Как молодой предприниматель запустил франшизу фигурной сладкой ваты — СКБ Контур

Как молодой предприниматель запустил франшизу фигурной сладкой ваты

14 сентября 2017 9 065 Бизнес‑идеи

Москва, 2017
Стартовый капитал 350 000 ₽
Окупаемость за 3,5 месяца

Полгода назад Сергей Дохов вместе с друзьями запустил в столице необычный проект — производство игрушек из сахарной ваты. Сейчас по франшизе его компании «Сахарная вата №1» работает шесть точек, предприниматель договаривается о партнерстве с организаторами праздников и разрабатывает новые дизайны сладких фигур. 

О своем предпринимательском пути, запуске франшизы, собственных разработках оборудования и творческих задумках Сергей Дохов рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Сахарная авантюра

Свою первую команду я собрал в 11 лет. Мы купили тряпочку, стеклоомыватель и стали с друзьями мыть машины. После этого у меня был опыт продажи очков, часов, спортивного питания, книги в интернете, также я организовал клуб быстрых знакомств.

Мой прошлый проект — промышленный альпинизм — завершился неудачно, и я остался без работы. Нужно было платить за учебу, поэтому я пошел раздавать листовки в торговый центр и увидел, что есть огромная целевая аудитория — родители с детьми, которые там проводят выходные. Эта аудитория еще не перенасыщена, и ей можно предложить что-то интересное. Перебирая разные идеи, я наткнулся на интересное видео, как в Китае делают букеты из сахарной ваты. Я задумался, почему такого нет в России, начал анализировать рынок, переводил китайские статьи с Google Переводчиком, смотрел видео на китайском YouTube. Потом я приобрел оборудование и попытался самостоятельно изготовить сладкий букет, но у меня ничего не вышло. Оборудование в России не было приспособлено для этого. Кое-как вместе с товарищами мы модернизировали его, и постепенно у нас начали получаться игрушки из сахарной ваты.

Я запускал проект с друзьями детства, но изначально это было больше похоже на авантюру. Только со временем мы стали относиться к своей бизнес-идее серьезно, когда задумка постепенно начала преобразовываться в серьезный федеральный проект «Сахарная вата №1».

Начиналось все с покупки мешка сахара на овощной базе. А потом пришлось подбирать оборудование. Мы пробовали различные аппараты — и российские, и китайские, и европейские, но поскольку качество нас не устраивало, пришлось разрабатывать свое оборудование. В августе у нас выходит собственное оборудование с большим гарантийным сроком. Мы хотим, чтобы оно вообще не выходило из строя и требовало минимального обслуживания. Собрано оно будет на заводах в Москве.

Основное сырье, которое мы используем, — обычный сахар и пищевые красители. Сейчас на рынке представлены только украинские и американские красители, мы используем последние, поскольку они сертифицированы. В будущем мы планируем выпускать свои красители.

Технология производства игрушек держится в секрете, мы ее раскрываем только сотрудникам и нашим франчайзи. Сотрудники подписывают договор о неразглашении коммерческой тайны. Если объяснять в общих чертах, то на аппарате мы производим детали для игрушки, а затем соединяем их. Первое время мы работали с покупателями сами, хотели понять все нюансы бизнеса. Сейчас нанимаем творческих людей, у которых развита моторика: они умеют играть на музыкальных инструментах, показывают фокусы, рисуют и лепят из глины. Мы планировали, что обучение новых сотрудников будет идти неделю, но оказалось, что достаточно двух-пяти дней. Сотрудников мы ищем через социальные сети и на различных ресурсах, где размещаются вакансии для студентов.

Веселый карнавал

Направление fun food сейчас достаточно популярно, особенносто в США и Западной Европе. Аудитория устала от того, что ей предлагают, всем хочется шоу, чего-то красивого.

У людей наши игрушки вызывают wow-эффект: они фотографируются c ними, тут же звонят друзьям и рассказывают о своей покупке. Мы можем придумать любого персонажа и создать его из сахарной ваты. Мы уже делали Спанч Боба, Патрика, героев из «Корпорации монстров». Особой популярностью среди детей пользуются животные — зайчики, медвежата, поросята.

Людей привлекает яркая витрина. Дизайн торговой точки мы взяли с американских карнавалов. Сами разработали первую игрушку, позже у нас в команде появился технолог, который адаптирует разных персонажей в модели из сахарной ваты. Каждый месяц вместе с ним мы стараемся придумывать что-то новое. Ведь наша основная целевая аудитория — это дети и подростки, точнее, девочки от 5 до 18 лет.

Мы ведем блоги во «ВКонтакте» и на YouTube. Потенциальные франчайзи или организаторы праздников находят нас преимущественно онлайн. Многие подходят в торговом центре и спрашивают, есть ли у нас франшиза, просят приехать к сыну или дочери на день рождения.

У нас есть конкурент, который занимается тем же самым направлением. Я это приветствую: конкуренты борются за потребителей, и в итоге мы получаем более совершенный продукт. Но косвенно мы конкурируем и с другими продуктами в торговых центрах. Когда человек покупает огромную порцию мороженого и сладкий коктейль, ему дополнительно не хочется загружать себя сахарной ватой.

В торговом центре сезон активных продаж приходится на период с сентября по май, с июня по август выручка снижается примерно в полтора раза. Чтобы этого не происходило, можно диверсифицировать риски и в летний период открыть точку, например, в парке или чаще выезжать на праздники.

Сейчас мы в основном пользуемся форматом тележки, островок у нас пока в планах. В торговом центре мы защищены от сырости и ветра, также там больше трафик. В парках краткосрочная сезонность — с июня по август, как раз в это время поток людей в торговых центрах падает.

В столице России мы работаем в торговых центрах «Глобал Сити», «Азовский» и «Москворечье». Москва — благоприятный город для развития бизнеса, здесь живет порядка 15 млн человек и работает более 200 торговых центров. Это огромная посещаемость, огромный потенциал для роста, самая платежеспособная аудитория. Здесь люди зарабатывают деньги, здесь же их и тратят.

Фигурки из сахарной ваты стоят 300 руб. Цена складывается из стандартных расходов: арендной ставки, зарплаты для всех сотрудников и прибыли, которая идет непосредственно на развитие проекта.

Партнерство и франшиза

Когда мы только запустили проект «Сахарная вата №1», мне исполнился 21 год. Представьте, что в этом возрасте ты продаешь франшизы, у тебя растет бизнес, ты руководишь федеральной сетью — начинается головокружение от успехов. Но позже, протрезвев, ты понимаешь, что это не предел, нужно масштабироваться.  

Моя глобальная цель — с помощью этого, казалось бы, небольшого проекта изменить мир. Должна быть какая-то идея, которая выше денег. У меня есть мечта построить международную сеть, чтобы точки «Сахарной ваты №1» были представлены по всему земному шару. Когда родитель с ребенком подойдет купить вату, мы вместе с игрушкой дадим им карточку, на ней будут написаны пять правил воспитания творческой личности, родитель прочитает это и изменит что-то к лучшему в своем отношении к ребенку.

Поначалу мы сталкивались с огромным количеством проблем. Иногда возникали моменты отчаяния: оборудование не работало, сотрудники воровали и их приходилось увольнять, поставщики не привозили в срок продукцию, у нас не было красителей. Перед запуском франшизы были страхи, что ничего не получится, но мы решили, что лучше попробовать и прогореть, чем сидеть и думать о возможных проблемах. Это самый большой вывод за полгода работы: нужно поставить себе цель и идти к ней, по пути разбираясь с различными сложностями. Не пасовать, не бросать, не отходить назад.

Мы готовили франчайзинговый пакет первый раз в жизни, поэтому не знали, как это делать, обратились в компанию TopFrancise, они ответили на все наши вопросы, упаковали наш бизнес, и мы начали его масштабировать. Сейчас у нас открыто шесть франчайзинговых точек по России.

У нас нет ограничений по населению городов, в которых живут франчайзи, единственное требование — точку нужно обязательно открывать в торговом центре, фуд-корте или детской зоне. Мы не хотим быстро заработать деньги и исчезнуть, мы хотим построить международную сеть, поэтому стараемся поддерживать наших франчайзи. Мы понимаем, что в небольших городах уровень заработной платы и арендная ставка ниже, поэтому позволяем своим франчайзи снижать цену в зависимости от региона.  

Партнерство с банком «Точка» дает нам скидки на обслуживание расчетных счетов и социальную гарантию. Также у нас партнерство с филиалом банка «Открытие». Самому банку это выгодно потому, что мы рекомендуем его своим франчайзи.  

Мы налаживаем сотрудничество с праздничными агентствами, чтобы чаще выезжать на мероприятия — это потенциально очень прибыльное направление. Также сейчас заключаем партнерство с одной сетью, которая делает ролл-мороженое. Собираемся вместе расширяться по России.

Актуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий