Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
Город и год запуска
Отрасль
Стартовый капитал
Окупаемость
В период кризиса Иоанн Чечнев решил перепрофилировать свой традиционный туристический бизнес в детскую школу путешественников Junior Expeditions, аналогов которой на рынке нет. Сегодня компания работает в 9 регионах России, рентабельность бизнеса составляет 40%, а сам основатель параллельно ведет инвестиционно-консалтинговую
Об учебе на собственных ошибках, уникальном торговом предложении и особенном стиле жизни предпринимателя Иоанн Чечнев рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Предпринимателем я стал в 20 лет, ни дня не проработав по найму. Первый собственный проект, посвященный путешествиям и активному отдыху, стал осуществлением заветной мечты детства. Я родился в небольшом селе Кривошеево в Томской области, после окончания школы поступил в Томский государственный университет на специальность «геология». В то время мне казалось, что это направление наиболее близко к моему самому давнему увлечению — путешествиям и экспедициям. Однако стать дипломированным специалистом мне не пришлось: через два года я понял, что геология — не мое, а мое — это собственный бизнес.
В 2012 году я основал туристическую компанию, основной специализацией которой стала организация активного отдыха в разных уголках мира. Компания проработала на рынке два года, но в кризис спрос на заграничные путешествия стал снижаться, нужно было искать новые направления развития. К тому же туризм — отрасль очень конкурентная, почему я и прощупывал разные форматы, пока, наконец, не нашел свободную нишу. В 2015 году я перепрофилировал бизнес, и на месте стандартного турагентства выросла уникальная детская школа путешественников – Junior Expeditions.
Сегодня наше главное конкурентное преимущество — комплексная методика физического, психологического и интеллектуального развития ребенка через прямое общение с живой природой. В отличие от множества других развивающих клубов, мы вывозим небольшие группы, до 9 человек, на природу, в лес, где дети отправляются в настоящее научно-спортивное путешествие. Заметив тренд на поддержание здорового образа жизни и экотему, я решил предложить рынку интересный продукт. На наших занятиях дети учатся сажать деревья, ориентироваться по компасу, изучают лесную флору и фауну, то есть мы предлагаем не только развитие по учебникам в рамках комнаты, но и реальный опыт.
Целевая аудитория Junior Expeditions — дети от 3 до 12 лет. Причем мы готовы работать также и с особенными детьми. Сейчас у нас предусмотрено три формата работы: постоянные занятия, которые проходят в лесу каждое воскресенье, праздники и дни рождения и групповые программы для школьников и воспитанников детских садов.
Наша базовая услуга — абонемент на развивающие занятия. В зависимости от региона его стоимость колеблется. Средний чек по всей сети — 3 000 руб. в месяц, рентабельность бизнеса — порядка 40%. Средний оборот школы — от 200 000 руб. Сегодня Junior Expeditions представлена в 9 регионах России, в том числе в Москве и в Западной Сибири. Все филиалы работают по системе франчайзинга: стартовые инвестиции на открытие школы составляют 800 000 руб., планируемый выход на окупаемость — полгода, в среднем на запуск филиала уходит порядка трех месяцев.
Сегмент детского развития растет сейчас очень быстро, это нам на руку. К тому же у нас довольно сложный и специфичный продукт, а потому конкурентам не так просто его скопировать или предложить альтернативу.
Но вообще я всегда говорю, что мы конкурируем не столько с другими клубами, сколько с Microsoft и Apple, так как наша главная задача — отвлечь детей от гаджетов и вдохновить их красотой окружающего мира.
Ключевой элемент успешной работы — это люди. Сейчас очень сложно найти профессиональных сотрудников: если раньше работодатели выбирали, кого им нанять, то теперь кандидаты решают, в какой компании им работать.
У нас внедрена восьмиступенчатая система отбора персонала. Это сложная схема, ведь мы работаем с детьми, нам важно иметь дело с людьми с «чистой историей», поэтому мы проверяем кандидатов тщательно, вплоть до справок из наркологических и психиатрических диспансеров. Сотрудников обычно ищем через специализированные интернет-порталы, в образовательных государственных учреждениях. Все новые ребята обязательно проходят обучение: педагогов и менеджеров обучаем онлайн, поскольку, как правило, все кандидаты уже имеют профильное образование и им важно лишь вникнуть в специфику, руководители филиалов проходят семидневный интенсив в центральном офисе. По моему глубокому убеждению, только через очное общение человек может эффективно погрузиться в продукт.
В центральном офисе, который мы сейчас перевозим из Томска в Москву, работает порядка 10 человек. В среднем коллектив регионального филиала насчитывает 8 человек вместе с педагогами.
Самый эффективный рекламный инструмент для нас — прямая реклама в школах, ведь именно там сосредоточена наша целевая аудитория. Помимо работы с образовательными учреждениями мы даем рекламу в интернете.
На собственном опыте я понял: прежде чем заниматься бизнесом, человек должен пройти обучение, необязательно классическое, вузовское, скорее практическое. На Западе есть система поступательного обучения, когда люди сначала работают в компаниях, получают большой теоретический и практический опыт, а затем переходят в частный бизнес. У нас обычно все наоборот: в России у человека есть хобби или увлечение, и он неожиданно решает превратить все это в бизнес и стать предпринимателем. Из-за отсутствия необходимых знаний, навыков, умений и, главное, терпения новички начинают неэффективно расходовать деньги, инвестировать во все подряд, неграмотно управлять персоналом и в результате терпят неудачу.
Собственный бизнес — это ежедневные сложности. Когда ты предприниматель, когда ты сильно погружен в свой продукт, каждый день для тебя становится настоящей борьбой за выживание и лидерство.
С утра тебя могут разбудить и подкинуть новый квест. Это стиль жизни. Наемный работник возвращается домой в шесть вечера и забывает о своих офисных делах, предприниматель думает о работе 24 часа в сутки, даже в отпуске.
К тому же на старте люди зачастую испытывают проблемы с планированием проекта, не учитывают риски и подводные камни и уже постфактум обнаруживают, что денег надо в два или три раза больше, чем рассчитывали, с целевой аудиторией ошиблись, продукт никому не нужен. Многие новички опираются только на свою интуицию, которая в силу отсутствия опыта не всегда подсказывает им правильные решения.
Пройдя весь этот путь, совершив свои ошибки и усвоив уроки, пережив кризис 2014 года, в какой-то момент я понял, что пора запускать еще один бизнес-проект — инвестиционно-консалтинговую компанию. Сначала я сам увлекся темой инвестирования, стал изучать разные сферы бизнеса, а затем решил, что мне есть чем поделиться с другими людьми. Отсюда и вырос мой второй бизнес. Бизнесмен как капитан корабля должен чутко чувствовать, куда дует ветер, и понимать, как правильно повести свой корабль.
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.