Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
Для предпринимателя цель выхода на новые рынки — найти больше клиентов, увеличить оборот и в итоге нарастить чистую прибыль. Это практически то же самое, как открыть бизнес ещё раз, но с нюансами. Перед началом экспансии нужно тщательно продумать стратегию, проанализировать рынок, сделать тактический план и поставить реалистичные цели. Иначе выход будет хаотичным, а рисков проиграть больше.
Разберемся, как бизнесу выходить на новый рынок, что нужно учесть и где высока вероятность оступиться по дороге.
Условно новые рынки можно разделить на несколько видов, взяв за основу критерии из классической экономической теории:
Изучите ваш основной продукт, подумайте, действительно ли стоит тратить ресурсы конкретно на выбранный рынок или есть более дешевые и эффективные с точки зрения экспансии направления.
Задача этого этапа — найти и собрать общие показатели, выяснить, существует ли рынок в принципе, какой у него объем и с какой динамикой он развивается или стагнирует. Самостоятельно провести такой анализ вряд ли выйдет — необходима команда для сбора статистических данных, много информации находится в закрытом доступе.
Поэтому нужно искать данные из открытых источников — отчетов Росстата и готовых маркетинговых исследований. У Росстата есть разделение на региональные подразделения — в каждом доступны данные по производству отдельных видов продукции и денежному обороту внутри региона.
Например, у вас несколько прачечных, которые оказывают услуги для бизнеса — стираете белье для гостиниц. Есть идея выйти на рынок B2C и открыть сеть точек по всей стране. В отчете «Платное обслуживание населения в России» есть информация о количестве объектов бытового обслуживания — там указано, что количество прачечных по стране растет каждый год. Можно сделать вывод, что рынок на подъеме.
«Как правило, если речь идет о географических рынках, то там работают потенциальные конкуренты, клиенты, независимые эксперты, которые могут дать оценку по текущей ситуации на рынке. Например, в Японии есть специализированные компании, которые оказывают содействие, менторскую и консультационную поддержку зарубежным компаниям».
Лилия Алеева
Заместитель руководителя коммерческой службы ICL Services
Универсальных мест для сбора данных по рынкам нет. Вот с чего стоит начать:
Как правило, для эффективного сбыта на новом рынке даже успешный продукт приходится видоизменять под потребности покупателей. Например, The Coca-Cola Company для Японии предлагает уникальный прозрачный напиток, а в меню азиатских ресторанов McDonald's встречаются макароны с котлетами.
Выясните, кто будет типичным представителем вашей целевой аудитории на новом рынке:
Есть несколько способов найти ответы на эти вопросы.
Найдите несколько десятков потенциальных клиентов и проведите с ними интервью. Старайтесь не задавать прямолинейные вопросы.
Если у человека спросить, купит ли он «вот такой продукт», то истины вы не услышите. Скорее всего, он не будет проводить глубокий анализ. Он озвучит мнение, созданное его настроением в конкретный момент.
Поэтому старайтесь подойти к нужной вам теме издалека. Например, если вы продаете планшеты, то можно спросить, как часто сейчас человек пользуется таким устройством. Почему он выбрал именно его? Что его раздражает? Хотел бы он поменять его? Готов ли он потратить больше денег, чтобы решить проблему в текущем устройстве, или он готов мириться с недостатками?
«Первые, с кем мы общаемся после анализа рынка — это клиенты. Проводим Customer development, исследование клиентов. Я рекомендую прочитать книгу Роба Фитцпатрика “Спроси маму”, в которой рассказывается, как понять, что необходимо клиентам, какие у них потребности, что им нравится и что не нравится в их поставщиках услуг и товаров».
Сергей Дегтярев
Основатель холдинга Catalyst
С помощью сервисов Яндекс.Вордстат и Google Trends посмотрите, как часто в течение года пользователи искали словосочетания, подходящие под ваш продукт.
Например, если вы хотите открыть сеть прачечных в Москве, то исследование будет таким. Сначала используйте Google Trends, выберите поиск по региону. На момент написания статьи в результатах два запроса:
Баллы — это внутренний показатель сервиса, который показывает интерес к конкретному запросу в сравнении с другими запросами. Чем больше баллов, тем лучше.
Получается, что люди в Москве чаще интересуются не просто прачечными, а точками самообслуживания.
Затем вбейте нужный запрос в Яндекс.Вордстат — он подсказывает, сколько раз за последний месяц искали конкретное словосочетание.
Например, жители Москвы и области видели страницу поиска с результатами по слову «прачечная» 31 846 раз. Уточнили, что нужна именно «самообслуживания» уже 8 336 человек. А запрос вместе со словом «цены» сформировали 1 734 человек.
Проверьте подходящие для вашего продукта запросы и выясните, как много людей ищут это в интернете и что конкретно они ищут.
За годы работы социальные сети накопили массу данных о пользователях — то есть практически о всех нас. Отслеживается не только информация, которую мы сами пишем, но и косвенные данные. Например, если человек проводит много времени в сообществах любителей кофе, логично предположить, что он является потребителем этого продукта. Используйте накопленную информацию для ваших целей.
Например, вы можете создать страницы для вашего продукта в социальных сетях и найти там потенциальных покупателей через фильтрацию интересов и других показателей в рекламном кабинете. Затем запустить рекламу с предложением пройти опрос, а уже там задать интересующие вопросы.
Когда бизнес выводит продукт на рынок, он вступает в новую конкурентную среду. Важно проанализировать «коллег», найти их сильные и слабые стороны, а затем придумать, как забрать себе часть их клиентов.
Конкуренты бывают прямые и косвенные:
Конкуренция есть у любого, даже нового и уникального продукта — не обязательно прямая, может быть и косвенная. Например, если мы планируем открыть аренду авто, то прямыми конкурентами будут аналогичные сервисы, а косвенными — службы такси.
«Худший сценарий — когда на рынке нет конкурентов. Это значит, что на рынке есть альтернативный способ удовлетворения потребности, благодаря которому в продуктах вашего типа клиенты не нуждаются. Это может быть сигналом к тому, что может ничего не получиться.»
Лилия Алеева
Заместитель руководителя коммерческой службы ICL Services
Вот список важных вопросов для анализа:
Чтобы найти конкурентов и изучить их маркетинговую активность, используйте поисковые системы, справочники организаций, Яндекс.Карты и Google Карты, соцсети.
Увеличьте конверсию продаж за счёт сегментации базы по 40 параметрам.
Попробовать бесплатноНеобязательно досконально изучать всю информацию, достаточно понять, сколько у вас потенциальных конкурентов, как они продвигаются и много ли клиентов обрабатывают.
С помощью полученных данных составьте финансовую и маркетинговую модели вывода товара на новый рынок:
Вам необходимо выяснить, нет ли на новом рынке каких-то особенностей для бизнеса на законодательном уровне. Например, если у вас есть сеть аптек, и вы хотите вывести бизнес на онлайн-рынок, придется учитывать множество ограничений, изложенных в правилах дистанционной торговли.
Будет полезно изучить отраслевые СМИ. Если выходите на зарубежных рынок, закажите консультацию юриста.
Об особенностях ведения бизнеса много расскажут и коллеги по направлению: поищите местные бизнес-клубы, побывайте на деловых форумах, найдите место общения предпринимателей по теме в социальных сетях.
«Нетворкинг — главный канал для получения заказов. На зарубежные рынки проще всего выйти через ассоциации. Например, мы входим в состав двух объединений независимых PR-агентств: IPRN и LEWIS. Плюс я прошла обучение MBA в испанской бизнес-школе IESE, где познакомилась с десятками предпринимателей из разных сфер».
Инна Анисимова
Генеральный директор агентства PR Partner
«Консультироваться с другими предпринимателями обязательно. Если это консультанты, а не просто предприниматели, то за консалтинг мы платим от 15 000 до 100 000 руб. в час. За этот час-полтора можно “купить” многолетний опыт консультанта в этой сфере. Также я состою в нескольких бизнес-клубах, где консультируюсь с другими предпринимателями бесплатно, но плачу за членство».
Сергей Дегтярев
Основатель холдинга Catalyst
Ориентируясь на особенности нового рынка, при необходимости измените ваш продукт. Для понимания, что конкретно модернизировать, используйте SWOT-анализ.
Смысл метода — в создании матрицы, описывающей продукт. Разделите лист на четыре части, распишите в каждом блоке особенности продукта:
Сильные стороны продукта на новом рынке. Например, ниже цена по сравнению с конкурентами. |
Слабые стороны продукта на новом рынке. |
Возможности. Внешние факторы, которые помогут продукту закрепиться на рынке. Например, законодательное сокращение доли импорта. | Угрозы. Внешние факторы, которые помешают продукту закрепиться на рынке. Постоянный рост расходов из-за законодательных новшеств, например, обязательная маркировка. |
Ориентируясь на все внешние факторы, дополните ваш продукт. Старайтесь прийти к такой модели, где внешние угрозы уравновешиваются сильными сторонами продукта, а слабые стороны — внешними возможностями.
В зависимости от объема рынка и количества конкуренции на нем выбирайте стратегию экспансии. Например, если рынок огромный, а конкуренты по сравнению с вами слабые, стоит искать инвестиции для агрессивного внедрения. Если уверенности нет, можно попробовать небольшие и малозатратные запуски, а затем постепенно корректировать стратегию выхода.
«Наиболее рекомендованный сценарий — это выход в формате agile, когда вы прощупываете рынок через партнеров, а не конечных потребителей. Они помогают вам реализовать первые продажи. Другой вариант — вы ищете потенциальных клиентов, которым даете попробовать свой продукт бесплатно или платите за то, что они используют ваш продукт и дают обратную связь. Один-два подобных клиентов нужны, чтобы понять и адаптировать продукт под рынок. Это хорошо не только для новых географических рынков, но и для других секторов и сегментов. Необходимо оценить потенциал рынка перед полномасштабным выходом».
Лилия Алеева
Заместитель руководителя коммерческой службы ICL Services
Получив первые реальные данные, скорректируйте ваш план запуска и попробуйте ещё раз — до тех пор, пока не будете готовы к полноценному и большому выходу на новое поле для работы.
Коротко о том, как выпустить ваш продукт на новый рынок
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.