О сложностях при реализации проекта, функциональных деталях, работе над усовершенствованием модели и тестировании в полевых условиях Джанбек Нуруллин-Товсултанов рассказал в интервью Контур.Журналу.
Умная полка
Идея для бизнеса в моем случае появилась случайно. Как-то я ехал со своим ребенком в поезде в Казань. Нам пришлось ютиться с ним на одной полке, спать было совсем неудобно. Конечно, это был не единственный случай такого некомфортного путешествия, и я задумался, как можно решить эту проблему. В итоге, летом 2015 года сформировалась идея специальной полки, которую я называл тинг.
В разложенном виде конструкция представляет собой устройство по типу раскладушки, только без ножек, на подвесах в виде ремней. Ее можно использовать и в поезде, и как качели, и как подвесной домик, если его задрапировать, ребенок чувствует себя вполне комфортно. Такую полку можно использовать в походных условиях: например, если вы выезжаете на природу, можно ее повесить на ветви дерева в качестве гамака или люльки для маленького ребенка. В этом случае отпадает необходимость в том, чтобы укладывать ребенка спать в машину или палатку, он может спокойно устроиться и играть в нашем тинге.
Когда я придумал идею подвесной полки, я вообще не знал о том, что уже существует на рынке. Зарубежный рынок я не изучал, потому что нужно было знать, как устроены пассажирские вагоны в других странах, а к такой информации у меня доступа нет. Что касается российских продуктов, то я столкнулся с так называемым железнодорожным манежем «Манюни». Но наш продукт — совершенно другая конструкция, мы, по сути, не просто огораживаем пространство, а предлагаем дополнительную полку с защитной сеткой.
Сложности
Сложностей поначалу было много, и они остаются до сих пор. Первая сложность заключалась в том, что идею нужно было как-то материализовать, воплотить хотя бы в виде эскиза, наброска, что я и сделал. Первоначально я решил, что будет неплохо объединить несколько функций в одну, и сделал полку в виде коляски. То есть ребенка привозят на вокзал в коляске и потом эту коляску, садясь в поезд, путем несложных манипуляций превращают в тинг. По приезде полку можно обратно превратить в коляску и возить в ней ребенка. Мне казалось это удобным, но родители, участники одной из групп в социальной сети, меня переубедили: у всех есть своя коляска, а наша неизвестно какого качества. Кроме того, из-за этой многофункциональности мне приходилось решать много технических задач. В итоге я решил прислушаться к советам родителей и сделал простую конструкцию.
Вторая сложность состояла в том, что нужно было привлечь необходимые ресурсы, в том числе и денежные. Я столкнулся с разным отношением к своему проекту. Некоторые охотно оказывали поддержку, другие были равнодушны, третьи были настроены скептически. С этими людьми было все просто и понятно. Но дважды я столкнулся с неприятной ситуацией: люди обещали помощь и не оказали ее. Когда этой помощи нет тогда, когда на нее рассчитываешь в самый критичный момент, это наносит очень большой ущерб проекту.
Я пробовал обратиться в ГБУ «Малый бизнес» в отделении в Химках. Но сейчас даже вспоминать смешно, как это происходило. Я пришел в какое-то убогое помещение, где меня встретила помощница президента этого учреждения. Она провела меня к президенту, суть диалога с которым свелась примерно к следующему: я рассказывал ему о своей идее, он говорил о ее бесперспективности. Аргументы с его стороны были такие: проблемы бессонницы, которую решает мой продукт, не существует, у каждого норма сна своя, нет единой нормы продолжительности сна. Он говорил о каких-то бессмысленных вещах, после чего я просто встал и ушел. И больше в этот ГБУ — ни ногой. У меня создалось впечатление, что эта организация — рудиментарный орган, который функционировать не может, но существует, потому что просто должен быть.
Есть еще ФРИИ, но он занимается интернет-технологиями. Сейчас вообще много тех, кто делает какие-то приложения, запускает их в облака, как будто остались только виртуальные проблемы.
Функциональность
Сколько денег потребовалось на создание прототипа, я не считал, потому что создавал его в течение продолжительного времени, много было разных вариантов конструкции. Иногда просто рисовал, иногда воплощал в материале. У меня половина балкона завалена обрезками забракованных алюминиевых конструкций. Одного взгляда на них будет достаточно, чтобы понять, что средств было потрачено немало.
Все это делал я сам, у меня нет никакой команды, нет никаких последователей, у меня мало друзей, некому было загореться этой идеей. Помогало лишь то, что я по долгу своей профессии (я архитектор), хорошо представляю себе то, что собираюсь создать.
Созданный и уже опробованный прототип необходимо запустить в серийное производство, причем это производство очень простое, потому что на 90% используются готовые изделия.
Получается, что для создания тинга нужно просто собрать несколько деталей. Я специально так все продумал, чтобы не изготавливать таких деталей, которых не существует. Чтобы было эффективно, быстро и не требовало больших вложений.
Сейчас нужно серьезно заняться маркетингом, но, чтобы это сделать, нужно иметь что продавать. Нужны уже какие-то готовые изделия. А чтобы были готовые изделия, нужно арендовать помещение как минимум на полгода вперед, нанять рабочих, закупить оборудование: ручной инструмент, электроинструмент и материалы. Ничего экстраординарного не требуется. Кроме того, нужно иметь отдел сбыта. Хотелось бы сотрудничать с РЖД.
Меня уже испугали тем, что на РЖД так просто не выйдешь, нужно, чтобы продукт уже был создан, опробован и начались продажи. Я сотрудничество с РЖД представляю себе следующим образом: они закупают у меня тинги и через проводников сдают их в аренду желающим. По мере износа мы заменяем тинги на новые.
Сейчас в краудфандинговой компании продукт предлагается по цене 2970 руб. Я думаю, что это доступная цена, если учесть, что у него много разных полезных функций. Например, биван (надувной диван), который активно пиарился на платформе Boomstarter, имеет только одну функцию — служит для того, чтобы на нем лежали. Это чисто развлекательная функция, а он стоит порядка 4000 руб. Железнодорожный манеж «Манюни» стоит 2200 руб. Тинг не сильно дороже «манюнь» и дешевле такой игрушки, как биван.
В будущем мне придется получать сертификаты — гигиенические, сертификаты соответствия. У РЖД, насколько я знаю, есть институт, который выдавал сертификаты компании «Манюни». Думаю, что мне предстоит проделать похожий путь.
Что касается надежности конструкции, то в тинге применены очень прочные детали, например, стальные пряжки, которые выдерживают огромные нагрузки. Скорее ремни порвутся, чем пряжки сломаются. А ремни выдерживают по 200 кг каждый.
Общественное мнение и полевые условия
Чтобы узнать мнение о своем продукте у целевой аудитории, я примкнул к группе в Facebook, в которой состоит более 30 000 мам. Эту группу мне порекомендовала одна знакомая. Я аккуратно начал выяснять, как относятся к моей идее, какие есть пожелания. Как раз из опроса я узнал, что 75 % участников против совмещения двух функций в одном продукте, и отказался от функции коляски. Потом, когда получил критические отзывы и переработал свою модель, упростил ее, сделал легче, удобнее, тоже выложил скетчи тинга в ту же группу. Практически я только в одной группе исследовал спрос.
Я помню последний комментарий от Жени, которая поехала в Кисловодск со своим ребенком и тестировала мою полку. Она просто посоветовала мне один из ремней сделать зеленого цвета — чтобы не путаться. Сейчас в тинге три оранжевых ремня, два из которых крепятся к верхним точкам, а третий — к нижней, вот этот ремень Женя и предложила сделать зеленым. Меня это предложение прямо-таки восхитило. Были пожелания и по сетке.
Я отправил в дорогу Женю с ее ребенком с тингом и железнодорожным манежем. То есть в качестве сетки был использован манеж. Я подумал, что будет здорово интегрировать одно в другое, но установка конструкции превратилась в целый квест. Неудобство в манеже заключалось еще и в том, что если, например, на поезд садиться нужно было ночью, то приходилось беспокоить соседа с верхней полки, чтобы установить этот манеж. И она мне посоветовала подумать об ином способе закрепления сетки.
Именно для получения ценных советов и нужно было продукт протестировать в полевых условиях. Сразу стало ясно, что нужно напильником доточить, что вообще изменить полностью.
Я хочу, чтобы тинг крепился очень просто, на раз-два-три. Думаю заменить ремни на мягкие яхтенные тросики, которые при той же надежности, что и у ремней, гораздо легче и компактнее, чтобы они прятались в саму конструкцию, затягивались туда пружинами, и оставалось только ее раскрыть и вытянуть эти тросы, повесить тинг на карабины — и все. Чтобы не нужно было разматывать что-то, пристегивать — короче говоря, уменьшить время сборки и увеличить таким образом комфортность, общую ценность этого продукта, оставить только положительные впечатления от использования тинга.
Если соберется сумма для открытия производства, то, конечно, планы у меня простые: снять помещение, сразу нанять людей, купить необходимое оборудование. И обязательно привлечь специалистов по маркетингу, которые будут активно заниматься продажами.