Озерск, 2014
Стартовый капитал 700 ₽
Окупаемость за 1 месяц
После производственного бизнес-проекта, оказавшегося неудачным, Владимир Салахутдинов провел работу над ошибками и запустил компанию в знакомой для себя сфере недвижимости. На сегодняшний момент филиалы его фирмы работают в Озерске, Миассе и Кыштыме, а клиентская база насчитывает более 5 000 человек.
О духе реформатора, заводе по производству покрышек и сложной отрасли недвижимости Владимир Салахутдинов, основатель компании «Континент 27», рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Теория и практика
Я родом из города Озерска Челябинской области. Окончив 11 классов, я решил не продолжать учебу, а получать знания и опыт на практике. Так я попал в коммерцию: много ездил по России, работая, по сути, снабженцем, главная задача которого — найти и выбрать товары для последующей продажи в магазинах.
Спустя 12 лет я захотел попробовать свои силы в собственном бизнесе, тем более что предыдущая работа дала мне отличный опыт. Однако прежде чем пускаться в свободное плавание, решил подкрепить обширную практику теорией и в 2004 году поступил, а в 2009-м окончил Уральский государственный университет по специальности «управление организацией». И вот следующие несколько лет я искал способы эти знания применить на практике. Работал менеджером по продажам товаров, то есть неизвестных на рынке позиций с неплохим качеством. Пробовал себя и в других областях: был руководителем отдела, директором по логистике, подавал даже заявку на должность «директора филиала», но получил отказ в силу личных причин. По характеру я реформатор, человек, больше ориентированный на развитие и освоение нового, а не на выполнение рутинных задач.
В 2009 году я понял, что время для собственного начинания пришло, теперь мне было достаточно и знаний, и опыта. Свое внимание я обратил на нишу производства покрышек из вторсырья, которая на тот момент в нашем регионе была не сильно занята. Однако моя первая бизнес-идея, к сожалению, не воплотилась в жизнь. Изначально я планировал запустить в Челябинской области полноценное производство — линию по восстановлению бывших в употреблении покрышек, в основном, грузового автотранспорта.
Работать мой мини-завод должен был на оборудовании итальянской фирмы Marangoni, занимающей более трети шинного рынка Западной Европы и считающейся одним из лидеров в области восстановления протектора шин. Главная инновация компании — использовать боковую часть покрышки, чей ресурс в четыре раза выше. То есть на тот момент, когда автовладельцы выбрасывают колеса, основная часть колеса может служить еще долгое время. Именно на этом наблюдении и сделала свой бизнес компания Marangoni. Я же хотел реализовать их идею на российской почве, однако сильно переоценил свои силы, прежде всего в вопросе финансов. На запуск завода мне необходимо было 600 000 евро. Первоначальный план — привлечение инвестора и получение поддержки из городского фонда развития малого предпринимательства — провалился по причине закрытия последнего. Так что от этой идеи у меня остался только нереализованный бизнес-план.
Поиски себя
Три года после первого, не слишком удачного, бизнес-эксперимента я отдыхал от работы и занимался своим любимым хобби — музыкой. Это было время, когда я жил для себя, будучи на 100% уверенным, что в случае необходимости смогу заработать себе на жизнь. Необходимость эта наступила в 2013 году, когда я почувствовал, что мне пора попробовать себя в принципиально новой сфере. И вот, просматривая вакансии, я наткнулся на объявление о поиске риэлтора.
Практика в этом деле оказалась для меня более чем удачной: уже через полгода собственник предложил мне возглавить офис. В мои задачи входило выстраивание команды и тайм-менеджмент. Мое появление в фирме сопровождалось внедрением различных инноваций: например, я заменил обычные телефоны на корпоративные. Но далеко не все сотрудники поддерживали перемены, в итоге вышел конфликт, в результате которого я и решил развивать собственное агентство.
В 2014 году мне удалось запустить новый, успешный бизнес, имея всего 700 руб. Я учел опыт предыдущего проекта и понял следующее: создать что-то принципиально новое мне, скорее всего, не удастся, а вот усовершенствовать уже существующее я точно смогу. Полученные на предыдущей работе эмоции, мягко говоря, оставляли желать лучшего, и я решил запустить новый сервис в этом направлении — агентство «Аренда Озерск». Сегодня компания работает под брендом «Континент 27».
В центр своего проекта я поставил клиентский сервис, и результаты не заставили себя долго ждать.
