Санкт-Петербург, 2015
Стартовый капитал 5 000 ₽
Окупаемость за 1 год
Пару лет назад арт-менеджер Елена Волкова и преподаватель по вокалу Екатерина Квернадзе запустили совместный проект, вложив на начальном этапе в бизнес всего 5 000 руб. За это время обучение у них прошли не менее сотни человек.
В интервью Контур.Журналу Елена Волкова рассказала о том, среди какой аудитории востребованы услуги вокальной мастерской, как менеджерские навыки могут помочь преподавательскому таланту и почему у новаторских образовательных проектов возникают определенные сложности с продвижением.
Старт
Моя работа всегда была связана с творчеством. Я разрабатывала игровые сценарии для детского анимационного музея, работала в продюсерских центрах помощником менеджера, три года была арт-менеджером крупной компании, мы организовывали международные фестивали и конкурсы детского и юношеского творчества, параллельно меня сделали творческим директором арт-галереи.
Когда пошел третий год, я поняла, что накопила хороший опыт менеджмента, поняла, как можно все самостоятельно организовать. Когда ты работаешь на кого-то, ты зависишь от решений вышестоящих людей, даже если тебе достается весомая роль в их принятии. Мне было интересно работать в большом проекте, но через какое-то время появилось желание сделать что-то свое. Что именно свое, я не знала, поэтому я просто ушла из компании в никуда, понятия не имея, что делать дальше.
Когда я искала педагога по вокалу, одна знакомая посоветовала мне Екатерину Квернадзе — так мы и познакомились.
Идея
Я адекватно отношусь к себе: мой природный потенциал не располагает к тому, чтобы я была певицей и выступала на сцене. Вокал был нужен мне для других целей: он отлично раскрепощает, снимает эмоциональную перегрузку, дарит уверенность в себе, раскрывает творческий потенциал и оздоравливает.
У Екатерины Квернадзе была разработана своя авторская методика, по которой она на протяжении многих лет работала со множеством учеников. Хорошо чувствуя людей, их потенциал, я увидела, что вместе с Екатериной Квернадзе мы сможем создать большой проект, если соединим ее педагогический талант и мои менеджерские навыки. Школа вокала подходила лучше всего.
Первые четыре месяца мы вкладывали в проект по 5 000 руб. Я все делала своими руками — сайт, настройку рекламы, тексты. Сначала дела продвигались медленно, ведь у меня не было опыта ведения бизнеса, приходилось изучать создание сайтов и настройку Яндекс.Директ, Google Adwords и MyTarget с нуля.
Мы не арендовали помещение сразу за 30 000-40 000 руб. в месяц, а брали почасовую аренду на репетиционной точке. Через полгода мы поняли, что у нас много часов и достаточное количество учеников, тогда мы арендовали помещение в центре города, вложив в ремонт 70 000 руб., а еще через полгода мы вложили 102 000 руб. в расширение площади.
Уроки
Мы работаем вдвоем как два соучредителя — я отвечаю за форму, а Екатерина за содержание. Мы обсуждаем развитие на творческих совещаниях, стараемся не зацикливаться на классической схеме — несколько уроков и отчетный концерт.
Процесс обучения делится на несколько этапов. Все ученики, которые приходят к нам, проходят базовый курс из 22 уроков — постановку базового вокального дыхания. На него приходит часть людей, которым в дальнейшем нужен вокальный или речевой тренинг, и часть людей, которые хотят вернуть себе природный вдох-выдох, укрепить мышечный корсет и диафрагму и максимально задействовать легкие.
На курсе преподаватель объясняет, как должно работать тело и какие точки должны быть задействованы. На физических упражнениях, речевом тренинге, пении под аккомпанемент студент закрепляет знания и сдает экзамен на последнем уроке. После базового курса можно уйти или остаться на второй этап — вокальный или речевой. Третий этап позволяет развивать голос на более сложном уровне, учиться импровизации, дуэтному пению, работе в ансамбле и использованию эмоций.
Помимо меня и Екатерины Квернадзе с нами работают еще два педагога по вокалу, три дизайнера, фотограф, видеооператор и звукорежиссер. В сентябре мы запускаем новый курс с вокальным психологом.
Ученики
За два года обучение у нас прошли порядка 100 человек. Мало кто учится индивидуально, в основном в группах по семь человек. Сейчас набор на обучение ограничен — мы не можем набирать больше 12 человек в месяц.
Основная аудитория — люди от 24 до 50 лет с высшим образованием, с высоким достатком. Часть учеников, с которыми Екатерина занималась раньше, перешли в нашу мастерскую, но основной поток студентов — это результат моей работы над продвижением.
Когда ученик переходит на второй, вокально-речевой этап, он выбирает педагога. У Екатерины, как у художественного руководителя, стоимость урока длительностью 1 час 20 минут составляет 1 700 руб. По городу это не самый дешевый ценник. У другого педагога стоимость 900 руб. – это средний чек по Санкт-Петербургу.
Многие наши ученики добились заметных успехов: кто-то поступил на вокальное отделение, у кого-то карьерный рост пошел в гору, кто-то поправил здоровье. Так как вокал и декламация совмещены в курсе, студенты учатся выступать перед слушателями на больших совещаниях по 200-300 человек.
Особенности
В Санкт-Петербурге примерно 250-300 вокальных мастерских: есть и частные, и государственные, и просто педагоги, которые занимаются индивидуально. Интересных школ с необычным подходом немного. Мы одни в городе предлагаем поэтапное обучение.
Когда ученик приходит к нам, мы объясняем, что процесс не будет быстрым и простым: сначала мы осваиваем дыхание, затем переходим на первую ступень, затем на вторую. Если вы плохо поете, то через три месяца вы не будете записывать песню на студии и не сможете выступать на концерте — нужно быть честным по отношению к себе.
Те, кто гонится за быстрым результатом, у нас не задерживаются. После базового курса ученики остаются на вокал или речь. Базовый курс длится два месяца, занятия идут три раза в неделю. С сентября мы решили добавить еще одно занятие и ввести экзамен на 23-м уроке. Есть теоретическая часть экзамена — билеты с вопросами и практическая — нужно продекламировать поэзию на поставленном дыхании.
Внутри мастерской часто проходят открытые уроки среди учеников, на большие поэтические и вокальные концерты мы приглашаем родственников и друзей — все это позволяет оттачивать мастерство выступления перед публикой. Также мы проводим концерты «Поэзия сквозь музыку», на которых ученики зачитывают стихотворение под джаз: нужно соблюдать ритмические акценты, следить за выражением, артикуляцией и дикцией. Вокальный концерт — это вокальный экзамен, к которому каждый ученик готовит индивидуальную программу, призванную показать педагогу, чему он научился и как исправил ошибки.
Трудности
Мы занимаемся новаторским образовательным проектом, поэтому уровень доверия у аудитории еще не сформирован. Очень трудно расшевелить людей и добиться того, чтобы из сотни записавшихся пришло хотя бы 80. Я сужу по мастер-классам, нашей основной воронке продаж: если из 100% записавшихся придет 30%, а из 30% останется 10%, это уже хороший результат.
Пока я приостановила сотрудничество с Яндекс.Директ. Наш основной способ привлечения — бесплатные вводные уроки, консультации и мастер-классы. Я размещаю информацию в городских пабликах, на бесплатных порталах и на платформе MyTarget.
У нас есть группы во «ВКонтакте» и в Facebook, канал на Youtube, аккаунт в Instagram, но лучше всего работают бесплатные офлайн-мероприятия.