Стартовый капитал 2 000 000 ₽
Окупаемость за 1 год
Предприниматели Илья Фейгенов и Артем Миронов год назад запустили на юге России необычный проект — спектакль-променад для активных горожан и туристов. За полтора летних сезона к голосу собственного города решили прислушаться более 8000 человек в Ростове-на-Дону и Краснодаре.
О своем предпринимательском пути, неудачных переговорах с немцами и захвате юга России Илья Фейгенов рассказывает в интервью Контур.Журналу.
От КВНщика до бизнесмена
Я родом из Краснодара, вырос там и получил образование. В 2006 году с красным дипломом окончил Краснодарский государственный университет культуры и искусств по специальности «прикладная информатика». Это направление тогда казалось мне суперперспективным и интересным, и я был уверен, что обязательно стану программистом.
Однако жизнь расставила все по своим местам. Уже в процессе обучения я понял, что ИТ — это не моя история. Но университет бросать не стал, решил доучиться. Отсутствие интереса к образовательным дисциплинам я компенсировал активной студенческой жизнью. С первого курса начал играть в КВН, был членом университетской сборной, выступал в городской и краевой лигах, а также в лигах «Старт» (Воронеж), «Черноземье». Играли успешно, даже выигрывали финалы.
Параллельно с учебой и КВН я со второго курса работал по найму. Успел сменить несколько профессиональных амплуа: был и педагогом-организатором в школе, и продавцом-консультантом в бутике ювелирных украшений и часов, участвовал в открытии краснодарского офиса компании HeadHunter в должности аккаунт-менеджера, работал коммерческим директором на портале южного региона.
В 2008 году я впервые задумался о запуске собственного бизнеса, и поскольку вращался тогда в медийной сфере, решил сделать журнал об успешных и красивых девушках Краснодара и Кубани. Согласно первоначальной концепции, журнал должен был выходить ежеквартально и представлять собой некий рейтинг красавиц, а также включать партнерские, рекламные материалы. Увидеть свет моему журналу помешал кризис: денег на рынке стало меньше, рекламодателей привлечь не удалось, и после 8 месяцев работы над проектом от него решено было отказаться.
В 2009 году я решил попробовать себя в PR. Устроился менеджером в компанию «Династия PR», через месяц получил повышение, через два стал руководителем проектов, а через полгода и вовсе занял пост директора компании. Опыт управления стал для меня очень полезным и во многом помог мне запустить собственный проект — партнерский магазин «Студии Артемия Лебедева» в Краснодаре. Второй по счету стартап я основал летом 2011 года в одном из самых известных торговых центров города — ТЦ «Галерея Краснодар».
Сначала это был небольшой киоск «42! В бесконечность и далее», а сегодня это полноценный дизайн-магазин «Третье место». В прошлом году «Третье место» отметил свой шестой день рождения, за эти годы нам удалось создать уникальное общественное пространство деловых встреч и работы. В ассортименте магазина дизайн-вещи промышленного производства и штучный товар, молодежная одежда и аксессуары, атрибутика ФК «Краснодар», книги, рюкзаки, предметы интерьера и многое другое.
Еще одно мое увлечение — организация мероприятий. При моем непосредственном участии на юге прошли такие мероприятия, как фестиваль любителей Instagram под названием InstArt, велопрогулка в стиле ретро, «Тотальный диктант». Поскольку любое мероприятие нуждается в аудитории, которую необходимо как-то информировать, я решил, что логично будет запустить специализированное сетевое СМИ — «Афиша №1». Ресурс, которому всего за полгода удалось набрать аудиторию более 120 000 человек, сегодня анонсирует самые интересные события Краснодара.
Made in Russia
Летом 2016 года вместе с моим партнером Артемом Мироновым, выпускником юридического факультета Кубанского государственного университета, мы запустили проект «Голос Города».
Это необычный спектакль-прогулка, действие которого происходит не на театральных подмостках, а прямо на улицах города. Участники, а их обычно набирается порядка 50, гуляют по улицам города в наушниках, в определенных местах встречают актеров, разыгрывающих перед ними сценки и миниатюры. Наша миссия — помочь горожанам вырваться из привычного круга повседневной рутины, найти стимул жить, творить, менять мир! Новыми глазами посмотреть на окружающих их людей и город.
Конечно, не мы изобрели театр-променад, подобные проекты уже давно и успешно идут в Европе и даже в России.
Впервые об этом формате я услышал от своего друга, который поучаствовал в театрализованной прогулке в Москве. Идея сразу мне понравилась, и мы с Артемом решили запустить что-то похожее и на юге — в Ростове-на-Дону и Краснодаре. Первым делом мы обратились к владельцам франшизы — театральной компании Rimini Protokoll, пообщались с продюсерами московской и питерских постановок, однако результаты переговоров оказались неутешительными. Нас внесли в лист ожидания и пообещали, что года через два смогут написать для нас сценарий. Это нас не устроило, хотелось запустить проект здесь и сейчас.
В итоге нам пришлось собирать команду из нескольких десятков человек с нуля. Подготовка шла как в настоящем театре с профессиональной командой: режиссером, сценаристом, звукорежиссером, актерами. Помогали нам и активные горожане, знающие свой город, подсказывающие интересные локации для маршрута. Техническое оборудование мы заказывали в Китае, отечественные производители, к сожалению, не смогли нам помочь. Суммарно первоначальные инвестиции в «Голос Города» составили 2 млн руб. В проект мы вложили собственные средства. Выйти в ноль нам удалось уже к концу первого сезона, к ноябрю.
