Санкт-Петербург, 2017
Стартовый капитал 1 100 000 ₽
Вдохновившись опытом японцев, Александра Шупилова открыла бизнес по производству специального бейджа Shtuka, который защищает человека от десятков разных вирусов и бактерий.
О принципе действия антивирусных бейджей, каналах продвижения и продаж новинки на российском рынке, а также специфике позиционирования полезной «штуки» Александра Шупилова рассказала в интервью Контур.Журналу.
Дорога в бизнес
По образованию я юрист и психолог, а до запуска стартапа Shtuka имела опыт в бизнесе более трех лет, поэтому знаю, как выводить продукты на рынок. Несколько лет назад у меня была компания по оптовым поставкам, и этот рынок мне хорошо знаком.
Вообще многое в моей жизни происходит ускоренными темпами. Так, например, в 14 лет я уже закончила 11 классов, в 19 выпустилась из университета с двумя высшими образованиями. Сначала целый год трудилась помощником юриста в компании, а потом пять лет работала в нотариальной конторе помощником нотариуса. Я дошла до того, что могла закрытыми глазами сделать любой документ, но мозг не развивался. Также я успела отучиться в аспирантуре, по своей специальности писала кандидатскую работу.
В какой-то момент мне захотелось что-то изменить в своей жизни — и я уволилась. Уже через месяц мы с подругой организовали компанию по продаже детской одежды. Сначала мы намеревались продавать через группу во «ВКонтакте». Тогда наша страна еще дружила с Турцией, и доллар был смешной. Мы обнаружили интересного производителя в Смоленске, который шил отличную детскую одежду по вполне приемлемым ценам, влюбились в этот региональный бренд и стали его продавать.
На обороты в 1 млн руб. мы вышли уже через месяц, хотя планировали прийти к такому показателю через полгода. Наш товар был, например, в каждом магазине в Псковской области, в любой деревне — везде. Мы работали и в Санкт-Петербурге, общались со всеми, кто только есть. Когда через полтора года я продавала компанию, ее оборот составлял 5 млн руб. в месяц, притом что мы работали только с узкой линейкой одежды для детей в возрасте от нуля до года.
Мы разработали собственную коллекцию, стали призерам конкурса молодых предпринимателей России в 2015 году, заняли призовое место в конкурсе «Бизнес для меня». Как-то мы полетели в Турцию, чтобы присмотреть ткани и найти партнеров по бизнесу. Приземлившись на турецкую землю, мы узнали, что наш магазин взломали, всю информацию с сайта вытащили, все контакты в почте удалили, во всех социальных сетях уничтожили информацию. На этом все мечты заняться производством завершились.
Год назад я начала заниматься проектом по продаже фитнес-услуг онлайн. Этот проект называется «Апгрейд» и представляет собой месяц трансформации. Поэтому онлайн-рынок тоже мне знаком. Продукт, которым я занимаюсь сейчас, очень интересный, и в первую очередь тем, что полезен для здоровья.
Эффективная защита
Бизнес-идея по созданию бейджиков от вирусов возникла с подачи моей знакомой, которая работает с туристами. Она увидела такие бейджики в Японии, там они на рынке уже более четырех лет. Потом этот продукт стал появляться в Санкт-Петербурге, а в Москве сейчас есть компания, которая специализируется на поставках таких бейджиков.
Изначально при создании бейджиков мы опирались, как японцы, на состав с диоксидом хлора, но на территории Российской Федерации его все-таки не очень любят.
Мы общались с огромным количеством ученых, которые занимаются разработкой формулы, и пришли к выводу, что диоксид хлора не такой безопасный, как нам хотелось бы. А если использовать этот продукт будут дети, какая бы суперзащищенная упаковка ни была, есть риск получения ожога, если целостность упаковки нарушена.
