Что будет с электронной подписью: новые сроки поправок к 63‑ФЗ

Выпуск № 44
25 марта

В конце декабря президент России утвердил поправки в Закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Изменения будут вступать в силу в течение двух лет и коснутся всех: и руководителей, и обычных сотрудников. Разберёмся, что именно поменяется.

34 комментария
АР
Арсен Рамазанов 7 апреля
Побольше таких статей
ЕБ
Евгений Быков 27 апреля
Добрый день!
Где будем получать ЭП
Сначала в статье пишите, что юрлицо сможет получать ЭЦП в ИФНС и УЦ:
Сейчас руководители компаний, сотрудники и простые граждане получают подписи в аккредитованных удостоверяющих центрах. Но с 1 января 2022 года УЦ не смогут выдавать подписи юрлицам — эти полномочия перейдут к Удостоверяющему центру ФНС и его доверенным УЦ, а также Центробанку и Казначейству.
Это значит, что с 2022 года руководителям коммерческих предприятий нужно будет получать свои подписи в налоговой или у её доверенных УЦ, руководителям кредитных организаций — в Центробанке, а руководителям госорганов — в Казначействе. Сотрудники предприятий и обычные граждане по-прежнему смогут получать ЭП в аккредитованных УЦ.
Но в конце пишите:
Подписи руководителям юрлиц начнут выдавать ФНС, Центробанк и Казначейство, подписи физлицам и сотрудникам компаний — оставшиеся на рынке аккредитованные УЦ.

Как все-таки предусмотрено 63-ФЗ с 2022 года?
ОК
Ольга Кураева 27 апреля
Евгений, добрый день!
С 2022 года руководители коммерческий организаций будут получать электронные подписи в ФНС или у ее доверенных УЦ, руководители банков и кредитных организаций — в Центробанке, руководители госорганов — в Казначействе. Остальным сотрудникам (не руководителям) и физлицам нужно будет получать подписи в аккредитованных УЦ.

Все тезисы, которые вы привели, верны. Просто в последней фразе под юрлицами мы понимали все организации — коммерческие, кредитные, государственные. Возможно, этим и ввели вас в заблуждение.
ЕБ
Евгений Быков 27 апреля
Добрый день, Ольга.
Не ясно, сможет ли УЦ, в случае если он получит статус Доверенного УЦ выдавать ЭЦП руководителям юридических лиц - коммерческим организациям. Либо руководителю коммерческой организации необходимо будет обращаться в ИФНС, а Доверенному УЦ остаются только физлица?
ОК
Ольга Кураева 28 апреля
Евгений, «доверенный» и «аккредитованный» — это разные виды УЦ. Доверенным может стать только аккредитованный УЦ, который соответствует дополнительным требованиям правительства. Доверенный УЦ сможет работать со всеми видами лиц — с руководителями юрлиц, сотрудниками и физлицами. Однако аккредитованный УЦ сможет работать только с физлицами и сотрудниками.
ЕБ
Евгений Быков 28 апреля
Спасибо.
СМ
Сергей Мастеров 29 апреля
Здравствуйте, Ольга
Разъясните пожалуйста по получение электронной подписи в ФНС с 01.01.2022 , Я бухгалтер и пользуюсь ПО Отчетность по ТКС . Мой руководитель этим никогда не занимался и заниматься не хочет . Правильно ли я понимаю что с указанной даты только он ЛИЧНО сможет получить подпись и только в ФНС ? И смогу ли я (как сотрудник организации -бухгалтер) получить подпись в любом оставшемся АУЦ далее составить доверенность и по-прежнему пользоваться программным обеспечением ? Или же этот АУЦ уже должен еще и стать Доверенным ?
ОК
Ольга Кураева 6 мая
Сергей, добрый день!
С 1 января 2022 года ваш руководитель сможет получить подпись в ФНС или ее доверенных УЦ. Для этого он может обратиться лично или дистанционно — используя действующую подпись или биометрические данные. Но заниматься отчетностью ему необязательно, это по-прежнему сможете делать вы.

Для работы с отчетностью вам нужно будет использовать подпись + электронную доверенность, которая подтверждает ваши полномочия на сдачу отчетности. Подпись вы сможете получить в аккредитованном или доверенном УЦ. Доверенность ваш руководитель должен будет подписать своей электронной подписью. Как именно будет выглядеть доверенность и как с ней нужно будет работать, мы пока не знаем — это власти разъяснят до конца 2020 года.
СМ
Сергей Мастеров 6 мая
Ольга, спасибо большое за ответ , вопрос вызывает промежуточный период с 1 июля и до конца года , смогут ли АУЦ выдавать подпить Руководителю или уже прийдеться обращаться в ФНС ?
ОК
Ольга Кураева 7 мая
Получать подпись в ФНС руководителю нужно будет с 2022 года. До этого получить подпись можно в аккредитованном УЦ. Что касается промежуточного периода с 1 июля 2020 года по 1 января 2021, когда будет переход на электронные доверенности, то пока ясно только одно — сотрудники, у которых в этот период на руках будут действующие подписи, смогут работать как прежде.
ПЛ
Павел Ланкевич 13 мая
Добрый день!

В начале статьи вы пишите про подписание электронных документов сотрудниками организации, не имеющими права действовать без доверенности:

"Если они захотят подписать документы от имени компании, то им нужно будет:
подписать документ личной ЭП;
подтвердить свои полномочия — приложить к пакету документов машиночитаемую доверенность, подписанную ЭП юрлица, или документ о полномочиях (для госслужащих)".

Подскажите, пожалуйста, на основании каких статей и пунктов вы делаете вывод об обязательности прикладывать к пакету документов электронную доверенность в подобном случае? Я проштудировал весь закон в новой редакции, но так и не нашел об этом явного упоминания.
Интересует ваше мнение как эксперта. Или, может быть, эти требования изложены в каком-то дополнительном нормативном акте, а не в самом ФЗ-63? Тогда огромная просьба дать ссылку на такой нормативный акт.
ОК
Ольга Кураева 13 мая
Павел, добрый день! Поправки, которые мы разбираем в статье, вносит Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ. В нем как раз сказано про электронную доверенность — «документ о полномочиях в машиночитаемом виде» (часть 14 статьи 1 476-ФЗ). Этот раздел можете найти на страницах 31-32 текста 476-ФЗ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912280086?index=30
ПЛ
Павел Ланкевич 14 мая
Ольга, здравствуйте!

Благодарю вас за разъяснение, теперь разобрался!
Изначально смотрел последнюю редакцию закона в Консультанте, а там сам текст новых статей в явном виде не внесён, но есть пометки со ссылкой на 476-ФЗ, которым я изначально не придал значения.
Как говорится, не туда глядел - сыграла невнимательность и спешка.
ИН
Иван Нестерук 8 июня
Ольга, добрый день!
Возможно, невнимательно смотрел, но где написано, что действующие УЦ не имеют право выдавать ЭП с 1 июля 2021 года, если они не прошли аккредитацию по новым правилам??! в ФЗ определен же срок - что аккредитация УЦ действует до 1 января 2022 года (ну или же истекает ранее, в соответствии со свидетельством Минкомсвязи), а это значит, что действующие УЦ смогут выдавать до 1 января 2022 года.
ОК
Ольга Кураева 15 июня
Иван, добрый день!
Если вы смотрели текст первых поправок в 63-ФЗ (их устанавливает 476-ФЗ), то все верно, там этой поправки нет. Однако поправку о том, что УЦ со старой аккредитацией не смогут выдавать ЭП с 1 июля 2021 года, вводят вторые поправки в 63-ФЗ (их устанавливает 116-ФЗ, принятый в июне 2020 года). Конкретно эта поправка прописана в п.4 ст.22 116-ФЗ — сейчас закон еще не опубликован, поэтому могу только дать ссылку на законопроект Госдумы http://sozd.duma.gov.ru/download/1304B71A-A170-42CE-8E8B-DBBEE1AE07D3
ИН
Иван Нестерук 17 июня
Ольга, спасибо за информацию. Да, Вы правы я смотрел первую редакцию, перечитав актуальную версию все стало ясно!
ОП
Ольга Пензина 9 июня
Спасибо за оперативные обновления с учетом реактивных изменений законопроекта (в частности от 08.06.20). Вы крутые!
ОК
Ольга Кураева 15 июня
Ольга, рады, что были полезны. Спасибо за отзыв!
МК
Марина Котенко 15 июня
Добрый день!
Уточните, пожалуйста, сможет генеральный директор организации получать электронную подпись на сотрудника с 01.07.2020?
ОК
Ольга Кураева 15 июня
Марина, добрый день! Да, сможет — до 2022 года этот процесс не меняется.
ЕП
Евдоким Пахоев 16 июня
Здравствуйте! Я предприниматель - и уже с 1 июля 2020 можно получить ЭЦП для сдачи декларации, с помощью биометрических данных? Верно?
ОК
Ольга Кураева 17 июня
Евдоким, добрый день!
Не совсем. С 1 июля у удостоверяющих центров появится возможность выдавать подписи по биометрии. Но, чтобы этот способ заработал, должны завершиться десятки процессов: властям нужно утвердить нормативные акты, удостоверяющим центрам — изменить свои регламенты и протестировать новую схему выдачи ЭП. Поэтому по факту получить подпись по биометрии 1 июля 2020 года не получится. Когда именно это можно будет сделать — лучше уточнять в конкретных УЦ. Также перед тем, как использовать этот способ, вам нужно подключиться к Единой биометрической системе и Госуслугам.
ПЛ
Павел Ланкевич 17 июня
Добрый день!

Вопрос технический. Скажите, после введения в обиход услуг доверенной третьей стороны, какой формат электронной подписи следует использовать для включения в ЭП доверенного штампа времени? Сейчас, на сколько я знаю, в основной массе используется формат открепленной подписи CAdES-BES.
ОК
Ольга Кураева 23 июня
Павел, добрый день! Пока неизвестно, какой формат ЭП понадобится в этом случае.
Институт доверенной третьей стороны и понятие «метка доверенного времени» появятся в правовом поле с 2021 года. Но это не означает, что именно с 1 января 2021 они заработают. Как именно будет реализовываться метка доверенного времени, будет ли использован для этого стандарт CAdES или другое решение — ответы на подобные вопросы дадут подзаконные нормативно-правовые акты, появление которых стоит ожидать к 2021 году.
ТС
Татьяна Сорокина 9 июля
Добрый день!
Во внесенных изменениях в 63-ФЗ сказано, что ЭП на сотрудников подведомственных учреждениях буду выдаваться УФК. На данный момент сотрудники медицинских организаций нашего региона получают ЭП в подведомственном УЦ Минздрава. Не могли бы вы подсказать с какого числа медицинские организации должны будут начать обращаться за ЭП в УФК?
ОК
Ольга Кураева 10 июля
Татьяна, добрый день! Руководители подведомственных организаций будут получать подписи в Казначействе с 1 января 2022 года. До этой даты и для руководителей, и для сотрудников ничего не меняется. А как с 2022 года будут получать подписи сотрудники подведомственных учреждений, я сейчас уточняю у наших экспертов — возможно, там есть свои нюансы. Расскажу вам тут, как только получу ответ :)
ЛД
Ляна Дементьева 9 июля
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, где указано, что подтвердить личность при получении ЭП можно через курьера с доверенностью?
ОК
Ольга Кураева 9 июля
Ляна, добрый день! Подтвердить личность через курьера с доверенностью с 1 июля нельзя — это была устаревшая информация, мы обновили статью. Спасибо, что заметили!
ИИ
Игорь Иванов 9 июля
Добрый день, Ольга, прошу Вас уточнить: в ст.18 63-ФЗ с учетом новых поправок сказано «7) документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени юридического лица без доверенности либо подтверждающий право заявителя действовать от имени государственного органа или органа местного самоуправления.» Я так понимаю, что директор организации по этим правилам обязан приходить в УЦ сам лично, по доверенности больше нельзя? и как теперь получить ЭП на сотрудника организации ? должен ли явиться в УЦ сам сотрудник или на сотрудника имеет право получить ЭП директор организации?
ОК
Ольга Кураева 10 июля
Игорь, добрый день!
Да, директор организации должен лично приходить в УЦ за своей электронной подписью — отправить человека даже с нотариальной доверенностью нельзя. ЭП на сотрудника организации можно получить двумя способами:
1. Сотрудник сам должен прийти в УЦ с доверенностью от руководителя на право получения подписи (подтверждает, что сотрудник может представлять юрлицо и получать сертификат этого юрлица)
2. Руководитель может прийти в УЦ и получить подпись за сотрудника. Это возможно, потому что руководитель представляет юрлицо, как будущего владельца подписи (ч.3 ст.14 63-ФЗ). При этом сотрудник должен подписать заявление об обработке персональных данных.

Обратите внимание, что лично получить подпись можно и не посещая офиса УЦ — сейчас некоторые удостоверяющие центры ввели услугу выезда своего курьера. Курьер приедет к директору и удостоверит личность. А если у директора есть действующая подпись, то новую он может получить удаленно — подписав, заявление на выдачу действующей подписью. В этом случае у разных УЦ свои условия, поэтому порядок онлайн-обновления лучше уточнять в конкретном УЦ.
ТМ
Татьяна Миловидова 16 июля
Здравствуйте. Спасибо большое за материал. Правильно ли я понимаю, что большая часть сотрудников организаций должна будет обратиться в УЦ и купить себе Личную подпись и носитель, чтобы от имени компании подписывать документы? Ведь многие не имеют личной укэп как таковой...
ОК
Ольга Кураева 16 июля
Татьяна, добрый день! Да, с 1 января 2022 года сотруднику нужно будет получить личную подпись в УЦ, если ему нужно подписывать от имени компании электронные документы. Но скольким сотрудникам понадобится электронная подпись — большей части или единицам — зависит только от самой организации, от того, сколько сотрудников участвуют в электронном документообороте.
РД
Роман Денисов 16 июля
Ольга, добрый день.
На текущий момент УЦ продолжат выпускать УКЭП для сотрудников организации где будет указано ЮЛ, должность сотрудника, как раньше? Или подписи будут выпускаться для ФЛ?
ОК
Ольга Кураева 16 июля
Роман, добрый день! Да, всё верно — до 1 января 2022 года УЦ продолжают выпускать КЭП на сотрудников. Подписи физлиц сотрудникам нужно получать только с 2022 года.

Читайте также