Красноярск, 2013
Стартовый капитал 4 000 000 ₽
Двадцатисемилетний предприниматель Сергей Бастрыкин в бизнесе уже четыре года. В 2013 году он решил превратить свое хобби, катание на скейтборде, в собственное дело и открыл в родном Красноярске производственную мастерскую по выпуску лонгбордов. Сегодня его компания BASIC Longboards, по словам самого Сергея, «делает русские доски для русских» и планирует активное расширение.
О детских увлечениях, моде на длинные доски и смену потребительских трендов Сергей Бастрыкин рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Мечты детства
Я родился и вырос в Красноярске. С самого детства хотел связать свою жизнь с искусством, мечтал получить профильное образование, но по настоянию родственников и согласно сложившейся в семье традиции в 2006 году поступил в Красноярский политехнический институт. Сначала учился на САПР (системы автоматизированного проектирования), но позже поменял специализацию на «прикладная информатика в психологии». После получения диплома, в 2010 году, я решил поступить в гуманитарный институт Сибирского федерального университета, однако это образование так и осталось неоконченным.
По своей специальности я не проработал ни дня. Около 10 лет, с первого курса, занимался продажами. В 2007 году запустил первый бизнес — компанию по организации вечеринок. Этот проект просуществовал три года, после чего был закрыт.
Параллельно я не бросал попыток пробиться в индустрию искусства. Примерно в том же 2007 году я познакомился с коллегами из этой сферы, и вместе мы собирали настоящие выставки современного искусства, участвовали в Московском биеннале молодого искусства, выставлялись на «Винзаводе». Постепенно этот проект перерос в кураторскую компанию. Сегодня наша команда ежегодно организовывает четыре выставки современных художников на площадке креативного кластера «Каменка» в Красноярске, в число резидентов которого мы входим. Постепенно мы осваиваем и сферу продажи предметов искусства. Пока результатами в этом направлении мы довольны, но особенность рынка в том, что здесь сложно измерить успех привычными категориями.
В 2013 году я осуществил еще одну свою мечту — организовал собственный бизнес. Еще со школы мне хотелось иметь собственное дело, которое бы, с одной стороны, доставляло удовольствие мне, а с другой, приносило пользу людям. Изобретать велосипед я не стал, а просто решил превратить в бизнес свое давнее увлечение — скейтбординг, которым занимаюсь уже 15 лет.
Бизнес на досках
Сначала я горел идеей производить скейтборды, но уже в 2013 году эта ниша была очень конкурентной, а сами доски сверхпопулярными, к тому же меня пока не устроило качество ни одного произведенного нами скейтборда.
В скейтбординге доска эксплуатируется очень жестко — на нее постоянно идет серьезная нагрузка. Представьте, что вы на легковой машине пытаетесь пересечь брод или проехать через лес — мало какой автомобиль выдержит подобные испытания, он просто не предназначен для такого. То же самое и со скейтбордом: на нем можно прыгать с высоты одноэтажного дома, скользить по перилам, балансировать на гранях. Лонгборд же предназначен исключительно для катания — для перемещения из одной точки в другую. Это более простая задача с точки зрения производства. Более того, в 2013 году, когда мы открывались, тренд только набирал силу, лонгборды стремительными темпами проникали в массы, да и сильных игроков в этом сфере в России было немного. По совокупности всех этих причин и было принято решение запускать производственную компанию BASIC Longboards.
Наша компания делает лонгборды по классической технологии, принятой во всем мире. В нашем ассортименте только деревянные доски из шпона русской березы с применением немецкого клея — очень прочная вещь, рассчитанная на вес до 90 кг. Многие компании сейчас производят доски с применением различных технологий и композитных материалов, например, пластика. Я приверженец традиций, считаю, что самый лучший лонгборд — деревянный, который имеет свой ограниченный срок службы. По-моему, жутко скучно кататься на одной доске всю жизнь, лонгборд должен изнашиваться и время от времени меняться.
Рынок сейчас очень нестабильный: экономический кризис и валютные колебания очень серьезно повлияли на потребительские предпочтения. До обвала рубля эксперты предрекали чуть ли не четырехкратный рост ниши, однако на практике в силу резкого скачка цен спрос едва удержался на докризисном уровне. В 2016 году ниша постепенно приходила в себя, сезон 2017 года пока вообще непонятный. По моим ощущениям, небольшой рост все-таки есть, но точную динамику можно будет понять года через два.
Ясно одно — люди покупают уже не то, что покупали год назад. Потребительские тренды сильно сдвинулись.
Сейчас в моду вошло такое направление, как денсинг. Это своеобразные танцы на длинных досках (минимум один метр). Для этого направления подходят борды с определенными свойствами: не слишком жесткие, но и не мягкие, с флексом (возможностью пружинить). Нюансов очень много.
Вообще сегодня в лонгбординге выделяют три основных направления: обычное катание на плоскости из пункта А в пункт Б, профессиональные трюки (фристайл или денсинг), а также даунхил — скоростной спуск с горы. Стартовая скорость в даунхиле — 60 км/ч, мировой рекорд — 130 км/ч. Я сам недавно катался на лонгборде в Алтайских горах, развил топовую скорость 92 км/ч.
Мы стараемся работать так, будто кризиса на рынке нет. Из всех крупных компаний BASIC Longboards подняли цены самыми последними. В числе наших основных конкурентов — два московских и два питерских производителя. Частных умельцев, которые делают доски «на коленке в гараже» еще порядка 30 по всей России.
Всю свою продукцию мы реализовываем сами через наш специализированный борд-шоп. Средняя цена самой доски 4 000 — 5000 руб., стоимость готовых моделей колеблется от 10 000 до 18 000 руб. В ассортименте BASIC Longboards есть порядка 16 позиций готовых лонгбордов, а также комплектующие, аксессуары и чехлы. Мастерская работает и с индивидуальными заказами. В среднем в месяц мы продаем несколько десятков лонгбордов.
Пока мы работаем только на внутренний рынок — делаем русские доски для русских людей, поэтому стараемся держать максимально привлекательные цены по сравнению с импортными аналогами. В рознице наши лонгборды можно купить только в Санкт-Петербурге и в нашем магазине в родном Красноярске, большинство заказов мы получаем онлайн и отправляем доски по всей России. Мы открыты к сотрудничеству, однако из-за кризиса больше половины специализированных магазинов закрылось.
Точки роста
На старте мы вложили в бизнес собственные деньги, а также взяли в долг у друзей и знакомых. Через полгода мы все вернули и заняли сумму уже в три раза больше, потом развивались за счет оборотных средств. Суммарно в запуск производства мы инвестировали порядка 4 млн руб. Сложно сказать, когда именно бизнес вышел на самоокупаемость, ведь производство — это процесс, требующий постоянных вложений.
Мы до сих пор что-то докупаем, модернизируем. Плюс нам приходится конкурировать с очень крупными игроками. Наши московские коллеги выпускают лонгборды миллионными тиражами.
Одна из самых больших проблем на старте — персонал. Нам в этом смысле повезло: удалось собрать сплоченную команду, где все люди стремятся развиваться, а не просто отрабатывать свои деньги. В штате сейчас вместе со мной и моим партнером 11 человек. В основном людей мы искали по друзьям и знакомым, брали тех, за кого могли поручиться. Все новички проходят обязательную стажировку (от недели до месяца), мы даем им всю необходимую матчасть. Но, как правило, особых сложностей с людьми не возникает: к нам приходят ребята, которые имеют представление о компании, знают, что такое лонгборд, умеют на нем кататься.
Производственное помещение мы арендуем в культурном пространстве «Каменка». Сложностей с заселением у нас не возникло, мы пришли к руководству, рассказали о своей идее, и нам сразу выделили комнату. Ремонт, правда, пришлось делать за свой счет — все вплоть до проводки. Потом уже по причине глобального ремонта в самой «Каменке» пришлось еще два раза переезжать в рамках одного здания в 5000 кв. м.
С самого начала мы сделали ставку на социальные сети: сейчас мы присутствуем во «ВКонтакте» и в Instagram. Последний, кстати, для нас особенно эффективен: лонгборд входит в моду, люди начинают смотреть друг на друга.
В будущем мы планируем масштабирование: хотим расширять производство, площади, набирать персонал, внедрять современные технологии автоматизации. Постепенно хотели бы осваивать новые сферы — например, самостоятельно производить сырье. Ведь тот шпон, что мы закупаем, нас не очень устраивает.
Самое сложное в бизнесе — встать со стула и пойти что-то делать. Многие люди боятся рассказывать о своей идее, спрашивать мнения других, общаться. Еще очень важно считать свои расходы и взвешивать каждую покупку, прежде чем тратить деньги.