С 19 июня больничные, декретные и детские пособия надо считать по новым правилам: увеличивать МРОТ на районные коэффициенты. Расскажем, что изменилось в расчётах, и покажем примеры.
Когда действуют новые правила
Новые правила расчёта утверждены Федеральным законом от 08.06.2020 № 175-ФЗ. Они действуют для пособий, которые начинаются 19 июня 2020 или позже. Изменения касаются трёх видов пособий (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):
- по временной нетрудоспособности;
- по беременности и родам;
- по уходу за ребенком до 1,5 лет.
В общем случае эти выплаты считают исходя из средней зарплаты за предшествующие два года, но есть два исключения (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):
- За предыдущие два года не было официальных доходов.
- Среднемесячный заработок за предыдущие два года ниже МРОТ.
Новое правило касается всех работников, у которых за предыдущие два года зарплата оказалась больше, чем 24 МРОТ, но меньше, чем 24 МРОТ, с учётом районного коэффициента.
Что изменилось в расчёте больничных
Раньше специалисты ФСС придерживались мнения, что при сравнении среднего заработка с МРОТ районные коэффициенты учитывать не нужно. Они разъясняли, что районный коэффициент уже учтён в фактическом среднем заработке расчётного периода (письмо ФСС РФ от 17.12.2018 № 02-11-03/17-02-468ОП).
Судьи с такой позицией ФСС были не согласны. Они отмечали, что районный коэффициент нужно применять ещё на этапе сравнения фактического и минимального среднедневного заработка (определение ВАС РФ от 26.05.2014 № ВАС-5881/14, определение ВС РФ от 03.11.2017 № 304-КГ17-15715). Поэтому считать можно было и так, но при готовности отстаивать свою позицию в суде.
С 19 июня порядок расчёта пособий не изменился — шаги остались те же. Но теперь в законе официально закреплена позиция судов — при сравнении среднего заработка работника с МРОТ, нужно учитывать районный коэффициент, установленный в регионах и местностях. Это исключает парадокс, из-за которого работник с меньшим доходом за два года получал больничный в большей сумме, чем коллега с доходом выше.
Пример
В ООО «Волна» два работника отправляются на больничный с 21.01.2020 по 30.01.2020. Страховой стаж каждого больше 8 лет, то есть они получают 100 % оплату больничных. В регионе действует районный коэффициент 50 %.
Работники отличаются только доходом, который они получили за два предыдущих года (2018–2019 гг.):
- доход первого работника — 291 113 рублей (меньше, чем 24 МРОТ);
- доход второго работника — 291 121 рублей (больше, чем 24 МРОТ).
Посчитаем сумму оплаты десяти дней больничного, которую получит каждый из них.
Расчёт по старым правилам
Первый работник | Второй работник | |
---|---|---|
Вычисляем среднедневной заработок исходя из дохода сотрудника | 291 113 рублей / 730 дней = 398,78 рубля | 291 121 рублей / 730 дней = 398,80 рубля |
Вычисляем минимальную сумму среднедневного заработка исходя из МРОТ | 24 мес. × 12 130 рублей / 730 дней = 398,79 рубля | |
Сравниваем фактический средний заработок с минимальным |
398,78 < 398,79 Минимальный заработок выше |
398,80 > 398,79 Фактический заработок выше |
Рассчитываем итоговую сумму пособия | 398,79 рубля × 10 дней × 1,5 (РК) = 5 981,85 рубля | 398,80 рубля × 10 дней = 3 988 рублей |
Итог: В ООО «Волна» два работника с доходом за два года, который отличается всего на 8 рублей, и одинаковым страховым стажем. При этом первому работнику с меньшим доходом больничный оплатят в сумме, которая в 1,5 раза больше, чем сумма оплаты второго работника. На месте второго работника хочется подойти к бухгалтеру и попросить не учитывать 8 рублей за прошлые два года.
Отличие связано с тем, что по старой методике ФСС применять районный коэффициент было можно только в том случае, когда средний заработок, рассчитанный из МРОТ, оказывался выше фактического. То есть пособие рассчитывается исходя из минимального среднедневного заработка. Если фактический заработок превысил минимальный — районный коэффициент не применялся. Такая методологическая проблема действовала с 1 января 2011 по 19 июня 2020 (до вступления в силу Федерального закона от 08.06.2020 № 175-ФЗ).
Расчёт по новым правилам — с 19 июня 2020 года
С вступлением в силу новых правил районный коэффициент нужно будет применять ещё на этапе сравнения фактического среднедневного заработка с минимальным, что исключит проблему.
Посмотрим, как будет выглядеть расчёт в июле 2020 года. Июль взят умышленно, так как там 31 календарный день. Чтобы исключить влияние Федерального закона от 01.04.2020 № 104-ФЗ на результаты расчета.
Первый работник | Второй работник | |
---|---|---|
Вычисляем среднедневной заработок исходя из дохода сотрудника | 291 113 рублей / 730 дней = 398,78 рубля | 291 121 рублей / 730 дней = 398,80 рубля |
Вычисляем минимальную сумму среднедневного заработка исходя из МРОТ | 24 мес. × 12 130 рублей × 1,5 (РК) / 730 дней = 598,19 рубля | |
Сравниваем фактический средний заработок с минимальным |
398,78 < 598,19 Минимальный заработок выше |
398,80 < 598,19 Минимальный заработок выше |
Рассчитываем итоговую сумму пособия | 598,19 рубля × 10 дней = 5 981,90 рубля | 598,19 рубля × 10 дней = 5 981, 90 рубля |
Итог: В этом случае справедливость восторжествовала — оба сотрудника получили одинаковый размер пособия. Отметим, что Федеральный закон от 01.04.2020 № 104-ФЗ для больничных в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года частично компенсировал проблему, которая была вызвана правилами ФСС. Но окончательно вопрос урегулировал только Федеральный закон от 08.06.2020 № 175-ФЗ.
Как изменятся пособия для работников на условиях неполного рабочего времени
По новым правилам будут рассчитывать пособия и тем, кто работает неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Для сравнения фактического и минимального заработка тоже нужно учитывать районный коэффициент. Порядок практически аналогичен.
Единственное отличие — средний заработок таких сотрудников нужно определять пропорционально продолжительности их рабочего времени. Например, если работник трудится на полставки, добавляем коэффициент 0,5.
Минимальная сумма среднедневного заработка будет рассчитываться по формуле:
24 месяца × МРОТ × Районный коэффициент × Коэффициент занятости / 730 дней
Больничный за полный месяц не может быть меньше МРОТ с учётом районного коэффициента и коэффициента занятости. Это правило касается больничных, приходящихся на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года (Федеральный закон от 01.04.2020 № 104-ФЗ).
Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком не может быть ниже 6 752 рублей с увеличением на районный коэффициент (Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ).
В вашем расчете больничных по новым правилам представлен пример из МРОТ к июлю месяцу. Можно пример расчета по новому, но с учетом месяца, в котором 30 дней (июнь, сентябрь, ноябрь). Какое будет влияние Федерального закона от 01.04.2020 № 104-ФЗ на результаты расчета в этом случае?.
104-ФЗ от 01.04.2020 в расчет больничных добавил еще один этап.
После того, как мы посчитали сумму больничного, надо убедиться, что полученная сумма в пересчете на полный месяц не окажется меньше, чем МРОТ*районный*коэффициент_занятости.
Давайте рассмотрим два примера. Один "до 19 июня", другой "после 19 июня".
Пример 1 (до 19 июня):
Больничный с 1 июня по 10 июня. В этом случае основной расчет пройдет по тем же правилам, что прописаны в статье для больничного с 21.01.2020 по 30.01.2020. На выходе получим для первого работника 5981,85, а для второго работника 3988.
Теперь применяем 104-ФЗ.
За весь июнь мы должны платить больничный в размере не меньше чем 12130 * 1.5 * 1 = 18195 (где 1.5 - районный, 1 - означает работу на полную ставку). Отсюда вытекает, что за 10 дней июня мы должны платить не меньше, чем (12130*1.5*1)*10/30 = 6065.
Получается, что у первого работника, что у второго работника сумма больничного, приходящегося на июнь, оказалась меньше этой суммы. Поэтому сумму больничного "дотягиваем" до 6065. Оба этих работника получат больничный в размере 6065.
Пример 2 (после 19 июня):
Больничный с 21 июня по 30 июня. В этом случае основной расчет пройдет по тем же правилам, что прописаны в статье для больничного в июле. На выходе получим для обоих работников 5981,90.
Теперь, аналогично первому примеру применяем 104-ФЗ.
За 10 дней июня мы должны платить не меньше чем (12130*1.5*1)*10/30 = 6065.
Получается, что у первого работника, что у второго работника, сумма больничного, приходящегося на июнь, оказалась меньше этой суммы. Поэтому сумму больничного "дотягиваем" до 6065. Оба этих работника получат больничный в размере 6065.
Поэтому в статье упоминается что 104-ФЗ частично "исправляет" проблему. Для месяцев, в которых меньше 31 дня проблема исчезает полностью, для месяцев в которых 31 день разница значительно уменьшалась. Но 104-ФЗ имеет ограниченный период действия и после 31.12.2020 проблема бы вернулась.
Пример 3 (действие 104-ФЗ для мая):
Больничный с 1 мая по 10 мая. В этом случае основной расчет пройдет по тем же правилам, что прописаны в статье для больничного с 21.01.2020 по 30.01.2020. На выходе получим для первого работника 5981,85, а для второго работника 3988.
Применяем 104-ФЗ.
За весь май мы должны платить больничный в размере не меньше, чем 12130 * 1.5 * 1 = 18195. А за 10 дней мая мы должны платить не меньше, чем (12130*1.5*1)*10/31 = 5869,35.
Получается что у первого работника сумма больничного уже удовлетворяет требованиям 104-ФЗ. Поэтому только сумма второго работника надо дотянуть до 5869,35.
Таким образом первый получит 5981,85, а второй 5869,35. То есть второй работник получит все же меньше первого, но разница уже не так катастрофична.
Пособие по беременности и родам. Районный коэффициент 1,4. Доход за 2018-2019 гг. 369144,29. Пособие назначено с 15 июня 2020 г.
ФСС выплатил пособие из среднего дневного заработка 505,68 руб. в сумме 70795,20 руб. Считаю, что пособие должно быть начислено за 15.06 - 18.06 из среднего заработка 505,68 руб., а за период с 19.06 из дневного заработка исходя из мрот с учетом районного коэффициента 558,31 руб. (369144,29/730*4 + 12130*1,4*24/730*136) в сумме 77952,88 руб.?
Это так не работает. Для одного пособия всегда определяется одна сумма среднего заработка. Сумма среднего заработка рассчитывается по правилам действующим на дату начала временной нетрудоспособности. Поэтому если больничный начался до 19.06, то считаем по "старым правилам" (весь больничный).
Как вариант можно считать весь этот больничный (не разбивая на части) по "новым правилам", потому что то, что до этого при сравнении дохода работника с МРОТ не применялся р/к, являлось "методологической ошибкой" и суд принимал сторону страхователей в этом вопросе (ссылки на решения суда есть в статье). Но считать часть пособия с одним средним заработком, а часть с другим - неверно.
На данный момент нахожусь в отпуске по БиР (период с 04.08.2020 по 21.12.2020). Так как в 2018 г я не работала, средний дневной заработок за 2018-2019 года вышел меньше, чем при расчете среднего заработка по МРОТ, поэтому расчёт шёл по МРОТ, скорректированный на районный коэффициент.
Организация, в которой я трудоустроена, состоит из нескольких филиалов - головной офис находится в г. Иркутске (где коэффициент составляет 1,2), а обособленное подразделение, в котором я непосредственно работаю, - в г. Братске (где районный коэффициент составляет 1,3).
Пособие я получила с расчетом по коэффициенту 1,2.
Верно ли были начислены полагающиеся пособия и, если нет, какие действия я должна предпринять? Спасибо
В Москве тоже нет районного коэффициента. Поэтому в вашем случае районного коэффициента нет.
Общий же подход к районному коэффициенту такой: в трудовом договоре должно быть указано место работы. К зарплате и к пособиям применяется районный коэффициент того места работы, который указан в трудовом договоре с сотрудником.
Можно воспользоваться калькулятором декретных:
https://kontur.ru/bk/calculators/dekret
Я вам отвечу честно. Это тот редкий случай, когда я не понимаю логику судебного решения и буду на стороне ФСС.
Мне не понятно почему суды всех инстанций потеряли второй абзац п.11(1) Постановления Правительства 375 от 15.06.2007, в котором говорится, что в случае, если мы на момент наступления страхового случая считаем средний заработок по МРОТ, то считать его должны с учетом неполного рабочего времени.
Более того, у нас есть еще 255-ФЗ от 29.12.2006, который, вообще говоря, в иерархии нормативных актов стоит выше Постановления Правительства и постановлений ВС. Про расчет по МРОТ с учетом неполного времени там написано в п.1.1 статьи 14.
Даже если забыть про букву закона и рассуждать с точки зрения здравого смысла и "духа закона": наша цель по возможности сохранить за сотрудником средний заработок (чтобы сотрудник не потерял в доходе) на время нетрудоспособности.
Если человек у нас работает на 0.5 ставки и зарабатывает в месяц 0.5 МРОТ, то это логично, что уходя на больничный он получит те же самые 0.5 МРОТ за полный месяц.
А вот если он при этом получит уже полный МРОТ, то это выглядит странно. Зачем ему тогда работать? Есть смысл как можно чаще уходить на больничный. Будет "не работать" (свободное время) + доход у него будет в 2 раза больше, чем работая.
И почему при этом сотрудник, работающий на полную ставку и получающий в месяц МРОТ, больничный будет получать точно такой же как и работающий на 0.25 или 0.5 ставки?
Вообще же корень проблемы - низкая заработная плата установленная работодателем. Организация почему-то не готова платить из своего кармана нормальную зарплату, но при этом готова быть "доброй" к своему сотруднику за чужой счет (бюджет ФСС).
Расчет таков:
28.07-31.07 (сравниваем по ФЗ-255=12130*24/730+15%=458,61 А по 104-ФЗ=12130/31+15%=449,98) =выбираем 458,61*4дня=1834,43
01.08-06.08 (сравниваем по ФЗ-255=458,61, а по ФЗ-104=449,98)=выбираем 449,98*6дн=2751,65
07.08-10.08 (сравниваем по ФЗ-255=458,61*50%=229,3, а по ФЗ-104=449,98)= выбираем 449,98*4дн=1799,92.
ИТОГО сумма =1834,43+2751,65+1799,92=6386р.
А ФСС считает по другому: он берет расчет 01.08-10.08 не делит даты на 100% оплату и 50%, и сравнивает 2 закона, получается к оплате=1834,13+449,98*10=6334,28.
На мой вопрос почему, ответить не могут , но настаивают на своем.
Как правильно?
Исходя из этого пособие за счет ФСС составит: 6597,2+2021,65=8618,85
Верно ли я понимаю Ст. 1 Закона от 01.04.2020 № 104-ФЗ ?
Подскажите пожалуйста, как не ошибиться в расчетах в моем случае.
Я сотрудник небольшого ип, бухгалтерский учёт ведёт владелец ип и мы столкнулись со сложностями заполнения электронного больничного и оформления прямых выплат от фсс.
Я начала работать в марте 2018 года, а отпуск по беременности и родам ушла уже в мае 2018, затем перешла в отпуск по уходу за ребёнком. На данный момент я снова хочу уйти в отпуск по беременности и родам, из отпуска по уходу за ребёнком не выходила весь период 2019/2020/2021 года.
Какие года необходимо указать в заполнении ЭЛН? Какие значения необходимо вносить для вычисления пособия?(ведь официальную зп я получала всего 2,5тмесяца, я должна проставить 0 в значениях?)
Мы зарегистрированы и ведём деятельность в Санкт-Петербурге, больничный мне выдали 23 марта 2021г., тогда же было написано заявление на отпуск, но бумаги по разным причинам не можем заполнить по сей день, не потеряю ли я пособие, ведь мы так сильно их задержали?