Маркировка товаров в розничной торговле — СКБ Контур

Что изменится в розничной торговле после введения маркировки товаров

28 января 2019 8 1315

В 2019 году в три этапа вводится обязательная маркировка некоторых видов товаров. На примере продажи табака рассказываем, что нужно сделать продавцам, чтобы торговать по новым правилам и избежать штрафов, а также о том, как происходит процесс оборота маркированной продукции.

Владимир Поздняков

Маркировка: сроки введения и перечень продукции

Чтобы снизить оборот контрафактной продукции в России, Минпромторг принял решение о введении обязательной маркировки для некоторых групп товаров. Маркировка — это нанесение уникального кода DataMatrix на товар, упаковку или ярлык во время производства. Контролировать и отслеживать этот процесс ведомство будет с помощью  системы «Честный знак».

В Распоряжении Минпромторга России от 28 апреля 2018 года №792-р указан перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке средствами идентификации, а также сроки её введения. Так, в 2019 году маркировку для некоторых товаров введут в три этапа — 1 марта, 1 июля и 1 декабря.

Перечень продукции, которая подлежит маркировке в 2019 году

Сроки введения обязательной маркировки могут измениться, так как зависят от результатов эксперимента с участием представителей разных сегментов рынка.

Коды ТН ВЭД
(товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности)
Перечень товаров Исключения
1 марта 2019 года
Табачная продукция — код 2402 Сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей, а также содержащие табак  —
1 июля 2019 года
Обувь — коды 6401, 6402, 6403, 6404, 6405 Детская, женская, мужская обувь с подошвой или с верхом из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи, текстильных материалов, дерева, пробки. Сюда же относятся ботинки для лыж, сноуборда, коньков, спортивной борьбы, бокса, велоспорта Ортопедическая обувь, изделия из асбеста или без подошвы, игрушечная или бывшая в употреблении обувь
1 декабря 2019 года
Духи и туалетная вода — код 3303 00 Расфасованные для розничной продажи смешанные или несмешанные продукты (кроме водных дистиллятов и водных растворов эфирных масел), которые можно использовать в качестве товаров
Шины и покрышки пневматические резиновые новые — код ТН ВЭД 4011 Шины и покрышки для легковых, гоночных, грузопассажирских автомобилей, автобусов, воздушных судов, мотоциклов, велосипедов, моторных транспортных средств для перевозки грузов. В эту же группу входят машины для сельского и лесного хозяйства, строительства, горного дела и промышленности
Предметы одежды — код 4203 10 000 Изделия из натуральной или композиционной кожи, включая перчатки, рукавицы, митенки, в том числе спортивные или защитные. В эту группу также входят фартуки и другая защитная одежда, подтяжки, пояса, патронташи и напульсники, кроме ремешков для часов
Трикотажные блузки для женщин или девочек (код 6106) Изделия могут быть из хлопка, шерсти, льна, химических нитей и других текстильных материалов Одежда с карманами ниже талии, с эластичным поясом или другими средствами затягивания на нижней части, а также изделия с плотностью вязки в среднем менее 10 петель на 1 линейный сантиметр в каждом направлении
Пальто, куртки и аналогичные изделия для мужчин, женщин и детей (коды 6201 и 6202) К подконтрольным товарам относятся также полупальто, накидки, плащи, ветровки, штормовки, спортивные куртки. Изделия могут быть из хлопка, шерсти, волоса животных, химических нитей и других текстильных материалов Изделия из ваты или трикотажа машинного или ручного вязания, а также одежда, бывшая в употреблении
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное — код 6302 Продукция может быть произведена из хлопка, шерсти, льна, шелка, трикотажа, волокна рами, химических нитей и другого текстиля, а также из нетканых материалов
Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки — код 9006 Зеркальные, пленочные и матричные фотоаппараты, в том числе одноразовые и с моментальным получением готового снимка, а также фотокамеры для подводной и аэрофотосъемки, для медицинского или хирургического обследования, для судебных или криминалистических целей

Процесс оборота маркированной продукции

1. Производство.

По запросу производителя Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) генерирует уникальные коды для нужного количества новой продукции. В заводских условиях производитель наносит присланные от ЦРПТ коды на все виды упаковки.

Далее производитель сообщает ЦРПТ, какие коды он использовал. Эти же коды указываются в первичных документах, которые оформляются при продаже оптовикам. В рамках эксперимента данные о маркировке передаются в форме универсальных передаточных документов (УПД), которые нужно подписывать УКЭП.

2. Перемещение между организациями или точками.

Отправители и получатели груза сообщают в систему МОТП, что приняли продукцию — подписывают электронный УПД. Чтобы сохранялась прослеживаемость движения кодов, при получении груза рекомендуется сканировать упаковки.

3. Получение в точке продажи.

Магазин получает маркированный товар от поставщика и товарные накладные в бумажном (на время переходного периода) или электронном виде. В системе электронного документооборота (ЭДО) товаровед видит УПД для данной поставки. УПД содержит не только информацию из накладной, но и коды каждой промаркированной упаковки. Сотрудник подтверждает или отклоняет поставку через ЭДО, подписывая входящий УПД при помощи УКЭП.

4. Продажа (вывод из оборота).

Кассир считывает 2D-сканером код с пачки, продавая ее покупателю. Касса отправляет в адрес ОФД данные о продаже. ОФД отправляет фискальные данные в налоговую, а сведения о кодах — в ИС МОТП. После этого система знает, какие именно коды выведены из оборота, а значит, больше не должны встречаться в обороте.

market

Подключите модуль «Маркировка» в сервисе Контур.Маркет. Принимайте документы на маркированный табак и отчитывайтесь о продажах в систему мониторинга.

Как торговать по новым правилам

Правила розничной торговли после введения маркировки изменятся — продавцам нужно будет дополнительно регистрироваться в специальных системах и закупать оборудование.

Рассмотрим для примера, что потребуется сделать табачной рознице, чтобы торговать по новым правилам:

1) зарегистрироваться в ИС МОТП — информационной системе мониторинга оборота табачной продукции (для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись — УКЭП);

2) подключиться к системе юридически значимого электронного документооборота, чтобы контрагенты обменивались документами о поставке табака (после подписания обеими сторонами документ получает ИС МОТП и на основании него фиксирует факт передачи права собственности на коды, которые нанесены на товар);

3) приобрести 2D-сканер, чтобы кассир при продаже сигарет сканировал код с упаковки;

4) обновить кассовое программное обеспечение, чтобы касса отправляла через оператора фискальных данных код с пачки в систему МОТП.    

Санкции за нарушения

За оборот табачных изделий без маркировки в законодательстве предусмотрена конфискация предметов правонарушения и штраф. Для физлиц штраф составит 4–5 тыс. руб., для должностных лиц — 10–15 тыс. руб., для юрлиц — 200–300 тыс. руб. (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ).

Однако эксперты полагают, что в данной редакции КоАП под термином «маркировка» следует понимать упаковки с акцизными марками, а не продукцию, которая контролируется с помощью «электронных средств идентификации». Этот термин появится в Федеральном законе от 23.02.2013 № 15-ФЗ только с 1 марта 2019 года, когда вступят в силу поправки Федерального закона от 29.07.2018 № 272-ФЗ.

Владимир Поздняков, эксперт по ЕГАИС, маркировке и ФГИС «Меркурий» сервиса Контур.Маркет

Маркет
Учет товаров от поставки до продажи, работа с ЕГАИС, Меркурием, Маркировкой. Онлайн-касса для работы по новым правилам
Узнать больше
Владимир Поздняков
Маркет
Учет товаров от поставки до продажи, работа с ЕГАИС, Меркурием, Маркировкой. Онлайн-касса для работы по новым правилам
Узнать больше

Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
5 комментариев
ИД
Ирина Даниленко 15 февраля 2019
Интересно, как будет работать возврат товара. Алкоголь, мясо и молочка понятное дело не возвращается. А если я продам куртку или ботинки или халат трикотажный, а человек принес домой и понял что курточка ребенку или мужу маловата, надо больше размер брать. Как делать возврат товара если маркировка и код погашены, выведены из оборота при продаже на кассе? Или эти товары уже не имеют права быть возвращены и надо сейчас готовить покупателей к тому, чтобы думали сразу что покупают?
https://kontur.ru/market
Владимир Поздняков 21 февраля 2019
Добрый день!
На текущий момент утверждённого регламента нет не только для возвратов, но и для вывода. Тем не менее, возврат в любом случае оформляется, а дальнейший процесс будет зависеть от читаемости кода маркировки.
1. Если код читаем, то он записывается на баланс организации в ГИС Мониторинга служебным документом.
2. Если код не читаем, то запрашивается новый. Для этого потребуются дополнительные данные, например, код товарной номенклатуры согласно ТНВЭД. И уже он записывается на баланс организации.
Схема пока предварительная и может измениться до официального утверждения, но можно ориентироваться на то, что возвраты запрещать не будут.
ИД
Ирина Даниленко 3 июня 2019
То есть "Для этого потребуются дополнительные данные, например, код товарной номенклатуры согласно ТНВЭД.." все таки будет какой-то общий список номенклатуры товаров? А то каждый оптовик на один и тот же товар свои названия пишет и не знаешь как их в базу заносить. И будет ли этот единый список номенклатуры в Маркете? Я уже писала, что хорошо бы единую базу номенклатуры, чтобы Бухгалтерия с Маркетом не расходилась, если сейчас пока невозможно сделать интеграцию продаж в бухгалтерию, то хотя бы общая база товаров....
Еще бы производителей обязали названия продукции писать по списку этого самого ТНВЭД... а то кто во что горазд.... Такой бардак в базах получается.... Оно-то им конечно, хорошо, так воровать удобнее))))) Но мне как предпринимателю и бухгалтеру с прозрачным бизнесом совсем неудобно((
Спасибо, что делаете все возможное!
ЛГ
Людмила Горева 7 марта 2019
Опять новые расходы на программы,оборудование и одновременно с этим насильственный переход с ЕНВД на другие системы налогообложения, т.к. ЕНВД нельзя применять при торговле товарами,подлежащими обязательной маркировке.
Опять нагрузка на персонал . Доходы не растут, т.к. у населения нет денег,а все виды затрат(временнЫе,трудовые,финансовые) множатся в геометрической прогрессии. При этом непонятно,как это поможет в борьбе с контрафактом, если это новое правило только для российских производителей. Непонятно , как это отразится на импорте,например,блузок. Кто их должен будет маркировать? Та организация,которая завезла их в РФ? Это может быть один розничный магазин,который старается расширить ассортимент. Получается,что этому магазину надо регистрироваться в каких-то системах,покупать оборудование и программы,как производителю товара?
По-моему,это нововведение крайне преждевременно для нашей нищей розницы,которую организовали и тянут энтузиасты- семьи,отдельные героические личности. Нет дохода сейчас в рознице,есть необходимость- просто выстоять и дождаться лучших времен. Но с такими нововведениями малая розница просто обрушится. Это ,конечно,на руку западным крупным производителям одежды,все мы будем в итоге работать на западные компании,разучимся думать,действовать,предпринимать...
Вредоносно это все для России.
Наверное,это вводится для получения доходов приближенных к правительству продавцов оборудования- касс-онлайн,разных сканеров и т.д., Это также даст доп. доходы it-фирмам, наполнит пустой бюджет за счет штрафов,а торговле- опять одни расходы и проблемы.
Если есть такое желание все контролировать и учитывать,то надо выдавать все оборудование и программы бесплатно .
Для ИП ввели компенсацию онлайн-касс,а для ООО -не ввели. А если ООО- это один учредитель, и он просто избрал эту форму организации бизнеса? Почему бы не разобраться в этом вопросе и не ввести для ООО-микропредприятий тоже компенсацию за все
нововведения(оборудование,программы). Где вдумчивый подход к развитию деловой активности россиян? Где государственный подход?
КВ
Константин Вакулин 3 июня 2019
Здравствуйте!
Как торговать товаром после введения требования маркировки, который был закуплен к примеру до этого момента?
У нас обувь, и закупка 2 раза в год. Сейчас уже закупили , реализовывать будем до следующей закупки в сентябре, продавать без знаков маркировки, и до какого времени?