Мы размещали качественные фото, тщательно отбирали объекты для сдачи, оплачивали клиентам такси для просмотра жилья, составляли договор найма и давали арендаторам гарантию проживания. Еще мы запустили программу лояльности «Партнерский клуб». Это сервис, позволяющий нашим клиентам экономить и минимизировать затраты, связанные с арендой, покупкой или продажей объектов недвижимости.
Партнерские отношения с компаниями, действующими в различных сферах — от продуктового ритейла до магазинов мебели и бытовой техники, — дают возможность получения индивидуальных скидок для клиентов «Континент 27». Все это вкупе привлекло к нашему сервису повышенное внимание со стороны как съемщиков, так и собственников жилья. Сегодня в нашей базе уже более 5 000 клиентов, а филиалы компании открыты в соседних городах — Миассе и Кыштыме. Стартовые инвестиции на запуск бизнеса в новых географиях составили 100 000 руб. в каждый офис, сейчас там работает по два сотрудника, чего более чем достаточно для таких небольших населенных пунктов.
Как и любое другое агентство, мы работаем по комиссионной бизнес-модели. С ростом бизнеса и увеличением клиентской базы «Континент 27» расширил свой спектр услуг: сегодня мы не только сдаем квартиры помесячно и посуточно, но также помогаем клиентам продать или купить недвижимость. Параллельно ведем один из лучших тематических порталов в регионе.
Клиентов мы привлекаем через интернет-площадки и печатные издания, листовки, наружную рекламу на улицах города (постеры и объявления). Интернет при вложенных средствах более эффективен. Самый интересный ресурс для нас — это Avito, в нашем регионе именно он пользуется большей популярностью.
Специализированными площадками по недвижимости, такими как «Циан», мы не пользуемся. Рекламируемся через локальные сайты: например, Озерск 74, а также «Яндекс.Директ» и Google.AdWords. Основная часть завершенных сделок приходится на интернет.
Механика отрасли
Конкурентов в Озерске у нас хватает: это и другие агентства, и частные посредники-риелторы, и даже собственники жилья. От них мы пытаемся отстроиться за счет четкого анализа рынка и понятной бизнес-стратегии.
Особенность нашей отрасли заключается в том, что в ней очень много случайных людей.
Сегодня кто-то может сдать квартиры по сниженной стоимости, заставив тем самым весь рынок просесть в цене, и после трех-четырех сделок по аренде эти люди с рынка уходят. Цена уже упала, а вместе с ней и маржинальность этого бизнеса. Многие такие игроки успевают еще и махинациями заниматься — например, сдавать на долгий срок квартиру, находящуюся на продаже. Естественно, люди остаются недовольными, они делятся негативным опытом с друзьями и знакомыми, сарафанное радио разносит слухи по городу, и уровень доверия к отрасли в целом падает.
Сегодня в штате «Континент 27» работает 15 человек менеджеров и фрилансеров. Для всех сотрудников у нас открыта корпоративная школа, главная цель которой — максимально быстрая адаптация нового человека. По ходу программы сотрудник обучается всем аспектам бизнеса вплоть до умения написать объявление, позвонить собственнику и добиться своей цели в телефонном разговоре. Эффективностью этого инструмента мы очень довольны.
Основная задача наших специалистов — завоевать доверие клиента, суметь договориться с ним, убедить сотрудничать. Именно этому мы учим всех своих новичков, которых чаще всего находим на том же Avito. В сезон наша команда может в кратчайший срок увеличиться до 50 человек — мы активно пользуемся услугами фрилансеров, например, студентов, которые расклеивают объявления, уборщиц, программистов и многих других.
Сейчас в планах масштабировать бизнес по франшизе. У меня накопилось достаточно опыта и знаний, и я готов поделиться ими с партнерами, рассказать, как можно с нуля построить бизнес на этом непростом рынке. Правда пока экономическая ситуация в стране этому не благоприятствует, поэтому планы по запуску франшизы я решил отложить.
Несмотря на высокую конкуренцию, на рынке недвижимости разных городов еще остается место. Если говорить об аренде, то я бы посоветовал обратить внимание на города с активным строительством. В случае когда темпы ввода новых жилых объектов невысоки, нужно внимательно оценить уровень конкуренции и определить, можете ли вы реально дать рынку какое-то уникальное торговое предложение. В сфере купли-продажи преуспевают чаще всего люди опытные — те, кто не просто знает, как оформить сделку, а кто умеет думать на месяц, год или даже два вперед.