Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
Город и год запуска
Отрасль
Стартовый капитал
Окупаемость
Год назад Александр Сабусов уволился с работы и полностью посвятил себя музыке. Сегодня он работает с несколькими певцами и мечтает стать саунд-продюсером, чтобы создавать музыкальные проекты «под ключ».
Об особенностях работы в небольших городах, состоянии музыкального рынка и перспективах развития саунд-студий Александр Сабусов рассказал в интервью Контур.Журналу.
Мое увлечение музыкой началось в 13 лет. Поначалу я просто сочинял для себя, хотя в музыкальных школах никогда не учился, и родители к моему увлечению относились несерьезно — они считали, что это баловство, которое рано или поздно пройдет. К тому же все события в моей жизни не благоприятствовали творчеству: я учился по специальности «коммерция и торговое дело», служил в армии, работал маркетологом. Но поскольку тяга к музыке не оставляла, мне приходилось вести двойную жизнь: днем я шел на основную работу, занимался рекламой, а вечера посвящал музыке. В определенный момент я понял, что пора уже сделать выбор — и решил связать свою жизнь с творчеством. Так, год назад я ушел с работы и открыл свое дело.
До этого я постоянно что-то покупал из оборудования: микрофон, звуковые платы, мониторы. Когда его накопилось столько, что уже не хватало размеров комнаты в квартире, я задумался об аренде небольшого помещения. Создав свою студию звукозаписи, я начал оказывать услуги заказчикам, мечтая о том, что в будущем буду заниматься полноценным продюсированием.
Так сложилось, что на саунд-продюсера в России не учат, у нас эта профессия ассоциируется с человеком, который просто занимается вливанием денег в исполнителя. Мне же нравится тот смысл, который вкладывают в эту профессию в Америке: там саунд-продюсер пишет музыку, тексты, придумывает вокальные мелодии для конкретного артиста, в соответствии с его творческими предпочтениями. Именно этим бы мне и хотелось заниматься.
Нельзя сказать, что моя студия звукозаписи DRUMCATCHER стала первой в Нижнем Новгороде. У нас и до этого работали хорошие студии, которые предлагали качественные услуги. Среди них есть студии, с которыми в принципе сложно конкурировать, поскольку в них вложены огромные бюджеты. Поэтому, когда я погрузился в эту деятельность, мне прежде всего важно было реализоваться как профессионал.
Поскольку услуга звукозаписи, которую я предлагаю, не массовая, на первых этапах было непросто и о большом потоке клиентов мечтать не приходилось. Параллельно я начал изучать и пробовать видеосъемку, которой ранее не занимался. Благодаря тому, что я неплохо разбираюсь в секвенсорах, программы по монтажу видео освоить труда не составило. Оказалось, что монтировать видео гораздо проще, чем сводить музыку.
Сейчас я могу точно сказать, что не зря занялся видеосъемками. Камера — такой инструмент, который помогает зарабатывать деньги сразу же. Просто имея камеру и не имея портфолио, я тут же начал ее отрабатывать. А студия звукозаписи начала развиваться только спустя год — про меня стало узнавать все больше людей, запустилось сарафанное радио.
Музыкой хотят заниматься многие, но лишь единицы могут на ней заработать. Большинство клиентов, с которыми я работаю, — не музыканты, а любители. Это люди, которые, например, хотят сделать кому-то музыкальный подарок. Весной и летом чаще обращаются невесты и женихи — они делают записи друг для друга, а я сочиняю для них стихи на мотивы известных песен.
Студия звукозаписи и вообще услуги саунд-продюсера интересны тем, кто уже зарабатывает на музыке. Таких клиентов у меня пока можно по пальцам пересчитать. Это те, кто понимает, зачем тратить деньги на запись, на аранжировки, но таких людей в принципе не очень много. Если они есть, то работают с уже проверенными людьми. Надеюсь, что когда-нибудь некоторые из моих подопечных раскрутятся и превратятся в постоянных клиентов. Что касается многочисленных кавер-групп, то им студии в принципе не особо нужны, потому что у них нет необходимости записывать новые материалы.
Профессиональные музыканты из больших городов предпочитают работать с крупными студиями. Какую бы рекламу я не давал, все, кто серьезно занимался музыкой, уже имел свои студии, их устраивали цены и качество. Быть может у меня не так много ресурсов по сравнению с некоторыми конкурентами, но благодаря опыту я могу выдать профессиональный звук, другое дело, что мне сложнее убедить в этом человека, который смотрит на фотографии моей студии. Конечно, он поедет туда, где со стороны все выглядит солиднее. Именно поэтому я сейчас задумываюсь еще и о том, как привлекать клиентов визуально.
Моему бизнесу всего год, но я уже успел столкнуться с определенными сложностями. Основная заключается в том, что меня мало кто знает как человека, пишущего музыку. Ведь Нижний Новгород — не родной мне город, я сам из Ивановской области. В Нижнем я учился в университете, и большая часть моих знакомых разъехалась после окончания учебы. А в Иваново меня многие знают, и это очень важно. Если бы я открыл студию там, то, вероятно, все сложилось бы иначе, хотя в Иваново наверняка возникли бы сложности другого рода — в частности, с привлечением целевой аудитории.
Первых клиентов в Нижнем Новгороде я нашел благодаря большой вечеринке. Она не имела никакого отношения к открытию студии, скорее это была просто возможность встретиться с университетскими друзьями. Во время учебы я был активистом студенческого совета, и мы на протяжении всех пяти лет устраивали мероприятия. С каждым годом они увеличивались в масштабах: начиналось все с маленького клуба, а вылилось в одну из самых больших площадок города — к моменту окончания университета нас было уже около 1 500 человек. Эта вечеринка помогла мне разрекламировать себя, люди стали узнавать в социальных сетях об открытии студии и обращаться за услугами.
На момент запуска бизнеса инвестиций у меня было немного. Аппаратура покупалась постепенно, годами. Например, микрофон был куплен в 2011 году, но при этом он отлично работает и справляется со всеми задачами. Из последних приобретений, пожалуй, только компьютер Mac, а он стоит очень дорого. На то, чтобы снять помещение и оборудовать его под студию, я потратил около 70 000 руб. Эти деньги мне нужны были как раз для того, чтобы запустить проект. Они окупились с момента появления камеры, когда я начал снимать видео.
В целом оборудование для студии звукозаписи, конечно, очень дорогое. Например, недавно я приобрел звуковую карту, чтобы обновить оборудование, и заплатил за нее почти 60 000 руб. Комплект мониторов сейчас стоит порядка 30 000 — 35 000 руб., микрофон — около 20 000 руб. Все измеряется десятками тысяч рублей. При этом у меня не очень дорогая студия. Но если бы я задумал открыть такую же студию с нуля сейчас, то мне потребовалось бы не менее 500 000 руб.
Полноценно студия начала работать только через год после того, как я решил уйти в свободное плаванье. Это был год рекламы, продвижения и работы с незнакомыми людьми, сейчас ко мне уже регулярно кто-то обращается, звонят даже из других городов — хотят совместно поработать. Первоначально продвижение строилось преимущество через «ВКонтакте» и Instagram. Я готовил сообщения, отправлял их людям, добавлялся в друзья, вел переписку — сам, ежедневно, столько, сколько позволял лимит соцсетей, чтобы не заблокировали. И эта работа приносила свои плоды. Позже, когда я запустил сайт, люди начали находить меня через поисковики. Сайт я сделал сам на платформе Tilda, который предоставляет внутренние инструменты для продвижения. Вообще я многое делал сам, не прибегал к услугам дизайнеров, программистов или других специалистов. Благодаря этому я сэкономил деньги и многому научился.
Изначально я хотел быть артистом и даже начал писать для себя тексты. Когда я заканчивал школу в своем маленьком городе в Ивановской области, моя фамилия была на слуху — казалось бы, верная дорога к славе. А потом наступил период университетской жизни, и я оказался единственным рэпером на факультете. Когда варишься в таком ограниченном мирке, создается иллюзорное представление о себе, окружающем мире и о том, как окружающий мир тебя принимает, ведь конкуренции никакой нет. Это продолжается до определенного момента, пока не наступает разочарование. Такое разочарование постигло и меня. Однако я не оставил мысли, что в будущем, возможно, буду исполнять песни самостоятельно. Я пишу для себя тексты, делаю аранжировки, но пока только в стол. Хочется, чтобы творчество было выдержанным. Когда ты можешь написать для себя любую песню, то сталкиваешься с другой сложностью — в какую форму свою мысль упаковать. Рэп тоже делится на разные жанры и поджанры, и в любом из них я могу чувствовать себя комфортно. Сейчас мне хочется больше прокачаться именно как музыкант, чтобы мое творчество стало для кого-то полезным.
Вообще нужно понимать, что есть артисты пишущие и артисты конкурсные. Последняя категория — это как спортсмены: они всегда должны быть в форме, а потому постоянно тренируются, работают над собой, у них все идеально, поэтому и конкурировать с ними очень сложно. Я же никогда особо серьезно не занимался, не отрабатывал различные техники, потому что пишу преимущественно для собственного удовольствия.
На российском музыкальном рынке сейчас затишье. Если честно, грустно смотреть на то, как у нас обстоят дела. Думаю, это произошло из-за смены cтолпов. Люди, которых мы видим на новогодних огоньках, сейчас и правят бал. И хотя эти артисты и продюсеры довольно преклонного возраста, они не пропускают молодых. Сейчас все хотят легких денег, поэтому вся популярная музыка нацелена на однодневок: выстрелить хитом, собрать максимальное количество просмотров, монетизировать их и все забыть.
Недавно я читал о становлении музыкальной индустрии в Америке, о том, как звукозаписывающие компании переживали убытки в период развития интернета, когда музыка стала сильно пиратиться и появилась возможность ее скачивать. По моим ощущениям, мы приближаемся как раз к периоду конца 90-х на Западе. У нас сильно выстрелил рэп, на фоне сумасшедшей популярности к этому направлению все продюсеры вдруг захотели работать со своим рэпером. Даже Макс Фадеев не избежал этой участи и не так давно запустил свой рэп-лейбл. Но есть проблема с качеством музыки. Весь материал делится на две категории: развлекательные песенки не умеющих петь и серьезное творчество талантливых артистов. Часто эта грань особо не заметна, потому что даже таланты подстраиваются под современные тренды и идут на поводу аудитории, которая в большинстве своем воспринимает музыку лишь как фон.
Нужно четко понимать, что есть зарабатывание денег, а есть чистое творчество, и в принципе они редко совпадают.
На себя у меня особых планов нет: я просто пишу музыку, но если в какой-то момент возникнет необходимость, то начну свой материал продвигать. Еще я хочу заняться продажей песен «под ключ». Первые шаги в этом направлении уже сделаны: я начал работать в тандеме с девушкой, которая пишет вокальные партии, на мне остаются аранжировки. Мы все записываем, упаковываем и предлагаем разным артистам. В перспективе, если в этом направлении получится закрепиться и набраться опыта в работе с профессиональными артистами, мы планируем запустить своего артиста. При этом, конечно, параллельно я продолжу развивать студию.
В идеале мне бы хотелось, чтобы студия функционировала для двух-трех профессиональных артистов, чтобы она превратилась в рабочее пространство, в котором комфортно делать все для создания песен. К этому я стремлюсь.
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Это шутка что ли? Указанные здесь цены - это даже для домашней любительской студии ерунда. Реальные цены на студийное оборудование такие.. Студийные мониторы - 400-500 тр. и выше. Каждый из микрофонов 100+, 200+ тыс, а их должно быть явно не один ибо разные голоса (даже если писать только голоса) - требуется подборка микрофона к конкретному голосу. Каждый предусилитель 100+ тыс. Если живой звук, то барабанная установка б/у пол миилиона и выше если докупать дополнительные рабочие, тарелки и тп..Гитары и гитарное проф оборудование это ещё сотни и сотни тысяч.. Просто возмем упрощенно..., каждый студийный хороший приборчик будет стоить 100 и больше тысяч рублей, а теперь посчитайте реальность. Но если рассматривать прям настоящую студию, а не пионЭрские поделки, то студия это в первую очередь помещение, а что бы было правильное помещение нужны правильные параметры, которые вряд ли удасться найти в готовом виде под аренду.. и они очень не маленькие, что бы комната звучала нужны объемы.. В общем надо строить с нуля, метраж будет не малый.. Итог. студия это миллионы и миллионы.. пока рублей, но если охота вообще по серьёзному типа мирового уровня, то готовимся иметь миллионы долларов на реализацию. Спасибо за внимание))