Как упростить работу с первичными документами — СКБ Контур

Как упростить работу с первичными документами

16 сентября 2018 8 477

Чтобы своевременно получить первичку, приходится потратить немало времени. Кроме того, ее нужно без ошибок заводить в учет, правильно хранить, быстро находить при проверках. Как при решении таких задач избавиться от рутины, избежать авралов и возможных санкций, которые грозят за нарушение этих правил?

Елена Космакова

Получение документов

Традиционно бумаги передаются из рук в руки, часто с опозданиями, порой теряются. Если в игру вступают курьер или «Почта России», повышаются финансовые и временные издержки, приходится тратить время на звонки и напоминания, а передача документов все равно откладывается до последнего момента. В итоге бухгалтеру, особенно удаленному, чтобы получить документы от директора и менеджеров вовремя и в полном объеме, нужно приложить немало усилий.

«Гаджетный» директор не беспокоит бухгалтера в неурочное время, даже если договорился о сделке с клиентом в субботу и не готов ждать до утра понедельника, чтобы выставить счет. Такой директор сам выставляет счета, делает акты, может посмотреть выписку банка.

Чтобы стимулировать сотрудников передавать документы вовремя, объясните директору важность своевременного получения первички для корректного учета и отчетности. Это позволит избежать штрафов и претензий от налоговой, а еще получать все вычеты по НДС и не нести финансовых потерь. Согласуйте с руководителем санкции для менеджеров, которые передают первичку с опозданием. Например, закрепите в локальном нормативном акте сроки передачи первички, от соблюдения которых будет зависеть премиальная часть зарплаты сотрудников.

Чтобы оперативно заводить документы в учет, можно принимать сканы документов. Главное договориться о едином канале их передачи — электронной почте или мессенджере, чтобы избежать путаницы и потерь.

— В нашем сервисе есть чат для общения с клиентом, и директора передают сканы прямо через чат. Бухгалтеру удобно отслеживать документы в этом канале, — рассказывает Татьяна Евдокимова, эксперт веб-сервиса Контур.Бухгалтерия.

Правда, при работе со сканами остается проблема с получением оригиналов по привычным каналам и появляется риск дублирования документов. Поэтому можно перейти на следующий уровень — и начать работать с электронными юридически значимыми документами в бухгалтерской программе или сервисе. Это позволит оперативно отправлять и получать документы от поставщиков и покупателей, распознавать сканы накладных, автоматически загружать банковскую выписку.

— Электронный документооборот — это отличный способ своевременно получать большую часть первички, — считает Татьяна Скуратова, руководитель консалтинговой группы «Бизнес Онлайн». — Мы стараемся максимально подключить клиентам эту возможность, тем более что она включена в тарифы Контур.Бухгалтерии у всех наших клиентов. Нужно сделать только пару кликов, чтобы настроить.

А еще можно дать ограниченный доступ директору и сотрудникам к бухгалтерской программе или сервису, чтобы они ничего не испортили в учете, но в то же время могли в любое время выставлять счета и заводить накладные, делать сверки расчетов и владеть информацией по дебиторке. И тогда не придется «трясти» с них документы в конце месяца.

Выставление счетов в неурочное время

Предоставить директору возможность формировать документы, от которых зависит скорость оплат и сделок, — значит решить еще одну проблему. Собственники малого бизнеса часто очень щепетильны в вопросах сроков подготовки такой первички. Если директор договорился о сделке с клиентом в субботу, он не готов ждать до утра понедельника, чтобы выставить счет, ведь от этого зависит оплата. Такие руководители часто требуют не только от аутсорсеров, но и от штатных бухгалтеров формировать первичку в кратчайшие сроки независимо от дня недели и времени суток. Когда директор может это сделать сам, он реже беспокоит бухгалтера.

— Наш основной клиент — это «гаджетный» директор, который вовлечен в бухгалтерию. Он сам выставляет счета, делает акты, может посмотреть выписку банка, — рассказывает Светлана Шевелева, директор бухгалтерской фирмы ООО «Контакт». — Как показала практика, наиболее успешные и долгосрочные отношения выстраиваются тогда, когда директор и сам работает в бухгалтерии, и одновременно может контролировать работу бухгалтера. Он воспринимает это как неотъемлемую часть сервиса в бухгалтерском аутсорсе, прозрачность и доступность того, что мы делаем.

Как убедить директора работать с первичкой в электронном формате: памятка для бухгалтера

Порой предприниматели опасаются переходить на цифровой документооборот. Работать с бумагами им привычнее. Вот несколько аргументов, которые помогут вам убедить директоров.

  1. Оригиналы документов должны храниться в надежном месте — в офисе директора, который по закону отвечает за предоставление первички налоговикам.
  2. Право выставлять счета и заводить документы дает директору независимость от занятости бухгалтера и позволяет оперативно получать оплаты от клиентов.
  3. Самостоятельное заведение в бухгалтерскую программу части документов — это основание для снижения платы за обслуживание (и это существенный плюс для микро- и малого бизнеса, ресурсы которого весьма ограничены).
  4. Технологичные формы взаимодействия имеют цель — обезопасить директора от претензий и штрафов налоговиков, а также снизить налоговую нагрузку (корректные вычеты по НДС).

Заведение первичных документов в учет

«Ручная» обработка первички — кропотливое и утомительное занятие, которое съедает львиную долю рабочего времени. Приходится в каждом документе проверять, все ли реквизиты и подписи проставлены, отвечает ли он требованиям закона. И это все равно не исключает ошибок. Чтобы минимизировать рутинную работу, нужно максимально автоматизировать эти процессы, оставив за собой только контроль и решение более сложных задач.

Так, интеграция бухгалтерской программы с банком позволяет автоматизировать разнесение банковской выписки, быстро формировать платежки и отправлять их в интернет-банк, где клиенту останется их только подписать. Вместо того чтобы усердно переносить данные, бухгалтеру достаточно лишь контролировать правильность заполнения строк и делать проводки.

Объясните коллегам важность своевременного получения первички для ведения учета и отчетности. Пропишите санкции для менеджеров, которые передают первичку с опозданием. Договоритесь о едином канале передачи сканов, чтобы оперативно заводить документы в учет.

Чтобы быстро заводить документы, можно также использовать систему распознавания сканов накладных в бухгалтерских программах. Она сама определяет номенклатуру, количество, цену товаров, а при сомнении в правильности распознавания обратит на это ваше внимание.

Чтобы сэкономить время, которое тратится на ввод данных или устранение ошибок распознавания сканов, переходите на электронные юридически значимые документы. Они вводятся в учет в несколько кликов. Ошибки, возникающие при «ручной» обработке первички, а также расхождения при налоговой сверке с контрагентом при работе с ЭДО исключены. Ведь все работают с одним и тем же документом, подписанный экземпляр которого изменить нельзя.

Хранение и систематизация первички

Для хранения бумаг приходится выделять офисные площади, закупать стеллажи и папки. Это влечет дополнительные расходы на аренду и оборудование. Также нужно следить за полнотой первички, а документы располагать в удобной системе, чтобы в случае налоговой проверки не возникло проблем с поиском и предоставлением большого объема бумаг.

Штатному бухгалтеру придется заниматься бумажным архивом самостоятельно, а удаленные специалисты могут перепоручить эту задачу клиенту и принимать от него сканы первички или электронные документы.

— Поясните клиенту, что первичка — это ЕГО документы, — советует Елена Спирова, финансовый директор аутсорсинговой компании ООО АК «ЮрфинэкС». — Ответственность за их наличие и сохранность всегда несет директор, и отдавать оригиналы кому-нибудь (даже если это прописано в договоре) не совсем верно.

Составьте для директора инструкцию по хранению первички в его офисе. Убедите его, что в этом случае оригиналы не потеряются, как это могло бы случиться, например, при прекращении сотрудничества с удаленным бухгалтером.

— В случае утери документов клиент может компенсировать свой коммерческий риск в том размере, в котором он будет прописан в договоре, — продолжает Елена Спирова. — При этом клиент не освобожден от обязанности восстановить первичку. Последствия могут быть значительно большими, чем компенсация от фирмы за утерю документов.

Чтобы сэкономить время, деньги и офисную площадь, переносите архив в цифровой мир. От бумажных документов можно отказаться полностью или частично.

Современные сервисы систематизируют размещение сканов и электронных документов в электронном архиве. Это существенно облегчает хранение и поиск первички. Можете прикрепить скан к заведенному электронному документу, а потом легко найти его при налоговой проверке. В списках бухгалтерского сервиса легче следить за недостающей первичкой, закрытием сделок, оплатами и документами по ним.

— Файлохранилище в Контур.Бухгалтерии позволяет отражать все файлы, которые были переданы бухгалтеру, и помечать обработанные, а недостающие документы видеть в списках операций, — рассказывает Татьяна Евдокимова.

Вам также могут быть интересны другие статьи:

Экстерн
Сдача любых видов отчетности во все контролирующие органы: ФНС, СФР, Росстат, РАР, РПН
Узнать больше
Елена Космакова
Экстерн
Сдача любых видов отчетности во все контролирующие органы: ФНС, СФР, Росстат, РАР, РПН
Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий