Омск, 2012
Стартовый капитал 800 000 ₽
Окупаемость за 1 год
Пять лет назад Вероника Глебова вместе с мужем открыла в Омске кафе-салон Fant, где посетители могут не просто попить чай с десертами, но и поиграть в популярные настолки, купить понравившиеся экземпляры. Сегодня годовой оборот ее бизнеса составляет порядка 2,5 млн руб., а к первому заведению добавились еще две точки «островкового» типа.
О планах на жизнь, удачном местоположении и предпринимательских экспериментах Вероника Глебова рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Старт
Я с самого детства была уверена, что моя профессиональная жизнь не будет обременена офисными буднями. Именно поэтому после школы решила получить максимально широкую специализацию, позволяющую реализовать собственные амбиции во всех сферах. В 2011 году я окончила Омский государственный педагогический университет по направлению «психология», а спустя три года получила также и степень магистра в области психологии организационно-управленческой деятельности.
Работать я начала еще в университете, какое-то время была помощником депутата Омского Городского Совета. Но довольно быстро стало понятно — политика не сильно вдохновляет меня, мне всегда хотелось реализовать собственные предпринимательские амбиции, и я решила запустить свой бизнес. Подходящую идею мне подсказала повседневная жизнь — я, как и многие мои друзья и знакомые, очень люблю настольные игры. Так и родилась идея запуска специализированного кафе-салона настольных игр Fant.
Осенью 2012 года я подготовила бизнес-план и получила грант на запуск бизнеса от регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства. Эти деньги вместе с личными накоплениями суммарно составили 800 000 руб. и стали первоначальными инвестициями.
Привлечение клиентов
В нашем деле местоположение — это половина успеха. Нам повезло, что к моменту формирования идеи мне удалось договориться об аренде помещения в одном из самых популярных мест города — в здании кинотеатра «Кристалл». Мы расположены в самом сердце студенческого района, я сама жила в этих краях и хорошо была знакома с конъюнктурой рынка и потребностями целевой аудитории. Самой подходящей локацией для нашего заведения как раз и оказалось помещение кинотеатра, что с момента открытия гарантировало нам постоянный поток клиентов.
Сегодня Fant — это не просто игровая, где можно взять на прокат более 30 видов самых популярных настолок, но и сладкий бар (мороженое, шоколад, горячие напитки), а также магазин настольных игр с ассортиментом более 150 позиций. Еще одна наша специализация — организация детских и подростковых мероприятий, а также ежемесячная социальная игротека, куда мы приглашаем пенсионеров нашего города. В стандартный пакет мероприятия входит аренда зала на три часа, детективно-психологическая игра «Мафия» (или любая другая по выбору клиента) с профессиональным ведущим, пять пицц, три шарика мороженного для каждого гостя и фирменный торт от Fant. Стоимость такого абонемента — 5 700 руб. на компанию из десяти человек.
Поскольку удачная локация избавила нас от необходимости формировать клиентский поток с нуля, на старте перед компанией стояла задача заинтересовать людей. Первое время у нас работал промоутер, который привлекал внимание посетителей кинотеатра к нашему заведению. Затем мы сотрудничали с крупными купонаторами «Выгода» и «Биглион». И хотя условия этого партнерства для нас были не самыми выгодными, нам удалось запустить конвейер и получить известность в городе. Параллельно мы активно продвигались в интернете — организовали рекламную кампанию в «Яндекс.Директ». Это помогло нам выйти на клиентов из других районов города, привлечь их внимание к нашим услугам по организации мероприятий. В этом направлении хорошую эффективность продемонстрировали прямые продажи. Мы составили короткий маркетинг-кит, в сжатом формате описали главные преимущества Fant и разослали потенциальным клиентам. Результат не заставил себя долго ждать.
Обороты и масштабирование
Сегодня оборот нашего заведения в месяц составляет порядка 200 000 руб., прибыль — около 50%. Первые несколько месяцев все вырученные деньги мы вкладывали в бизнес. Нехватка инвестиций на начальном этапе развития ощущалась очень сильно. Помимо стартовых 800 000 руб. мы вложили еще полмиллиона в развитие и модернизацию бизнеса.
Сильной конкуренции мы не ощущаем. Нас часто сравнивают с антикафе, работающими в городе, но фактически, кроме наличия настольных игр и чая, нас с ними ничего не объединяет.
Fant — это заведение с четкой специализацией, поэтому нам удается оставаться привлекательными для клиентов даже в кризис.
Несмотря на то, что с ухудшением экономической обстановки посетителей бара стало меньше, спрос на организацию детских праздников из года в год только растет. Этот тренд мы связываем с нашей грамотной рекламной политикой и уникальными сценариями мероприятий.
За прошедшие пять лет мы пытались масштабировать проект и даже открывали четыре дополнительные точки в мини-формате. Это были кафе островкового типа. На запуск каждого филиала мы тратили в среднем 200 000 руб. К сожалению, не все они прижились. На сегодняшний момент кроме основного заведения работают еще две точки. Главная причина закрытия — низкий клиентский поток.
Кафе-салон Fant мы открывали вместе с мужем, первое время вели бизнес вдвоем, но позднее он решил уйти в политику. Сегодня в команде работает пять человек: управляющий, администратор, аниматор и два бармена.
Я сама пробовала себя и в других сферах предпринимательства: в 2014 году я приобрела довольно известную франшизу дизайнерской одежды. Однако этот проект оказался не слишком успешным: во-первых, сам сектор розничной торговли показался мне обезличенными и неинтересным, а во-вторых, условия работы франчайзи были не самыми выгодными. Франчайзер предоставлял лишь 30%-ю скидку на закупки товара, а поскольку сама компания достаточно хорошо продавалась в интернете, локальным партнерам было невыгодно делать накрутку более 35%.
Для начинающих предпринимателей очень важна правильная расстановка приоритетов. В каждой отрасли есть первостепенные и вторичные вещи. В случае общепита самое главное — локация заведения и основной продукт. Многим кажется, что запуск бизнеса — это неподъемная с финансовой точки зрения история, но на самом деле, если сэкономить на излишествах, стартовые вложения могут быть не такими уж и большими. Например, вместо закупки дорогостоящего холодильного оборудования во всех трех наших точках мы используем холодильники, которые арендуем на специальных условиях. Еще один совет — бережно относиться к собственному интернет-присутствию. Помните, что для многих клиентов и потенциальных партнеров ваш сайт — это первая точка знакомства с компанией. У вас всего один шанс произвести первое впечатление, постарайтесь, чтобы оно оказалось положительным!