Математика уличного театра
Наша бизнес-модель строится на продаже билетов, цена которых колеблется от 650 до 1200 руб. в зависимости от дня недели. В одном спектакле участвует до 50 человек. Продолжительность театрализованной прогулки — 1,5-2 часа, длина маршрута — 5 км. В стоимость билета входят наушники и звуковое оборудование, услуги гида-администратора и дождевик на случай дождя. Себестоимость спектакля — порядка 500 руб. на человека. Среди тех, кто уже поучаствовал в театрализованных прогулках, люди всех возрастов — от 6 до 60 лет. В прошлом сезоне услугами нашей компании воспользовалось около 5000 человек, в этом — уже более 3000.
Основной костяк аудитории — молодые люди, местные жители, а также туристы. Поскольку формат театра-променада еще не очень популярен в России, на первом этапе нам пришлось вложить немало денег в рекламу: порядка 600 000 руб. в Ростове и 280 000 руб. в Краснодаре. Самыми эффективными каналами для нас оказались интернет-маркетинг, социальные сети и работа с лидерами мнений, а также PR. На первую театрализованную прогулку мы пригласили известных блогеров и журналистов города, они с удовольствием делились своими впечатлениями в социальных сетях, и это привлекало к нам внимание горожан.
Еще одно потенциально интересное направление развития компании — корпоративные программы. Крупный бизнес уже оценил преимущества нашего проекта в плане тимбилдинга. Мы проводили закрытые театральные прогулки для АГТ — Юг, 2ГИС, HH.ru «Ростелекома», «Мегафона» и ряда других партнеров.
Сегодня у нас в команде на три города работает порядка 25 человек: администраторы, гиды, актеры, водители, SMM-специалисты, маркетологи, дизайнеры, менеджеры проекта, бухгалтер.
Широкие горизонты
Изначально мы планировали запустить прогулку-спектакль в трех южных городах: Ростове, Сочи и Краснодаре. Юг — идеальное место для подобного формата, поскольку здесь длинный летний сезон. Отправной точкой стал Ростов — тут довольно комфортные условия для прогулок, в Краснодаре лето жарче, но сезон длиннее, а Сочи дает нам возможность работать круглый год. Театрализованные прогулки должны начаться в Сочи этим летом. Этот старт станет вторым в сезоне 2017 года, в июне «Голос Города» запустился в крупном туристическом кластере «Абрау-Дюрсо». Новый проект погружает зрителей в прошлое и настоящее бывшего удельного имения царской семьи: 2 голоса, 86 минут, 17 локаций и 5 французских терминов про технологию изготовления шампанского.
Средний срок жизни театрализованной прогулки составляет 2-3 года, однако мы изначально решили делать не просто спектакль-променад, но особую театральную платформу, где разные режиссеры смогут поставить собственные представления.
В Краснодаре сегодня доступно два маршрута: #УлицыРеволюции и #ПервоеCвидание. Первый по нашему заказу разработала творческая команда из Санкт-Петербурга, второй — краснодарские авторы, которые взяли на себя все расходы по созданию спектакля и сейчас получают авторский гонорар с каждого проданного билета.
Насколько долгоиграющим окажется спрос на спектакли-променады, пока вопрос открытый. Трудно предположить, будет ли популярна и востребована эта идея завтра, через год, через два года. Но, как предприниматели, мы готовы изменять свой продукт, корректировать его под запросы потребителей, улавливать колебания настроения и интереса людей и, в соответствии с этим, строить дальнейшие планы.
Технология иммерсивного спектакля-прогулки предусматривает множество сфер применения: культурная (расширение кругозора, культурное воспитание школьников и студентов), туристическая (быстрое и невероятно эффективное погружение гостей города в культурный код города), образовательная, социальная (переключение внимания активного населения города на новый тренд, «культурное программирование»), MICE (в том числе мотивационные туры и программы, тимбилдинги, обучение персонала, корпоративные праздники, крупные мероприятия, выставки, PR-события и пресс-туры).
Пока мы чувствуем повышенный интерес к театрализованным прогулкам. Уже в ближайшем будущем планируется активная географическая экспансия: наши спектакли появятся в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сургуте. Есть запросы от предпринимателей за пределами России: из Казахстана, Армении, Украины, Нью-Йорка и Лос-Анжелеса.
На полноценный выход в США (8-10 городов присутствия, около 80 спектаклей, не менее 30 обученных нами авторских команд) нам требуется примерно $1 млн инвестиций.
Сейчас мы заканчиваем работу над франшизой. Мы готовы дать будущим партнерам собственный бренд, отстроенный маркетинг, систему продаж билетов, техническое наполнение, а также принципы создания спектакля и маршрута, стратегию продвижения. Предполагаемый паушальный взнос составит 250 000 руб., роялти — 30%. Франшизу уже купили коллеги из Сургута, ведем переговоры с Казанью, Сочи, Тбилиси, Иркутском, Москвой и Питером.
С возрастом я понимаю, что давать советы в бизнесе — дело неблагодарное. Каждая конкретная компания — это комбинация случайностей, обстоятельств внешней среды и предпринимательской интуиции. Раньше строить бизнес было сложнее, но интереснее, сейчас у начинающих бизнесменов есть множество источников информации: интернет, сотни видеоблогов. На мой взгляд, надо меньше слушать умных и не очень умных людей, больше доверять интуиции, не стесняться выражать свою позицию и не бояться совершать ошибки. Если строить бизнес исключительно на советах, пытаясь избежать любых ошибок, успеха не добиться, потому что сложности и ошибки только закаляют человека.