Приложение изначально включало функции, которые максимально облегчают работу самозанятых. Оно не просто позволяет зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный налог, но и обеспечивает взаимодействие между самозанятыми и налоговыми органами, при этом заменяет кассу и отчетность. Опции приложения постоянно обновляются и расширяются.
На сегодняшний день льготный налоговый режим для самозанятых действует по всей России. Зарегистрироваться в качестве самозанятого и легально вести бизнес можно с помощью приложения «Мой налог», которое доступно в GooglePlay и App Store. Также можно воспользоваться личным кабинетом «Мой налог».
Порядок использования мобильного приложения «Мой налог»
В феврале 2022 года ФНС выпустила Приказ от 14.02.2022 № ЕД-7-20/106@, в котором определила порядок использования мобильного приложения «Мой налог». В нем поэтапно описаны все сценарии работы с сервисом:
- при постановке на учет в качестве налогоплательщика;
- при снятии физлица с учета в качестве налогоплательщика;
- для определения состава передаваемых в налоговый орган сведений о расчетах и порядок их передачи;
- для корректировки ранее переданных сведений о сумме расчетов;
- для уплаты сумм налога;
- для уплаты страховых взносов;
- порядок направления налогоплательщикам документов (информации), сведений при использовании приложения.
Регистрация в приложении «Мой налог»
Чтобы официально стать самозанятым, нужно выбрать один из способов регистрации в приложении: по паспорту РФ или через личный кабинет, который используется для доступа на сайт nalog.ru.
Регистрация через личный кабинет физического лица
Производится с помощью ИНН и пароля. На сайте ФНС уточняется, как стать пользователем личного кабинета, если вы не используете сайт nalog.ru: нужно обратиться в любую налоговую инспекцию для получения учетной записи (на эту процедуру уйдет не более 15 минут).
Процедура состоит из четырех шагов:
- Указывается номер телефона (лучше вводить номер, которым пользуетесь и имеете доступ), получаете код по СМС и с его помощью подтверждаете номер.
- Указывается регион, в котором осуществляется деятельность (может отличаться от региона, где вы живете и физически находитесь).
- Вводится ИНН и пароль, который используется для доступа в личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru.
- Придумывается пин-код для входа в приложение.
Регистрация по паспорту
Схема удобна для тех, у кого нет доступа к личному кабинету. Достаточно отсканировать паспорт через приложение (документ помещается в обозначенный контур, затем нажимается кнопка «Распознать»). Также нужна фотография — ее можно сделать на камеру смартфона.
Процедура включает пять этапов:
- С помощью кода по СМС подтверждается номер телефона.
- Указывается регион, в котором осуществляется деятельность.
- Сканируется паспорт через камеру телефона. Программа распознает данные для заполнения заявления.
- Делается фотография на камеру телефона, с которого осуществляется регистрация.
- Заявление уходит в налоговую.
Функции приложения
Мобильное приложение «Мой налог» позволяет не только зарегистрироваться с телефона. С его помощью можно легко сформировать и отправить клиенту чек, отслеживать начисление налогов, получать уведомления о сроках уплаты. Это приложение заменяет кассу и отчетность.
В приложении доступна функция автоплатежа — можно настроить списание налога с привязанной банковской карты. Обратите внимание, что привязанная карта предусмотрена только для уплаты налога на профессиональный доход. ФНС уверяет, что не отслеживает операции по счетам этих карт.
В приложении «Мой налог» есть и другие удобные функции:
- просмотр истории платежей;
- справочник видов деятельности (не нужно искать вид деятельности в длинном перечне, так как он разбит на категории, при выборе которых появляется список профессий).
Безналичная оплата товаров и услуг самозанятого
В феврале 2022 года в приложении «Мой налог» появилась опция, которая упрощает взаимодействие самозанятых с клиентами, — это возможность проводить оплату товаров и услуг самозанятого безналично. Теперь налогоплательщик может сформировать счет, а покупатель его оплатит в режиме онлайн.
Перед подключением опции нужно в приложении в разделе «Платежи» ознакомиться с условиями по услугам эквайринга от банков — партнеров ФНС. После подключения при формировании счета в разделе «Новая продажа» станет доступен способ оплаты «Онлайн-оплата».
При оплате средства автоматически поступают от платежного агента на счет в банке по номеру телефона самозанятого через систему СБП.
ФНС предупреждает, что размер комиссии и условия проведения платежей определяются платежными агентами. С ними можно ознакомиться в разделе «Платежи» в профилях платежных агентов.
По безналичной оплате товаров и услуг самозанятого ФНС выпустила специальную памятку.
Уплата взносов в Пенсионный фонд
Плательщики налога на профессиональный доход не уплачивают фиксированные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Однако при желании они могут уплачивать добровольные взносы в Пенсионный фонд. Это можно делать, как и всё остальное, через приложение «Мой налог». Достаточно подать соответствующее заявление через приложение (лично обращаться в региональное отделение ПФР не нужно).
Формировать отчисления можно:
- единовременным платежом;
- произвольной суммой.
При уплате страховых взносов не менее фиксированного размера в страховой стаж засчитывается один календарный год. В 2022 году сумма составляет 34 445 руб. за полный календарный год.
На сайте ФНС уточняется, что расчет размера стоимости страхового года производится с даты регистрации в ПФР до конца календарного года. При уплате страховых взносов, не превышающих минимального размера, в стаж будет засчитан период пропорционально произведенному платежу.
В приложении «Мой налог» можно мониторить состояние своего лицевого счета в ПФР.
Как отправить чек
Для этого вам потребуется номер телефона или электронная почта покупателя. Нужно указать, какую сумму и за что вы получили, наименование товара или услуги (должно соответствовать реально оказанной услуге или проданному товару). После этого выбирается плательщик — физлицо или юрлицо (в этом случае потребуется ИНН).
На сумму в чеке автоматически начисляется налог.
Что делать, если чек формируется при отсутствии интернета
Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ (далее — Закон № 422-ФЗ), самозанятый обязан сформировать и передать покупателю чек в момент расчета наличными денежными средствами или с использованием электронных средств платежа. При расчетах в безналичном порядке чек нужно сформировать и передать не позднее 9 числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.
Сформировать и передать чек можно:
- в электронном виде;
- на бумажном носителе (например, распечатать на принтере).
Если покупатель предоставил номер телефона или адрес электронной почты, то чек можно направить туда.
В Письме ФНС РФ от 27.07.2020 № АБ-3-20/5461@ разъясняется, что в момент отсутствия подключения к интернету у налогоплательщика при совершении расчетов есть возможность сформировать чек в мобильном приложении. Причем в реквизитах чека будут указаны дата и время фактического формирования.
Как только подключение к интернету появится, сформированные чеки будут отправлены в налоговый орган.
Как контролировать доходы и начисления
В приложении есть возможность просмотра всех выставленных чеков за любой период и начисленных сумм налога.
При начислении налога появится напоминание о сроке уплаты — до 25 числа следующего месяца. При нарушении срока уплаты возникает задолженность, о чем налогоплательщик тоже ставится в известность с помощью уведомления.
Для удобства уплаты налога можно привязать банковскую карту к приложению. Также есть возможность платить по квитанции, то есть формировать платежный документ.
Так вы быстрее получите ответ.