Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
Если вы планируете открыть онлайн-школу и вести бизнес легально, придется учесть сразу несколько законодательных нюансов. Например, разобраться, нужна ли в вашем случае лицензия. В зависимости от ответа нужно выбрать организационно-правовую форму, способы приёма платежей и оформления сотрудников.
В настоящее время онлайн-образование как понятие имеет много смыслов. Например, нам часто на глаза попадаются онлайн-марафоны, которые физические лица проводят через социальные сети. Сейчас также чрезвычайно популярны курсы в формате вебинаров, продажи видеороликов на конкретные темы (это могут быть онлайн-курсы по интерьеру, по стилю и т.д.).
Но есть и серьезные по масштабам проекты — целые онлайн-университеты с сотнями направлений, выдачей сертификатов и стажировками в крупных компаниях.
Онлайн-школа — это обобщенное понятие, которое на практике применяется по отношению к любым дистанционным образовательным или информационно-консультационным услугам. В законодательстве такой термин не зафиксирован. Поэтому при создании подобного бизнес-проекта важно разобраться с юридическими тонкостями. И первое, с чем придется определиться, — это лицензия.
Лицензия — это условное разрешение от государства на ведение образовательной деятельности.
Признаки образовательной деятельности указаны в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2013 № 966. Необязательно, чтобы бизнес соответствовал сразу всем признакам: если онлайн-школа соответствует хотя бы каким-то критериям, то лицензия нужна. В противном случае могут возникнуть проблемы с Рособрнадзором.
На какие признаки следует обратить внимание:
Еще есть перечень видов деятельности, для которых точно нужна образовательная лицензия — он перечислен в том же постановлении:
Получается, что без лицензии нельзя открыть обычную школу для детей или курсы повышения квалификации для взрослых — для этого нужны учебные программы и преподаватели. С другими форматами онлайн-образования проще.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, лицензирование не требуется для:
В интернете можно встретить советы, в которых начинающим предпринимателям рекомендуют использовать подходящие формулировки в рекламе и описаниях курсов, чтобы избежать получения лицензии. Например, открыть онлайн-школу с учебной программой, но разбить её на несколько видео и дать к ним доступ одновременно — якобы, получается не программа, а просто список записанных лекций. Или вовсе назваться индивидуальным предпринимателем, который оказывает информационно-консультационные услуги, и убрать из рекламы термин «образовательные». Это не поможет — прокуратура и Рособрнадзор по любой жалобе могут провести проверку и оштрафовать такой бизнес, несмотря на жонглирование формулировками.
Штрафы можно обжаловать в суде, но понятной судебной практики нет — какие-то случаи проходят безболезненно для бизнеса, но бывает, что нужно срочно получать лицензию или закрываться.
Например, есть Постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013 (дело № А56-25488/2013). По решению суда был отменен штраф, назначенный учебному центру по итогам проверки. Суд обратил внимание на то, что центр не проверяет знания и не выдает сертификаты, а потому нельзя считать, что он оказывает образовательные услуги. При аналогичных обстоятельствах был так же оштрафован учебный центр в Севастополе, но в этом случае Верховный суд решение поддержал (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21.08.2017 N 310-АД17-3729 по делу № А84-2790/2016).
Если есть сомнения в необходимости получения лицензии, лучше или получить её, или переформатировать бизнес-модель так, чтобы сомнения не возникали. В каждом конкретном случае лучше искать юриста, специализирующегося на этих вопросах — универсальных шаблонов нет.
Если контролирующие органы найдут нарушения, бизнес накажут по ст. 14.1 КоАП. Для ИП это штраф до 5 000 руб., для ООО — до 50 000 руб. Плюс будет проведена повторная проверка через 1-3 месяца.
Проблема получения образовательной лицензии заключается в том, что законодатель пока не прописал особенные требования именно для дистанционного бизнеса. Поэтому приходится ориентироваться на те же параметры, которые нужны учебному учреждению в офлайне.
Например, вот такие:
Полный перечень требований с подробными нюансами для каждого вида деятельности перечислен в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.
Несмотря на то, что требование иметь помещение для обучения в онлайн-школе выглядит нелогичным, его необходимо соблюдать. Некоторые предприниматели находят выход, заключая договоры по аренде классов или партнерства с действующими колледжами и вузами, так как они уже соблюдают все требования.
Разобравшись с требованиями, бизнесмен должен получить разрешение использовать помещение в Роспожарнадзоре и других контролирующих организациях, обратиться с образовательными программами в Минобрнауки (для утверждения) и уже после лично, по почте или через «Госуслуги» подать заявление на получение лицензии.
Ещё есть нюанс — законодатель предусмотрел перечень направлений, которым нельзя обучать исключительно дистанционно.
Процесс получения лицензии предполагает много нюансов, часто они зависят от вида деятельности и конкретной ситуации. Уточнять детали лучше у юриста.
Онлайн-школа, работающая без лицензии, не должна быть похожа на образовательную деятельность. В рамках образовательной деятельности, согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ, реализуются образовательные программы, которые включают учебный план, график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин и т.д. Если все эти составляющие в вашей практике не предполагаются, то вы можете позиционировать бизнес как консультативный, информационный или развлекательный.
Следовательно, и в рекламе не нужно заявлять о том, что у вас школа или университет. Если вы проводите мастер-классы, свободные лекции и вебинары, не обещайте, что вы научите новой профессии или поможете повысить квалификацию.
Чтобы сделать правильный выбор между ИП или ООО, нужно прежде всего разобраться в бизнес-модели. Если планируется крупная организация с получением лицензии на образовательную деятельность и, самое главное, с несколькими владельцами, лучше зарегистрировать ООО.
Зарегистрировать ИП проще — достаточно собрать несколько документов и отправить их в налоговую вместе с заявлением. Сейчас это можно сделать онлайн. ИП может выбрать патентную систему налогообложения — стоимость разрешения на работу зависит от региона, чаще это получается выгоднее, чем платить 6 % налогов по упрощенной системе налогообложения.
Если планируете преподавать сами, например, записывать видеокурсы или распространять email-рассылки, достаточно обычного ИП. Можно получить патент на оказание услуг по обучению и репетиторству — его стоимость зависит от региона, точнее посчитать можно на сайте налоговой инспекции. Сравните, сколько вы заплатите на упрощенной схеме налогообложения и на патентной.
Если собираетесь строить бизнес на продвижении других преподавателей, схема будет выглядеть иначе — уже они делают ИП на патенте, а с вами заключают договор услуг на продвижение или консультации. Есть другой способ взаимодействовать с преподавателем — заказывать у него курсы и покупать исключительные права на воспроизведение, обработку, распространение и продажу. Соответственно, в любом из форматов применять патент вы не можете, поэтому нужно выбирать ИП на УСН.
Если речь идет о преподавателях, то всё зависит от наличия лицензии. Когда её нет, некоторые ищут обходные пути и предлагают людям регистрировать ИП или самозанятость. Если есть, то оформлять можно по обычным договорам:
По этим договорам работодатель обязан удержать и перевести в бюджет НДФЛ, а также заплатить взносы в ПФР и ФОМС.
Для найма другого персонала наличие или отсутствие лицензии не имеет значения. Можно заключать трудовые или ГПХ договора, оформлять договора услуг, работать с другими ИП и привлекать самозанятых. Всё как в любом обычном бизнесе.
ИП в любом случае платит фиксированные взносы за себя в ПФР и ФОМС — в этом году это 40 874 руб. Дальше всё зависит от организационно-правовой формы и схемы налогообложения. Вот популярные варианты:
ИП платит дополнительные взносы в ПФР, если их доход превысил 300 000 руб. — 1 % от суммы сверх предела.
Для ООО ситуации с налогами сложнее. Например, ООО на УСН заплатит с доходов 6 %, а дальше придется либо выводить деньги дивидендами, либо платить себе зарплату, а это еще 13 % НДФЛ плюс взносы.
В данном случае всё тоже зависит от того, какой формат работы выбрал бизнесмен. Например, самозанятые могут брать наличные и принимать переводы на обычную карту для физлиц. Главное после сформировать чек в приложении и отправить его клиенту.
ИП и ООО нужны кассы — процесс регулируется Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Любые платежи нужно пробивать через онлайн-кассу, с подключением к оператору фискальных данных. Есть исключения: если вы ИП без сотрудников, который оказывает услуги лично, то на вас распространяется отсрочка до 1 июля 2021 года. Чеки и касса не нужны бизнесу, который получает деньги только от юридических лиц — например, подойдет для онлайн-школы, которая проводит корпоративные тренинги.
Если не планируете делать точку продаж в офлайне, можно подключить на сайт платежный агрегатор — он собирает все популярные возможности приема платежей, включая банковский эквайринг и электронные кошельки. Из минусов — придется платить комиссию за каждую операцию.
После подключения приёма платежей вы можете начинать работать как полноценная онлайн-школа. Осталось найти клиентов и сделать сам продукт.
Если планируете оказывать образовательные услуги, придется снимать помещение и получать разрешения о соответствии требованиям СанПиН и пожарного надзора. Это обязательное требование для получения лицензии. Можно заключить договор аренды с вузами и колледжами, у которых уже есть все разрешения.
Проще начинать без лицензии — зарегистрировать ИП или самозанятость и оказывать услуги обучения лично. Или можно заняться продвижением других ИП-преподавателей.
Если у вас есть лицензия, можете оформить преподавателей в штат или заключить с ними договор ГПХ. Если нет — стоит попробовать заказать у них производство образовательного продукта, а затем учить по нему самостоятельно.
Чтобы принимать платежи, нужна онлайн-касса. Можно использовать агрегаторы — так вы даете покупателям возможность оплатить продукт любым удобным способом, но за это уменьшаете свой доход на комиссию.
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.