Малый бизнес в 3D — СКБ Контур

Малый бизнес в 3D

25 сентября 2017 2 023 Мнение

Могут ли предприниматели заработать на аддиктивных технологиях и какие отраслевые риски им следует учесть?

Владимир Луценко

За последние годы индустрия 3D-печати буквально пережила революцию. Еще 15 лет назад 3D-принтеры в основном были примечательны своей способностью изготавливать мелкие безделушки и сувениры, а сегодня благодаря этой технологии создаются запчасти для ракет и жилые дома, человеческие органы и мебель, ювелирные изделия и предметы гардероба. Возможности самой технологии практически безграничны, однако не всегда желаемое удается воплотить в жизнь в силу серьезных технических проблем с самими печатными устройствами.

Новые ниши

Аддитивные технологии открывают перед малым бизнесом практически безграничные возможности для заработка. Например, частные предприниматели легко выигрывают конкурентную борьбу с крупным бизнесом в области производства индивидуальных, кастомизированных изделий широчайшего номенклатурного спектра. Я сам в последнее время заказываю рубашки по индивидуальным меркам через специализированный сервис, где могу выбрать ткань и фасон. Клиентам всегда приятно получать индивидуальный, уникальный товар, не доступный другим. Еще один пример подобного подхода — производство чехлов для смартфонов.

Лидеры новой кастомизированной промышленной революции стали стоматологическая и ювелирная отрасль. В ближайшем будущем к ним присоединятся фармакология, строительство и производство всевозможных компонентов. На этих рынках 3D-технологии сейчас проходят тестирование, однако пока остаются не очень маржинальными. Еще одна потенциальная точка роста — сувенирка. Забавные фигурки, созданные на 3D-принтерах, можно приобрести на рынке уже сейчас, но пока объемы производства скромные.

Когда работаешь с новыми технологиями в B2C, самое главное — строго соблюдать заявленные сроки и стоимость. Если сервис не может гарантировать указанные в прейскуранте цифры, он портит свою репутацию. Излишняя увлеченность предпринимателей отвлекает их от главного приоритета — сервиса. Это критическая ошибка, ведь клиенту все равно, как вы изготавливаете продукт — на фрезерном станке или новейшем 3D-принтере, он видит лишь ваше к нему отношение. Соблюдались ли сроки, была ли обратная связь, присылали ли ему SMS-оповещения о стадиях исполнения заказа?

Недавно я заказывал ювелирные украшения для жены, сложности возникали и на стадии макетирования, и со сроками исполнения заказа. К сожалению, мой случай не единичный. Пока у малого бизнеса, работающего с аддиктивными технологиями, есть множество проблем, включая схему работы и квалификацию персонала, а также опыт эксплуатации 3D-принтеров.

Кот в мешке

Одна из основных проблем рынка — отсутствие нормальной истории эксплуатации. Нет еще практики использования 3D-принтеров, отзывов клиентов, примерных расчетов затрат на амортизацию и т.д.

При работе с аддитивными технологиями ты всегда покупаешь кота в мешке: да, на стенде разработчика или в его офисе вроде бы все работает, но, когда пытаешься настроить аппаратуру у себя, практически всегда обнаруживаются неожиданные нюансы.

Еще пять лет назад поставщиков промышленных 3D-принтеров было крайне мало. Компания 3D-System, один из лидеров рынка, еще сама тогда была в стадии становления, и я лично знаю нескольких предпринимателей, купивших их оборудование, например, для ювелирного производства, а затем так и не запустивших принтеры в эксплуатацию по ряду технических проблем.

Я сам не раз попадал в ситуации, когда производитель или дистрибьюторы намеренно не упоминали о некоторых деталях своего оборудования, что на практике выливалось в проблемы с постобработкой наших изделий. Как правило, сложности с эксплуатацией, с чувствительностью и капризностью аппаратуры обнаруживаются уже постфактум, когда ты уже подготовил помещение, установил оборудование и начинаешь на нем работать.

Мой совет: тщательно расспрашивайте производителей заранее обо всех нюансах оборудования. Работающий на стенде принтер может отказаться печатать в нелабораторных условиях. Например, даже большие станки могут быть нетерпимы к микровибрациям. Что это значит для обычного предпринимателя? То, что работать такие станки могут только на прочных бетонных основаниях, а лучше всего на специальном фундаменте. Если же поставить такой принтер на деревянное основание, то он перестает работать, когда неподалеку проходит человек. Приходится либо искать новую производственную площадку, либо продавать принтер и ждать появления менее капризных моделей. Да и сами выставочные машины чаще всего ничего не делают, они просто светят лампочками, а результаты их работы просто расположены на стоящем рядом стеллаже.

Еще одна проблема 3D принтеров — качество сборки. В среднем и промышленном сегменте аппараты выпускаются чуть ли не штучно. В лучшем случае сотнями или тысячами. Фактически мы говорим о кустарном производстве, где качество итогового продукта зависит от конкретного сборщика. Одни мои знакомые предприниматели купили себе большой промышленный принтер, который не могли запустить почти год: все время выскакивали ошибки, постоянно приезжал инженер из компании-производителя, что-то ремонтировал, этого хватало на два-три дня работы, затем очередной сбой.

Единственный вариант минимизировать подобные риски — искать отзывы от действующих пользователей, потому что ни производитель, ни дистрибьютор никогда не будут с вами полностью откровенны. Для демонстрации они создают тепличные условия, выбирают лучшую машину, изготавливают только тестовые образцы, не загружая принтер поточным производством. Поэтому нужно искать обычных предпринимателей, уже купивших похожую аппаратуру. Когда я запускал компанию StarSmile, я был пионером в своей области, информацию о доступных 3D-принтерах мне приходилось искать в интернете. А теперь я сам охотно делюсь опытом с коллегами, многие приезжают к нам в офис, смотрят, как все работает.

Четвертая промышленная революция

Чаще всего аддитивные технологии используются для производства уже известных вещей, 3D-печать позволяет сделать их более индивидуальными, качественными и дешевыми. Поверьте, потребитель не заметит разницы между деталью, изготовленной вручную, и той, что напечатана на 3D-принтере. Но для предпринимателя 3D-печать предлагает множество конкурентных преимуществ: снижение себестоимости продукции, минимизация человеческого фактора, быстрое изменение макета, возможность изготовления тестовых образцов перед запуском серийного производства.

Приход аддитивных технологий кардинальным образом меняет рынок. Ведущие производители мира уже говорят о начале новой промышленной революции, называя ее G4. Предыдущий индустриальный прорыв привел к максимальной концентрации производства, появлению гиперфабрик, штампующих огромный ассортимент товаров гигантскими партиями. Это снизило себестоимость продукции, но спровоцировало сопутствующие сложности с логистикой, управлением и контролем качества.

Сегодня рынок вновь меняется: пользователи хотят большей индивидуальности и оригинальности. G4 — это эпоха доминирования дизайна и моделирования, где производство конечного продукта постепенно приближается к месту его потребления. Скорее всего, в будущем каждый будет иметь дома 3D-принтер, на котором сможет распечатать себе необходимые бытовые вещи. Уже сегодня многие мои знакомые имеют домашние 3D-принтеры, которые пока используются для хобби и небольших экспериментов. 

Скрытые угрозы

Несмотря на массу неоспоримых преимуществ, G4 таит в себе и серьезные риски. Предыдущая промышленная революция, например, привела к массовому сокращению рабочих мест, отмиранию не только отдельных профессий, но и целых отраслей. Избежать тотальной безработицы помогло бурное развитие сферы услуг, которая с ростом потребностей и благосостояния общества в целом смогла предоставить необходимые рабочие места. G4 снова поставит очень серьезный вопрос о занятости. Уже сейчас требования к специалистам меняются: если раньше особое внимание уделялось мануальным навыкам, знаниям материалов, то в аддитивных технологиях акцент ставится на компьютерные знания и опыт работы с различными программами.

Владимир Луценко, основатель проекта StarSmile

Бесплатно новым бизнесам

Консультации по открытию бизнеса и лайфхаки по экономии

Подробнее
Владимир Луценко
Бесплатно новым бизнесам

Консультации по открытию бизнеса и лайфхаки по экономии

Подробнее
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий