Как открыть и монетизировать курсы ораторского мастерства — СКБ Контур

Поставить голос: как монетизировать школу оратора в маленьком городе

8 мая 2018 3 862 Бизнес‑идеи

Владимир, 2013
Без стартового капитала

Когда выпускница Владимирского колледжа культуры и искусства Ирина Свирина не смогла найти работу в местном театре, она начала давать уроки ораторского мастерства — сначала студентам профильных вузов, а затем и всем желающим. Пять лет назад частные уроки превратились в Школу оратора, еще год спустя на базе школы появился фестиваль «Владимирский Златоуст».

Сейчас в Школе оратора учатся предприниматели, политики, риелторы и менеджеры по продажам. За все время существования школы обучение в ней прошли не меньше тысячи человек.

В интервью Контур.Журналу Ирина Свирина рассказала о том, почему ей сложно добиться отклика от горожан, как умение говорить помогает ее ученикам наладить карьеру и как она продвигает образовательные услуги с помощью личного общения.

Начало

Из Владимирского театрального колледжа культуры и искусства, где я училась, непросто было попасть в театр — он был переполнен молодыми девушками. Можно было лишь попасть по договору на некоторые спектакли.

Чтобы не терять время, я начала работать преподавателем по сценической речи в своем же колледже. Первый год был ужасен: я никогда не хотела преподавать, а тут еще мне достались неинициативные девятиклассники со смежной специальности.

Постепенно я втянулась, и на третий год работы, узнав, что во Владимире есть тренинговая компания, пришла туда и предложила вести уроки ораторского мастерства для всех, а не только для профессионалов, ведь умение правильно говорить полезно не только для актеров, но и для политиков, юристов, журналистов, риелторов и многих других. К 24 годам я уже умела ставить голос, учить людей справляться со страхом выступления, работать с музыкой и светом, внешним видом — жестами, позами, осанкой, устранять дефекты речи и улучшать дикцию.

Пять лет назад мы запустили Школу оратора, в которой я веду авторские курсы. Позже при ней открылся фестиваль ораторского искусства «Владимирский златоуст», благодаря которому мы выиграли 300 000 руб. в конвейере проектов на молодежном форуме «Таврида». Я пошла участвовать, чтобы получить опыт, и не предполагала, что выиграю. Мы сами разработали программу и систему оценки.  

Основные наши затраты — это аренда, подготовка к фестивалю, коммунальные платежи, организационные расходы, покупка сладостей для кофе-брейка, изготовление печатной продукции, ремонт, офисные принадлежности для занятий, транспортные расходы для выездных занятий.

Мы долго искали помещение, сменили много вариантов. Был момент, когда курсы двух групп одновременно проходили в разных концах города. Дешевый зал за 4 000 руб. в месяц, который мы нашли в центре города по знакомству, омрачался смотрительницей, которая нас не любила и всячески мстила, например, заставляя посетителей посмотреть картины именно в нашем зале прямо во время занятий.

После этого мы нашли бесплатный университетский зал с небольшой сценой, но там не было ремонта. Сейчас мы вместе с другими школами проводим уроки на заводе «Автоприбор» всей тренинговой компанией — там приятная обстановка, удобное расположение, есть парковка. Чтобы найти это место, понадобилось три года.

Как проходит обучение

Мы придумали образовательную пирамиду из нескольких этапов вместе с моим руководителем Михаилом Кирсаковым, руководителем «Владимирской тренинговой компании».

На базовом курсе человек учится правильно стоять, писать текст без копирайтеров, изучает основы актерского мастерства, логику и культуру речи, работает над голосом и дикцией.

Следующий этап — постановка голоса — занимает как минимум полгода. На этом этапе голос можно сделать инструментом влияния, то есть можно добиться чего-то от человека только с помощью интонаций. Основные проблемы, с которыми приходит человек, — потеря голоса, тихий голос, голос, который не звучит в полной своей красоте.

Профессиональный этап связан с углубленным знанием приемов выступления, умением общаться с разными типами аудитории, правильно отвечать на вопросы. Выступающий должен уметь влиять на аудиторию с помощью информации, внешнего вида, поз, жестов и голоса.

Наша цель — научить человека зарабатывать себе на жизнь только с помощью умения говорить, чтобы поставленный голос воспринимался не как прикладной, а как основной навык.

Одно из заданий финального этапа — заработать только умением говорить определенную сумму и отдать ее на доброе дело — в храм или детский дом.

Минимальное количество людей в группе — 3-4 человека, максимальное — 12. Школьники платят 500 руб. за групповое занятие, а взрослые — 585 — 650 руб., в зависимости от того, оплачивают они один урок или сразу покупают абонемент. Занятия проводятся два раза в неделю.

Клиенты

В свое время я не смогла определить целевую аудиторию — ко мне приходят люди самых разных профессий в возрасте от 14 до 70 лет. В моей нынешней группе учатся собственники бизнеса, журналист, домохозяйка, студент, фотограф, госслужащий и менеджер по продажам. Как правило, объединяют этих людей только интересы — они любят общаться и читать книги, у них развито чувство юмора.

Вокруг школы оратора формируется сообщество людей, которые любят учиться и ищут дополнительную литературу, поддерживают друг друга, переписываются после занятий, куда-то вместе ходят.

Умение говорить — это отличный инструмент продаж, поэтому нашими клиентами часто становятся риелторы, менеджеры по продажам, операторы call-центров. Часто приходят те, для кого важны публичные выступления — чиновники и политики.

У всех учеников есть результат: кто-то прошел в законодательное собрание, кто-то преодолел страх выступления. Моя ученица, которая плакала и не могла выступить перед тремя зрителями, заняла на нашем фестивале первое место с рассказом о том, как она учится преодолевать свой страх, перед 150 зрителями.

Результаты

На последнем занятии ученики всегда демонстрируют свои знания. Первая его часть — выступление на серьезные темы, вторая — игровая часть. Во время курса мы с учениками пишем текст выступления о волнующей их проблеме, прорабатываем презентацию и внешний вид.

Так как за два занятия по дикции в базовом курсе исправить серьезные проблемы невозможно, мы придумали для учеников актерское упражнение, которое побуждает их постоянно тренироваться, — самостоятельно составленный рассказ из скороговорок. Он проверяет не только дикцию и голос, но и актерские навыки — нужно рассказывать интересно и увлекательно, чтобы в абракадабре скороговорок был понятен смысл.

Финальное выступление каждого выступающего оценивают и комментируют наши выпускники из школы оратора. Открытый показ — это самое страшное выступление в жизни наших учеников, ведь вряд ли в жизни их будет оценивать комиссия. Максимальное количество мест — 70, но мы стараемся сразу не пугать ораторов и начинаем с 40-50 зрителей.

Фестиваль

Фестиваль «Владимирский Златоуст» состоит из трех этапов: чтение художественного текста, ораторское выступление и проверка юмора. Мы долго экспериментировали с фестивалем: придумывали разные номинации, меняли систему оценки. Нужно было сделать так, чтобы выступающим было интересно и в то же время мы могли бы дать обратную связь.  

Изначально фестиваль задумывался только для наших выпускников, чтобы им было где оттачивать свои навыки, но постепенно к нам начали стекаться непричастные к школе оратора люди, которые хотят попробовать свои силы в публичных выступлениях.

На первом этапе, который состоит из чтения художественного текста, может быть большое количество участников (в прошлом году их было 50), из которых комиссия отбирает 10-15 финалистов, оценивая их дикцию, голос, умение донести мысль до зрителя, общение с залом и внешний вид.

В следующем этапе финалисты должны представить выступление на заданную тему — например, убедить публику, что нужно читать книги. За полгода до фестиваля мы организуем для участников бесплатное обучение по воскресеньям, чтобы новички могли ознакомиться с законами выступлений, ораторскими приемами и критериями оценки.

На третьем этапе пятерке финалистов дается задание, близкое к формату КВН: нужно придумать свой вариант звука для отрывка из фильма. Здесь проверяется умение общаться с залом, умение работать с микрофоном и видеорядом и, конечно, чувство юмора. Многие участники придумывают очень смешные вещи, которые потом расходятся на цитаты. Это самый сложный этап, особенно если участник не ожидал, что пройдет в финал.

Самый первый фестиваль мы проводили с взносами в 300 руб., чтобы можно было купить подарки для победителей. В то время зал нам дали бесплатно, что в духе наших партнеров — они часто снижают для нас цены на свои услуги. В тот раз мы даже смогли договориться с артистами из дома культуры, которые согласились выступить у нас бесплатно.

На следующий год, благодаря гранту, мы смогли организовать всю инфраструктуру фестиваля, найти новое помещение, подключить СМИ, снять видеоролики, проработать дизайн афиш, нарисовать логотип, организовать светомузыку и видео, оплатили нескольким преподавателям дорогу, проживание и питание.

Мы сделали целую фестивальную неделю: приглашаем тренеров, чтобы они бесплатно давали уроки для участников. Каждый вечер они учатся чему-то новому — сценическому движению и речи, коммуникациям, чтению книг.

Трудности

За пять лет в школе ораторcкого мастерства обучились порядка тысячи человек, всего в городе живет 300 000, но до сих пор к нам приходят люди, которые говорят, что никогда о нас не слышали.

Наш город инертен, мы зависим от прогноза погоды: если пошел снег или дождь, зрители могут не прийти на фестиваль, остается надеяться на друзей и родственников выступающих. Активные владимирцы уезжают в Москву или, оставаясь в городе, из-за кризиса сокращают штат и много работают сами. В основном здесь живут спокойные люди, которые неохотно откликаются на какие-то предложения. Те, у кого больше свободного времени, довольно инертны, а активные люди по уши в работе — нам приходится искать баланс. Чтобы пробудить жителей, мы проводим просветительские мероприятия и устраиваем творческие вечера.

В городе плохо развита информационная культура — непонятно, как продавать образовательные услуги. Люди не верят, что это не просто способ проведения досуга, а отличный вариант получения полезных навыков. Как это ни парадоксально, но как только наш тренер бросает Владимир и уезжает в Москву, к нему сразу же едут местные жители, хотя ничего, кроме города, не изменилось.

Партнеры и продвижение

Мы сотрудничаем с некоммерческой организацией «Благое дело» в Свердловской области, которая обучают взрослых людей с инвалидностью ремеслам и создает для них рабочие места. Заказываем у них деревянные статуэтки ангелов для победителей фестиваля.

Многие наши партнеры помогают нам с полиграфией, приносят сладости для кофе-брейков, проводят творческие вечера — например, читают стихи.

В нашем случае не работают стандартные инструменты продаж, в особенности почтовая рассылка — люди очень перегружены и вообще не открывают письма.

Плохо работает платная реклама и социальные сети — ими пользуются в основном студенты и школьники, которые не всегда управляют своими финансами. Социальные сети я использую для информирования публики. У меня есть чат в Viber, на который могут подписаться все желающие, по воскресеньям мы снимаем ролики для YouTube-канала.

Возможно, я уделяю продвижению недостаточно времени, но сейчас оно отнимает у меня столько же времени, сколько и преподавание, а сесть и посвятить два месяца только продвижению я не могу. Мне удается налаживать контакты через личное общение. Я провожу во «ВКонтакте» конкурсы, чтобы люди приехали на бесплатное занятие и убедились в его качестве. Хороший отклик дают мероприятия — например, я несколько лет подряд провожу бесплатные уроки на областной конференции для риелторов.

Эльба

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Узнать больше
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий