Москва, 2014
Стартовый капитал 5 000 ₽
Окупаемость за 1 месяц
Москвички Вера Иванова и Анастасия Михайлова сильно скучали в декрете и решили запустить совместный проект. Перебрав много идей, они остановились на постельном белье для новорожденных и маленьких детей. Бизнес с начальным капиталом в 5 000 руб. за три года превратился в устойчивый проект с множеством поклонников, мастерской-шоурумом и постоянными партнерами.
Вера Иванова рассказала Контур.Журналу, как запустить бизнес с минимальными вложениями, почему другие социальные сети проигрывают Instagram и почему все покупатели — от офлайн-магазинов до частных клиентов — ценят индивидуальный подход.
Декрет как толчок к предпринимательству
С моей лучшей подругой Настей мы познакомились в первом классе и после этого уже не расставались — шли по жизни вместе. Когда у нас обеих появились дети, нам быстро надоело сидеть дома в декрете, и идеи стали приходить сами собой. Мы начинали с продажи подушек для беременных женщин в Instagram, позже плавно перешли на текстиль — постельное белье и бортики для детских кроваток. Запустились мы осенью 2014 года, сначала это были просто домашние эксперименты.
Мы заняли 5 000 руб. в долг, закупили ткани, отшили два комплекта на одной швейной машинке, продали их и купили еще ткани. Постепенно мы смогли перейти на производственные и вышивальные машины и открыли мастерскую.
До запуска бизнеса мы шили, как и все остальные, в детстве на уроках труда. Когда пришла необходимость, попробовали шить методом проб и ошибок и постепенно обучали новых сотрудников. Сейчас мы достигли определенного уровня и, несмотря на то, что мы маленькая компания, стараемся придерживаться отлаженной системы контроля качества, отслеживая детали каждого фасона.
Поначалу мы отшивали все комплекты вдвоем, сейчас нам помогают две швеи. Мы работаем по 10% предоплате, одновременно можем делать около 15 заказов. Обычно мы работаем над крупными наборами и за месяц-полтора заранее расписываем все свои заказы. У нас нет таких ситуаций, чтобы мы не знали, что будем делать в следующем месяце, — всегда есть заказ на будущее.
Мы можем отшить один комплект за один день, но с момента принятия заказа до его выпуска нужно потратить много времени на фотосессию, упаковку, контроль качества, согласование и отправку курьеру. Если клиент всем доволен, мы отправляем заказ.
Если нам нужно будет обрабатывать крупные оптовые заказы, мы сможем договориться с промышленными производствами и отдать поставку на аутсорс со своими технологическими рекомендациями. Пока мы не использовали это направление, рассматриваем его в перспективе.
По понедельникам мы обычно ездим на закупки фурнитуры и тканей — хлопка, шифона, атласа, в другие дни подбираем цвета, заказываем доставку, оцениваем список наборов на неделю, составляем план кройки и пошива и отдаем его швеям. Когда все заказы готовы к выдаче, мы отглаживаем их, отпариваем, готовим к фотосъемке, собираем и отправляем с курьером.
В больших магазинах предлагается однотипный набор вещей, и покупателю приходится выбирать из того, что есть, а мы предпочитаем делать вещи, которые подходили бы под интерьер конкретной детской или под настроение определенного человека. Кто-то любит жирафов, а кто-то жить не может без бабочек — мы стараемся обеспечить большой ассортимент и угодить всем, чтобы у нас можно было заказать вообще все. Из-за этого нам приходится держать у себя множество разных оттенков тканей, включая как минимум десять оттенков розового: среди них — талая роза, нежная роза, пыльная роза, оттенок барби.
Нужно учитывать разные нюансы, например, размеры кроваток. Не всегда то, что хочется, может подойти по размеру, и не все можно вписать в детскую. В основном мы работаем под заказ, учитывая пожелания клиента и свои предыдущие дизайны. Часто по фотографиям комнаты мы подбираем весь интерьер «под ключ», начиная с простыней и заканчивая занавесками.
Производство
У нас есть мастерская в Москве, в которой мы подбираем ткани, изготавливаем наборы и проводим фотосессии. Здесь хранятся вышивальные машины, есть фотостудия и шоурум, где клиенты могут ознакомиться с нашими коллекциями и взглянуть на наши экспериментальные модели.
На изготовление заказа мы берем от месяца и больше, потому что поставки ткани и кружева могут долго идти из самых разных городов. Мы работаем с множеством поставщиков, практически во всех крупных компаниях у нас есть сопровождающий менеджер, который может подобрать и доставить нам ткани по коду Pantone. Выбираем только мягкий натуральный хлопок.
Изделия отличаются в зависимости от возраста детей и кроватей: для новорожденных покупаются люльки или стандартные кроватки, а для двух-трехлетних детей уже более крупные. По сути ребенку все равно, на каком постельном белье он спит. Красивый и качественный набор дает родителям уверенность в том, что ребенку будет комфортно.
Мы провели сертификацию всех своих изделий — они прошли соответствующие тесты и аттестацию, а для многих родителей это является весомым аргументом в пользу качества товара.
Все детские товары, начиная с нулевого возраста, должны быть сертифицированы, но не все компании, которые работают в Instagram, предоставляют данные своих документов клиентам. С сертификацией нам помогают партнеры, которым мы отвозим всю продукцию и документацию. Компания заполняет за нас документы и предоставляет нам все образцы и договоры.
Продвижение
Наш главный маркетинговый ресурс и самый сильный канал продаж, в котором мы стараемся развиваться максимально, — это аккаунт в Instagram. Свою страницу мы изначально сделали с нуля, сначала продавали детский текстиль только знакомым, но практически мгновенно у нас начало работать сарафанное радио, появились и другие клиенты.
Наши первые покупатели, которым мы сами развозили заказы три года назад, до сих пор советуют нас своим друзьям и оставляют доброжелательные комментарии, хотя их дети уже выросли из наших комплектов. Оказалось, что хорошее качество продукта не работает само по себе, если не поддерживать дружелюбную атмосферу в общении с клиентами.
У нас много заказов из других городов — Екатеринбурга, Краснодара, Махачкалы, а также стран — Аргентины, Израиля, Франции, ОАЭ, США. Многие наши покупатели, которые живут за границей, говорят, что в их стране нет похожих компаний, многие возвращаются и заказывают у нас по два-три спальных набора.
В основном клиенты узнают о нас в Instagram. Мы тестировали другие каналы, экспериментировали с сайтом, работали во «ВКонтакте» и специальной социальной сети для беременных Preggie, но все эти каналы уступают Instagram. Также мы выборочно продаем свои наборы в офлайн-магазинах в Москве и в других городах, но за эксклюзивом клиенты все равно приходят к нам в мастерскую, потому что практически все ценят индивидуальный подход. Даже магазины, которые заказывают у нас оптовые партии, хотят выбирать из большого ассортимента. К нам поступает много заказов перед праздниками и осенью, после того, как заканчивается период отпусков.
Кому-то нравятся бантики, кому-то рюши, некоторые предпочитают универсальные наборы в оттенках белого, бежевого, слоновой кости, шампань. Наборы для мальчиков и девочек у нас заказывают в равных количествах. Как правило, комплект должен хорошо вписываться в уже продуманный интерьер. Для мальчиков и девочек у нас заказывают примерно поровну, чаще всего это универсальные наборы.
Наши клиенты — это часто мамы или родственники, которые хотят сделать подарок. Очень много бабушек и мужей звонят и пишут нам, чтобы уточнить модели, находят нас по разным каналам и оформляют заказы, некоторые родители заказывают постельное белье еще за много месяцев до рождения ребенка. Мы можем обсудить заказ онлайн либо заказчик может прийти к нам в мастерскую и согласовать ткань, тип и цвет модели. Мы подробно проговариваем все детали, потому что именно детали делают набор «родным». Клиент должен знать все вплоть до того, какие нитки мы будем использовать, какую сделаем вышивку, нужны ли именные инициалы.
Если надо зарисовать эскизы, мы их делаем, но обычно для согласования хватает видео и фотографий. Мы постоянно поддерживаем связь с клиентом, за две-три недели до пошива детально все проговариваем и, если нужно, вносим изменения.
Раньше мы активно сотрудничали с блогерами, давали им свои изделия и получали красивые студийные фотографии, которые могли у себя размещать. Сейчас мы проводим фотосессии у себя в студии — у нас есть разные типы кроваток, белые и фиолетовые стены, оборудование для фотосъемки.
Нам сложно делать выездные фотосессии — нужно разбирать кровати, перевозить их и собирать заново, изделия в пути мнутся и нужно возить с собой парогенераторы. Мы пришли к выводу, что нам проще организовать минифотостудию у себя в мастерской — она позволяет нам делать аккуратные фотографии в одной стилистике. Но мы готовы организовать выездные фотосессии, если такими будут, например, требования журнальных съемок.
Трудности
За четыре года рынок сильно изменился, появилось много подражателей. Когда мы публикуем фотографии заказов, через два-три дня на Avito, во «ВКонтакте» и в Facebook появляется огромное количество копий. Наверное, нам было бы выгоднее продавать дизайны наборов.
Другие компании стараются копировать модели комплектов и демпинговать, но надо обращать внимание на материалы и понимать, что качество пошива на промышленном оборудовании и на обычной швейной машинке будет отличаться.
Проблемы всегда приходят неожиданно: ткани застряли на таможне, оборудование сломалось в самый непредвиденный момент, курьер не туда отвез заказ. Мы стараемся вовремя договариваться с поставщиками и клиентами, обсуждать проблемы в коллективе.
Большая статья затрат — это аренда, в Подмосковье мы могли бы снизить ставку в семь раз, но нам важно работать в Москве, потому что клиенты могут приехать к нам в студию и оценить качество.
Мы планируем добавить в линейку товаров более статусные вещи. Клиенты становятся все требовательнее, и мы боремся за первенство дизайнов, стараемся опережать тенденции.