Сейчас мы уже разрабатываем новую формулу, у которой вообще не будет противопоказаний. Есть ряд определенных химических элементов, которые при взаимодействии друг с другом будут образовывать защиту эффективнее, чем диоксид хлора в несколько раз. И эта формула будет совершенно безопасна: даже если вскроется упаковка и рассыплется порошок, то никакой химической реакции не произойдет.
Бейджик защищает пользователя от 30 разных вирусов и бактерий, которые витают вокруг нас, особенно в осенне-зимний период. Как он работает? «Химия», которая находится внутри, начинает эффективно действовать, когда ты вскрываешь упаковку и состав начинает соприкасаться с воздухом. Вещества, испаряясь с течение времени, обеспечивают человеку защиту в радиусе одного квадратного метра. Бейджик находится рядом с дыхательными путями, поэтому человек вдыхает очищенный от вирусов воздух.
Мы пошли дальше и сейчас думаем, что у нас будет дополнительная линейка изделий в виде чехлов для мобильного телефона. Потому что мобильный телефон всегда в руке, всегда рядом, в кармане, он всегда рядом с человеком, соприкасается с ним. Также есть идея сделать бейджики в виде визиток: можно будет положить визитку себе в карман и таким образом защитить себя от вирусов.
Варианты с продажами
Себестоимость бейджика в Японии при продаже для оптовых клиентов составляет от 220 до 290 руб. в зависимости от фабрики производителя. Плюс продукт надо привести в Россию, растаможить. Себестоимость нашего продукта будет не более 90 руб., по крайней мере мы будем стремиться к тому, чтобы она не выходила за эти ценовые рамки. Для одного бейджа требуется всего лишь 2 г вещества, но мы хотим использовать красивую упаковку, вложиться в визуальное оформление, чтобы было не просто полезно, но еще и стильно носить с собой такой аксессуар. Максимальный срок действия бейджика — полтора месяца, из-за небольшого процента содержания веществ, поэтому периодически нужно покупать новый бейдж.
Мы планируем запустить продажи «штуки» по подписке: покупаешь себе сразу три бейджа — и экономишь деньги. Плюс раз в месяц тебе будет приходить новая «штука». Мы пока что продумываем все возможные варианты, чтобы клиентам было удобнее приобретать продукт.
За границей бейдж продается даже на Aliexpress, для них это знакомый продукт, поэтому проблем с рекламой не возникает. У нас дела обстоят иначе: лишь только определенная группа людей знает о существовании и предназначении блокаторов вирусов, поэтому прежде всего мы намерены заявить о себе в этой группе потребителей. Ставку будем делать на онлайн-продвижение, потому что большинство моих ровесников сидит в интернете — в Instagram, «ВКонтакте» и в других соцсетях.
Заходить на рынок планируем через ролики, объясняющие людям, в каких ситуациях им необходим такой продукт. Это будут разнообразные целевые аудитории, но в первую очередь, конечно, женщины. Женщины — самая платежеспособная аудитория, которая заботится о себе и своей семье. На молодежную аудиторию продвижение бейджа возможно и через блогеров. Сейчас в этой среде наблюдается тренд на здоровый образ жизни. Я сама преподаватель йоги, занималась сыроедением весь прошлый год и знаю, что среди молодых людей большой процент тех, кто старается не принимать какие-либо лекарственные препараты.
Если позиционировать блокатор вирусов как дезинфицирующий препарат, то с ним можно зайти и в аптеки. Мы уже общались с некоторыми крупными сетями и предварительно получили положительный ответ.
Я надеюсь, что нас не будут воспринимать как конкурентов всем фармакологическим препаратам против вирусов типа когацела и витаминов, а, наоборот, увидят в нас поддержку, тем более что мы собираемся позиционировать себя не как единственно верное решение, а как дополнение к обычной профилактике, как еще один метод.
Также нам было бы интересно присутствовать в таких магазинах, как «Лента», «О’Кей». Максимальная стоимость продукта в рознице будет составлять 590 руб. Но пока активные продажи мы не осуществляем, потому что сейчас главная задача — запатентовать формулу.
Первые сложности
Мы не берем на себя функцию производителя, а отдаем этот процесс на аутсорсинг заводам, которые имеют соответствующие лицензии и сертификаты на осуществление этой деятельности. У себя мы организовали сборочный блок: просто смешиваем вещества и упаковываем их. Кстати, упаковку мы тоже заказываем — так выходит выгоднее с экономической точки зрения.
В нашем случае спрос родил предложение: люди интересовались, ждали, когда же бейджи появятся. Поэтому первые поставки будут осуществлены в туристические компании, сувенирные лавки, где продаются японские вещички.
В процессе у нас возникли сложности с самой формулой. Когда мы говорили, что она на основе диоксида хлора, возникало недоверие. Первое, что ты видишь, пробивая в интернете информацию про диоксид хлора, — это то, что он взрывоопасен. А мы не придали этому значение. Поэтому стали переделывать формулу, начали думать о том, как сделать так, чтобы все вопросы относительно взрывоопасности исчезли и чтобы сама формула была безопасной.
Кроме того, мы должны побороть проблему непонимания — зачем нужен этот продукт? Надо продумать концепцию всех наших видеороликов, которые мы будем снимать, чтобы сразу ответить на все вопросы: для чего, для кого, почему нужен и почему его стоит у нас покупать.
Полезные визитки
На данном этапе развития вопрос инвестиций для нас остро не стоит. Мы сейчас участвуем в нескольких выставках в Санкт-Петербурге, в конкурсе молодых предпринимателей России, запускаем свой проект еще и на краудфандинговой платформе. Плюс участвуем в конкурсе «Бизнес для меня», который организован комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка города Санкт-Петербурга.
В нашей команде, кроме меня, есть Андрей, который следит за производственным процессом, Сергей, химик, он активно разрабатывает формулы с учеными, которых мы привлекаем. Андрей занимается больше управленческой деятельностью, все контролирует, координирует, связывает. Есть Кира, которая занимается пиаром и разработкой внешней упаковки. Также с нами сотрудничает удаленный дизайнер. В производственном процессе на данном этапе задействованы три человека.
Если продукт хорошо зайдет, понравится потребителю, рынку, то в перспективе мы планируем выпускать не просто «штуки», а, например, бейджи для общественных мест.
Сама идея этого продукта подразумевает чистой воды любовь: ты любишь себя, заботишься о себе, своих близких и покупаешь эту «штуку». Тебе не безразлична окружающая среда, ты стоишь в общественном транспорте, действие этой штуки 1 м², в эту ауру любви и заботы попадают незнакомые люди. Вот такая идея, чтобы эта «штука» для защиты от вирусов распространилась быстрее, чем сами вирусы.
Поскольку вирусы трансформируются раз в сезон, то и формула будет подвижная. Мы будем наблюдать, как она работает. Я понимаю, что жизнь такого продукта может быть очень краткосрочной, она может зайти как волна, но есть вероятность, что блокатор вирусов не станет такой же необходимостью в жизни, как зубная паста, которой пользуются каждый день. Мы предполагаем, что жизнь этого продукта — максимум два года, а дальше он будет скорее всего трансформироваться во что-то другое. Будет меняться формула, внешний вид. Пока что непонятно, приживется этот продукт на рынке или нет, хотя на данном этапе я четко представляют, в каких ситуациях блокатор будет уместен. Например, если ты едешь в отпуск в другую страну, тогда тебе нужна «штука», потому что ты можешь столкнуться с вирусами, бактериями. Кроме туристов и пассажиров общественного транспорта этот продукт может быть полезен на конференциях, на которые ходит много людей. На штуках можно даже распечатать визитки, они будут тоненькие, сейчас они у нас в проекте — 2 мм толщиной. То есть ты даришь ее своему клиенту и тем самым показываешь, что заботишься о нем.