ООО «ТД «ЭЛЕКТРОТЕХМОНТАЖ» (ЭТМ) — российская компания, осуществляющая более 26 лет комплексные поставки электротехники, систем безопасности, строительного крепежа и инженерной сантехники.
ЭТМ сегодня:
- дилер № 1 (более 25 ведущих отечественных и зарубежных производителей электротехнической продукции в России, поставка продукции более 400 производителей);
- 6 региональных центров;
- 9 логистических центров;
- более 190 точек продаж;
- свыше 800 городов обслуживания;
- 7 000 сотрудников;
- более 130 000 клиентов.
Какие проблемы возникли в бизнес-процессах
Ввиду того, что компания ЭТМ осуществляет свою деятельность на территории всей РФ, её клиентская база насчитывает около 1 млн юридических лиц.
При сегментации базы выяснилось, что:
- часть клиентов совершала разовые покупки;
- часть клиентов «отвалилась», а данные по ним не актуализированы;
- часть клиентов не проработана или брошена;
- примерно 75 000 клиентов с действующими договорами поставки на разной стадии сотрудничества.
Основные сложности создавали кредитные договоры по продукции, отгружаемой клиентам компании в долг. Обработкой системной информации и проверкой контрагентов в ЭТМ занимается служба электронной безопасности (СЭБ), при этом количество сотрудников то же, что и 10 лет назад.
Как выглядел процесс кредитования (рассрочка, отсрочка платежа)
- Менеджер отправлял заявку на согласование кредита.
- Сотрудник СЭБ проверял компанию клиента в ручном режиме с использованием веб-версии программы проверки контрагентов.
- Взаимосвязь клиента с другими юридическими лицами собственников, имеющимися в клиентской базе ЭТМ, велась на память либо с использованием данных в электронных отчетах.
- В связи с увеличением объема заявок на кредитные договоры и при неизменном количестве сотрудников СЭБ существенно сократилось время на проверку одной заявки, что не могло не сказаться на качестве.
Этапы решения проблемы
Сложившаяся система создавала риски: отгрузка продукции в кредит могла быть произведена юрлицам, собственники которых уже имели задолженность в ЭТМ. Следствие такой работы — отсутствие контроля за ростом невозвратной дебиторской задолженности.
Необходимо было срочно исключить ошибки определения взаимосвязей кредитуемых организаций, при этом повысить скорость обработки информации без увеличения количества сотрудников штата службы безопасности.
На первом этапе требовалось идентифицировать действующих клиентов с кредитными договорами по связанным организациям.
На втором этапе нужно было применить те же связанные организации для идентификации среди всего пула клиентов — холдинги.
Реализация и нюансы проекта
В проекте приняли участие 4 человека из службы безопасности и отдела информационных технологий.
Интеграция по передаче связей генеральных директоров клиентов заняла 2 недели.
Интеграция по связям учредителей потребовала доработок с обеих сторон, и на нее ушло 2 месяца.
Передаваемые данные интегрированы в собственную базу учета, используемую только в ЭТМ.
Результаты внедрения Фокус API
В результате работы по API в клиентской базе ЭТМ происходит автоматическая привязка карточек друг к другу, у них существует взаимосвязь по действующему генеральному директору или учредителям.
Это позволяет видеть общую кредитную историю, которую отследить вручную достоверно невозможно, а также кредитную историю взаимосвязанных карточек клиентов для управления кредитными отгрузками.
Исключен человеческий фактор по ошибкам определения взаимосвязей кредитуемых клиентов. Повысилась эффективность обработки информации, что устранило потребность в расширении штата персонала.
Минимум в 2 раза сократились затраты, закладываемые в себестоимость резервов по проблемной дебиторской задолженности.
Сотрудники управления продаж заранее видят связи своего клиента с другими карточками клиентской базы и используют это в работе.
Сотрудники службы безопасности видят те же связи, контролируют действия сотрудников продаж по предоставлению корректной информации работы с дебиторской задолженностью при наличии взаимосвязанных клиентов.