтки каждый день в течение всего сезона. В остальное время украшения реализуются через интернет на международном сайте hand-made изделий, отправляются покупателям в Европу, США, Китай и Японию.
В Крыму многие зарабатывают на сувенирке, в результате и уровень конкуренции достаточно высок. Этим летом Леонид и Анна планируют открыть новую линейку украшений из эмали, чтобы сделать свой бизнес более конкурентоспособным. «Это направление пока не испробовано, и мы не знаем, будет ли оно пользоваться спросом, — объясняет Леонид. – Обычно пользуется спросом старославянская символика, обереги, талисманы и другие украшения “со смыслом”. Однако я не настроен на конкретных людей, потому что аудитория у нас неоднородная: люди заказывают все, начиная от “смысловых” изделий на заказ и заканчивая обычным ширпотребом».
Лучше всего продаются даже не украшения, а музыкальные инструменты. Их Леонид тоже изготавливает. Стоимость изделия зависит от сложности работы, то, что под заказ, выходит дороже.
На изготовление нестандартных изделий у мастера уходит полгода. Например, Леонид вспоминает, как для форума «Евразийский мост», который проводился в 2016 году Крыму, он изготовил десять металлических статуэток 45 см в высоту. Ему пришлось резать металл на много частей, отливать по кусочкам и собирать. Для мастера эта работа была хотя и сложной, но необычной и очень интересной.
Предприниматель также развивает направление изделий из дерева. Недавно он разработал технологию, с помощью которой можно изготавливать очки с деревянной оправой. Пока в регионе такой аксессуар может предложить только он. Причина тому — многоэтапность и сложность работы с деревом. «Чтобы производить очки в достаточном количестве, нужно все переоборудовать. От дерева много пыли, поэтому для него нужно специальное оборудование — пылеприемники и пылесборники, станки для шлифовки, а также отдельное помещение», — объясняет Леонид. Кроме того, хорошее экзотическое дерево не так просто найти, мастеру нужно работать с бревном — колоть и пилить его, а затем нести на фрезеровку.
В будущем Леонид планирует разместиться в мастерской посвободнее и взять учеников, чтобы можно было уже думать о расширении бизнеса. Поэтому большие планы возлагаются на надвигающийся летний сезон.
Несмотря на ряд технических и сырьевых сложностей, которые являются едва ли не главной преградой на пути развития проекта, Леонид все же планирует остаться в Крыму. «Возможно, в другом городе мне было бы проще работать, но для меня важен еще и окружающий мир, душевный уют, — говорит он. – В Крыму через 15 минут ты уже в горах, где можно вдохновиться и отдохнуть от суеты. Это очень важно для меня».
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.