Прежде чем стать франчайзи такси «Максим», Ильяс Валиев пять лет подряд развивал на Дальнем Востоке свой личный бизнес — перепродавал товары из Японии, в том числе спецтехнику. К 2015 году обвалился рубль, и вести бизнес стало невыгодно. Предприниматель рассматривал разные варианты сотрудничества и остановился на франшизе такси. В 2016 году франшизы у компании ещё не было, поэтому франчайзи и управляющая компания решили действовать сообща.
Первые два года Валиев развивал бизнес в близлежащих городах Хабаровского края: Ванино (15 000 человек), Заветы Ильича (8 000), Советская Гавань (23 000), в 2019 году к ним присоединились Спасск-Дальний (39 000) и село Черниговка (13 000), а в 2020 году — Дальнегорск (34 000), три последних — в Приморском крае.
Пионеры франчайзинга
В 2014-2015 годах компания такси «Максим» начала быстро развиваться в Хабаровске и Владивостоке, на дорогах появлялось всё больше автомобилей среднего и премиум-класса. Валиева привлекло мобильное приложение и то, что компания была у всех на слуху. В маленьких городах знали, что в этом такси водители приезжают быстро, а сервис стоит относительно недорого.
Водители в Ванино, первом городе, в котором франчайзи запустил такси, были рады новому формату работы через мобильное приложение и распределенный колл-центр в Кургане. До этого таксисты и диспетчеры работали по-другому: один-два диспетчера в городе должны были самостоятельно дозваниваться до каждого водителя.
С Валиевым заключили самый первый договор франчайзинга в России, и именно он лег в основу условий работы с последующими франчайзи. Валиев говорит, что самый частый страх потенциальных франчайзи — что как только они дадут рекламу, с ними расторгнут контракт и заберут у них компанию.
За три года условия работы менялись дважды, в том числе значительно снизилась сумма роялти. Некоторые изменения предлагал сам Валиев — например, раньше каждый звонок оператору оплачивался вне зависимости от того, был ли выполнен заказ, дополнительно за каждый заказ брали комиссию. Сейчас за заказ стоимостью 100 руб. берется комиссия в 3 % и дополнительно платится 5 руб. за звонок.
В каждый из городов нужно было вложить примерно 400 000 — 500 000 руб. Основные статьи затрат:
- покупка франшизы;
- заказ рекламы (примерно 80 000 руб);
- заказ визиток и баннеров;
- дополнительные затраты на размещение рекламы.
Все эти затраты распределяются на 5-8 месяцев.
На заработок франчайзи в сфере такси сильно влияет стоимость бензина. Когда цены на него растут, стоимость среднего чека увеличивается, а вместе с ней и фиксированная комиссия. Например, раньше заказ стоил 100 руб. с комиссией в 10 руб., сейчас 120 руб. с комиссией в 12 руб. Даже без учета рост цен на бензин в 2016 году заработок предпринимателя превысил прогноз в 2-2,5 раза.
Управляющая компания берет максимум 30 % от выручки, как только выручка достигает 130 000 руб. Дополнительно платится 5 руб. за каждый входящий звонок от клиента.
Водители получают 90 % выручки, у других агрегаторов комиссия может составлять 20-25 %. Валиев считает, что в «Максим» эффективнее всего брать количеством заказов при низкой комиссии.
Хотите открыть бизнес? Присмотритесь к франшизе. А Эльба поможет сдавать отчетность через интернет. Для начинающих ИП — год обслуживания бесплатно!
Небольшие города
Предприниматель решил сделать ставку на небольшие городах в Хабаровском и Приморском крае. На город с населением в 15 000 человек в 2016 году приходилось примерно девять компаний такси, но не было крупного игрока, который мог бы обрабатывать все заказы и передавать их водителям.
Если работа диспетчеров не автоматизирована, они обрабатывают заказы по рации, по телефону или в мессенджере. Работать быстро не получается, а в час пик невозможно вызвать автомобиль.
Узкое горлышко конкурентов в маленьких городах — диспетчеры, — говорит Валиев. — Они не могут обрабатывать сразу много заказов. Если у фирмы два диспетчера, за минуту они обработают всего два заказа, тогда как в большой компании операторы могут обрабатывать больше 100 входящих звонков одновременно. В остальные рабочие часы телефон будет занят, а мобильного приложения просто нет.
На старте Валиев ничего не знал о такси, его научили работать с приложением, дали базовые юридические знания. На все вопросы в компании отвечает куратор, юридический отдел помогает разобраться с ГИБДД, администрацией и правоохранительными органами. Юристы сами готовят ответы на запросы из правоохранительных органов, франчайзи подписывает их и отправляют обратно в юридический отдел.
Неизведанные территории
В небольших городах Валиев столкнулся с неожиданной проблемой — весь бизнес такси в них контролировался людьми из 90-х, которые считали этот рынок своим. Местные «авторитеты» били и поджигали машины и запугивали водителей, угрожая им на тот случай, если они будут работать в такси «Максим». В одном из городов конкуренты сожгли или испортили девять машин водителей. По мнению Валиева, такая ситуация скорее характерна для небольших городов с населением до 500 000 человек, и единственный способ её решить — напрямую договариваться с местными.
Эти люди — тонкие психологи, за свою жизнь прожившие не один кризис, и их бизнес до сих пор на плаву, поэтому универсального рецепта взаимодействия с ними нет, — говорит Валиев. — Нужно взять себя в руки и поговорить с ними напрямую, потому что у них тоже есть свои страхи и потребности. Нужно учиться договариваться.
Каждый город, в котором открывался предприниматель, требовал нового анализа рынка и иного подхода к продажам. «Города находятся на расстоянии 40 км, но водители как будто по-другому мыслят, — говорит Валиев. — Им говоришь, что это выгодно, они говорят, что невыгодно. Приходится придумывать новую стратегию развития города с нуля, и только через год-полтора появляются первые результаты».
Метод проб и ошибок часто требует пересмотра стратегии. Во второй город Валиев решил зайти с ценами на 20 % ниже рынка, получил забастовку водителей и потерял всех клиентов. Переубедить водителей и раскрутить бизнес пытались три месяца, но ничего не вышло. Через полгода начали заново: пересмотрели цены, сменили номер телефона, потому что репутация старого была неважной, и постепенно наладили спрос.
К сожалению, не все люди правильно оценивают свои силы при покупке франшизы, — говорит Светлана Шилкова, специалист отдела развития бизнеса такси «Максим». — Некоторые думают, что нужно лишь подписать договор и оплатить паушальный взнос, а дальше деньги сами потекут в карман. Это не так, развитие нашего сервиса заказа такси в городе — это ежедневный труд с обязательными вложениями. Кто-то становится нашим клиентом, планируя совмещать эту деятельность с основным местом работы, не имея помощников или своих сотрудников. Это крайне сложно, нужно уделять много времени размещению рекламы, сбору информации о конкурентах и тарифах, общению с клиентами и водителями, решению проблем сервиса с помощью автоматизированного рабочего места AIST.
В 2018 году франчайзи уехал из Хабаровского края в Приморский и стал развивать новый город за 1000 км от первоначальных. Последние точки, где запустилась франшиза в 2020 году, — небольшие города-спутники с населением в 15 тыс и 8 тыс человек. Развивать такси в меньшем городе было проще всего, потому что все уже знали, что в соседнем городе побольше все пользуются такси «Максим».
В каждом городе франчайзи сталкивался с новыми проблемами — в одном не сработала реклама на радио и билборды, в другом нужно было аккуратно заявлять о себе — раздавать визитки, расклеивать объявления, чтобы не злить конкурентов, в каждом из городов — обзванивать конкурентов и заново формировать тариф. Где-то минимальный заказ стоит 80 рублей, где-то 100 — на это влияют цены конкурентов.
Раньше предприниматель переезжал в новый город на один-два месяца, сейчас работает удаленно. По мнению Валиева, рынку в небольших городах все еще не хватает крупного игрока. В населенном пункте с населением 4 тыс человек может работать только один оператор такси, но даже если их десять, они необязательно справляются. Если мощности операторов ограничены, клиентов заставляют ждать и ответа на звонок, и самого автомобиля.
В таком городе можно уверенно запускаться, потому что машину можно будет подавать быстрее, а стоимость сервиса снизить на 10% благодаря оптимизации расходов, — говорит Валиев. — Так спрос вырастет.
Проблема Дальнего Востока для Валиева — совсем небольшое количество свободных малых городов. Недавно предприниматель запустил франшизу в Дальнегорске только потому, что у предыдущего франчайзи были очень низкие результаты.
Идеальный город для работы, по мнению Валиева, с населением 20 000-50 000 человек. Он не требует больших вложений, но дает хорошую перспективу на прибыль. «На западе городская агломерация идеальна, люди могут быстро ездить в села и соседние города, у нас же городов мало и они находятся далеко друг от друга, например, между Ванино и Спасском-Дальним — 1000 км», — говорит Валиев.
Семь фактов о франшизе такси «Максим»
-
Сегодня партнером сервиса можно стать в 11 странах.
-
Всего по франшизе открыто более 400 подразделений.
-
В 2016 году подписан первый договор с франчайзи.
-
Франчайзи получает эксклюзивные права на город и подключается к удаленному офису «Ассистент». Специалисты офиса следят за качеством выполнения заказов, отвечают на вопросы пользователей.
-
Паушальный взнос для городов до 20 000 человек — 50 000 руб., от 20 000 — 100 000 руб. Общие вложения — до 300 000 руб.
-
Роялти — 0 %. Максимум 30 % и 5 руб. за каждый звонок в контакт-центр после достижения выручки в 130 000 руб.
-
Срок окупаемости зависит от размера города и работы франчайзи и может варьироваться от 3-х месяцев до 1,5 лет.
Советы для франчайзи
Валиев советует каждому, кто хочет открыть такую франшизу, поработать в такси самому, чтобы понять, чего хотят водители и клиенты, и научиться общаться со всеми клиентами — и с обычными офисными служащими, которые едут на работу, и с пьяными конфликтными пассажирами, которые возвращаются домой в пятницу вечером.
Прежде чем минимизировать трудозатраты и получать регулярный доход как руководитель, придется побыть исполнителем — помочь с выполнением первых заказов, проконтролировать всю рекламу, нанять всех водителей.
Завышенные ожидания могут убить запал через 4-6 месяцев, если не прикладывать усилия, — говорит Валиев. – На начальном этапе франчайзи сталкивается с нехваткой водителей, не может возить клиентов в час пик и получает негативный отклик.
Предприниматель советует много работать «ногами и языком», ходить и привлекать водителей, терпеливо реагируя на отказы.
Франшизу Валиев советует развивать в небольших городах, лучше всего на западе. Если не покупать или не брать в лизинг автомобили, большие затраты не потребуются. Через 3-4 месяца можно выйти на самоокупаемость и через год начать получать стабильную прибыль.

Как выстраивается работа
Водителей франчайзи подбирают сами, обращая внимание на автомобиль кандидата, то, регистрировался ли он в компании ранее, были ли у него нарушения. В маленьких городах об этом можно расспросить других водителей.
Диспетчеры работают удаленно из контактных центров в Кургане и других городах и сами круглосуточно обрабатывают и распределяют заказы, поэтому вложения франчайзи в управление заказами не требуются.
Франчайзи не могут самостоятельно изготавливать рекламные макеты. Этим занимается рекламный отдел, который подбирает и изготавливает макеты для наружной рекламы и готовит рекламные ролики и джинглы для радио. Также нельзя самостоятельно отвечать на официальные запросы из органов, этим занимаются юристы. Как привлекать клиентов и водителей, франчайзи решает самостоятельно.
По мнению Валиева, главное преимущество работы с брендом — мощности компании, которые сложно компенсировать, если ты работаешь один. В Ванино еще до запуска франшизы один из предпринимателей развивал такси «на аутсорсе», пользуясь колл-центром такси «Максим». Позже такси по франшизе победило, потому что поддержка позволяла быстро использовать шаблоны для ответов на любые вопросы водителей и клиентов.
Бренд такси «Максим» в свое время хорошо выстрелил во Владивостоке, его все знали, и оставалось только дать искру и удерживать цены на низком уровне, — говорит Валиев. — Если ты развиваешь такси сам или на аутсорсе, не используя все мощности компании, развивать бизнес сложнее.
Тем не менее, предприниматель задумывается о запуске собственного такси с использованием приложения и колл-центра такси «Максим» во Владивостоке. Одновременно с этим он хочет стать наставником для других предпринимателей. По примеру Валиева два его друга начали развивать такси в Приморском крае.
Валиев признает, что растущая конкуренция со стороны других игроков — Яндекса и inDriver, может привести к потере постоянных клиентов и водителей, но считает личный фактор более важной составляющей: «Яндекс активно рекламируют везде, но в Спасске-Дальнем он совсем не идет, потому что важна компетентность руководителя в работе с рекламой и водителями».

Эксперт по франчайзингу Артур Дмитриченков оценивает емкость рынка, плюсы и минусы франшизы такси, а также уровень конкуренции.
«За последние десять лет количество таксистов-частников выросло более чем на 20 % из-за распространения франшиз такси. Объем рынка при этом вырос на 85 %. Тем не менее рынок ещё довольно емкий, и у него есть перспективы к росту.
Самостоятельный запуск такого бизнеса предполагает большие расходы на формирование, поддержание и продвижение структуры компании: от автомобильного парка до штата персонала. Франчайзер предоставляет партнерам юридическое и бухгалтерское сопровождение бизнеса, занимается маркетингом и рекламой, обеспечивает работу колл-центра и мобильного приложения и существенно снижает затраты на открытие.
Среди плюсов франшизы такси — узнаваемое имя, бренд-бук, репутация, маркетинговое продвижение, доступ к приложениям, СМС-серверу, официальному сайту, службе диспетчеринга, поддержке в юридической и бухгалтерской деятельности, проверенной схеме становления бизнеса, возможности обучения у франчайзера. При необходимости бизнес по франшизе такси проще продать.
Среди минусов — зависимость от политики головной компании, репутации и экономической стабильности франчайзера. Банкротство головной компании приведет к автоматическому закрытию франчайзи.
Мобильные приложения для такси вызвали рост конкуренции в крупных городах, при этом большинство компаний работает по франшизе. На мой взгляд, для открытия такого бизнеса интересны города с населением от 300 000 до 1 млн человек.
Хороший узнаваемый бренд и репутация франчайзера в совокупности с активной рекламой услуг на всех этапах развития франчайзи обеспечивают быструю окупаемость проекта. В среднем в зависимости от известности и величины франчайзера инвестиции в проект составляют от 100 до 500 000 руб., а выход на точку безубыточности — 3−4 месяца. Срок окупаемости составит не более 12-14 месяцев.
Риски я вижу в появлении приложений, которые будут напрямую связывать клиента с водителем, минуя компанию франчайзера, и слиянии крупных игроков в единый агрегатор, который будет демпинговать. Если не являться франчайзи одной из этих компаний, а купить франшизу небольшого агрегатора, это отразится на финансовых показателях».