Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
У каждого бухгалтера собственный взгляд на организацию сверки взаиморасчётов: сегодня в России нет официально утверждённой формы акта сверки. Какие они, правила взаиморасчётов на практике, рассказали бухгалтеры разных компаний из двух высокотранзакционных отраслей — строительной и ритейла.
Единого формата акта сверки, общего для всех компаний, нет. Чтобы провести сверку, стороны должны договориться о формате акта сверки, который будут использовать при сотрудничестве. Акты сейчас существуют в трех вариантах: бумажный документ, excel- и xml-файл.
Мы спросили бухгалтеров, в каком формате они чаще всего проводят сверку.
Елена Щавровская:
— Если мы выступаем как поставщики для крупных сетевых магазинов, то при взаимодействии с ними вся сверка взаиморасчётов проходит в электронном виде. Как правило, сверяется вторая сторона, запрашивая у нас информацию. Если же речь идёт о работе с нашими поставщиками, когда в качестве покупателя выступаем мы, то поставщик предоставляет нам акт сверки в любом формате.
Галина Бабинова:
— Мы работаем с контрагентами по всей России, поэтому в основном используем электронную сверку взаиморасчётов — это очень удобно. Жаль, что мы не можем принимать все счета-фактуры в электронном виде. Как бухгалтер я не всегда знаю, получили клиенты поставку или нет, мне требуется подтверждение — подпись ответственного на складе, например. Поэтому иногда мы ждём подписанный бумажный документ с синей печатью.
Татьяна Субботина:
— Мы используем разные форматы акта сверки — всё зависит от того, с каким документом может работать конкретный контрагент. Не каждое предприятие может себе позволить электронную сверку — она недешёвая. С большей частью партнёров мы проводим сверку взаиморасчётов на бумаге и в Excel.
Наталья Илясова:
— Некоторые наши контрагенты — преимущественно крупные торговые сети — хотят электронный документооборот и автоматизированную сверку взаиморасчётов, с ними мы перешли на электронный формат сверки. Однако статистика показывает, что чаще мы сверяемся с контрагентами на бумаге.
Елена Хазова:
— Мы работаем со всеми типами актов сверки. Чаще всего проводим сверку в Excel, поэтому процесс сверки для нас весьма трудоёмкий. Например, для одной из торговых сетей мы разработали специальный отчёт «Сравнение акта сверки с покупателем», поскольку сверки с ней проводим ежеквартально при большом количестве документов — реализации, оплат, взаимозачётов. Есть ещё две торговые сети, которые отправляют акт сверки через Диадок в формате xml. И только один крупный контрагент автоматизировал процесс сверки взаиморасчётов — это самый удобный и быстрый способ.
Законодательно регулярность проведения сверки взаиморасчётов не зафиксирована, акт сверки может быть составлен за месяц, квартал, год или даже за весь период работы. Между тем регулярные сверки помогают избегать ошибок в отчетности и делают отношения между контрагентами прозрачнее. О том, как часто стоит сверяться, рассказали бухгалтеры.
Елена Щавровская:
— На каждом предприятии должен существовать регламент как часть внутреннего документооборота, где указано, с какой периодичностью необходимо проводить сверку. Каждая компания сама для себя определяет, как часто следует сверять взаиморасчёты, и указывает это во внутреннем документе или в договоре поставки. Обычно именно договор поставки и служит регламентом: в нём указано, что каждая сторона по истечении определённого срока, например, месяца или квартала, предоставляет акт сверки.
Елена Хазова:
— С крупными торговыми сетями и оптовыми покупателями мы проводим сверку ежемесячно. Частота в этом случае обусловлена большим оборотом документов. Ежемесячная сверка помогает нам устранять ошибки, своевременно учитывать «вычерки», «недовозы» и возвраты продукции. С небольшими торговыми сетями и розничными контрагентами мы проводим сверки ежеквартально.
В акте сверки есть три классических параметра: дата, номер документа и сумма. Бывает, что у предприятия есть потребность добавить дополнительное поле, убрать или изменить один из параметров. У бухгалтеров разные точки зрения на этот вопрос.
Елена Хазова:
— Мы используем три основных параметра. Кроме того, дополнительно формируем сверку по параметру «договор». Когда работаем с крупными федеральными покупателями, используем параметр «регион».
Любовь Науменко:
— Стандартно мы сверяемся по четырём параметрам: дате, номеру документа, наименованию документа и сумме. По требованию контрагента мы добавляем в акт сверки ещё одно поле — адрес.
Сверяться с контрагентами можно быстрее! Обычно сверка 400 операций занимает 18 часов. Контур.Взаиморасчёты помогут свериться за 4 часа.
ПопробоватьКогда одна из сторон не согласна с данными акта сверки, она может выразить своё несогласие, оформив акт сверки с расхождениями. Причины могут быть разными: неверные сведения, ошибки в расчётах, расхождения в периоде отражения. Мы узнали у бухгалтеров, стоит ли подписывать акты сверки с расхождениями.
Елена Щавровская:
— Если есть расхождения, мы подписываем акт сверки и указываем их причину со ссылкой на те документы, по которым у нас с контрагентом разногласия.
Галина Бабинова:
— Мы никогда не подписываем акт сверки с расхождениями. У нас всё должно быть копейка к копейке: нам выписали счёт, мы его оприходовали, оплатили, сумма есть. Какие могут быть расхождения?
Наталья Илясова:
— Иногда мы подписываем акты сверки с расхождениями, но редко. В этом случае мы добавляем запись: «Расхождения на такую-то сумму». Но в основном ситуация иная: например, мы провели операцию 30 июня, в последний день месяца, а покупатель провёл её 1 июля, когда документы фактически поступили.
Татьяна Субботина:
— Электронные акты сверки мы подписываем без расхождений. А когда проводим сверку на бумаге и видим несоответствия, то мы можем подписать акт с расхождениями — с корректировкой в следующем периоде.
Бизнесу необходимо идентифицировать риски перед тем, как сдавать отчётность, чтобы в итоге свести к минимуму ошибки, зафиксировать задолженности контрагентов и избежать штрафов и проблем с поставками. Предприятия используют разные инструменты, и мы узнали у бухгалтеров, какие именно.
Татьяна Субботина:
— Мы запрашиваем у поставщиков оригиналы документов, чтобы в случае камеральных проверок мы могли предоставить их ФНС.
Бывает, что свериться нужно до копеечки. Если продукция в штуках — сверяться проще, поскольку цена в таком случае просто умножается на количество штук. Если продукция в килограммах, то при сверке в итоге появляется разница в копейках. Если эта разница больше копейки, она влияет на расчёт НДС. Поэтому акт сверки обязателен, мы прописываем это в договорах с контрагентами.
Елена Щавровская:
— Мы используем сверку взаиморасчётов для минимизации рисков перед сдачей отчётности. Благодаря сверке мы понимаем, каких документов у нас нет.
Елена Хазова:
— Чтобы минимизировать риски, сторонам необходимо подписать договор купли-продажи, зафиксировать санкции за несоблюдение условий договора и назначить ответственного менеджера и бухгалтера. Ещё компания должна проводить проверку отчётных и логистических документов, фиксировать поступление денежных средств за отгруженную продукцию и проводить сверки взаиморасчётов, чтобы контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженность.
Контур.Взаиморасчеты быстро сверит операции по трем параметрам: дате, сумме и номеру счета-фактуры или договора.
Отправить заявкуПодпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.