Как рознице работать с маркированной одеждой — СКБ Контур

Как рознице работать с маркированной одеждой

29 октября 2020

С 1 января 2021 года оборот немаркированных товаров станет невозможен. Но у участников оборота до 1 февраля будет время на то, чтобы успеть промаркировать товарные остатки. Рознице следует подготовить ККТ, проверить кассовое ПО и разобраться в специфике продаж маркированной продукции.

Для работы с маркированными товарами легкой промышленности (одежда, белье) розничному продавцу нужно прежде всего зарегистрироваться в системе «Честный знак». Так вы поставите государство в известность о том, что собираетесь работать с маркированным товаром.   

Товарные группы, подлежащие маркировке, указаны в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956:

  • коды ТН ВЭД (внешнеэкономическая деятельность): 4203 10 000, 6106, 6201, 6202, 6302.
  • коды ОКПД 2: 14.11.10, 14.14.13, 14.13.21, 14.13.31, 13.92.12, 13.92.13, 13.92.14.

То есть маркировка нужна для:

  • рабочей одежды,
  • одежды из натуральной или композиционной кожи;
  • трикотажных женских (или для девочек) блузок, блуз и блузонов машинного или ручного вязания;
  • мужских (или для мальчиков) пальто, полупальто, накидок, плащей, курток (включая лыжные), ветровок, штормовок и аналогичных изделий;
  • женских (или для девочек) пальто, полупальто, накидок, плащей, курток (включая лыжные), ветровок, штормовок и аналогичных изделий;
  • белья постельного, столового, туалетного и кухонного.

Для розницы характерны несколько бизнес-процессов, которые так или иначе связаны с маркировкой:

  1. Работа с остатками товара. Законодательно установлен срок, к которому нужно успеть промаркировать остатки товара на складе — до 1 февраля 2021 года.  
  2. Отгрузка и приемка товара. При отгрузке и приемке рекомендуется сканировать коды товаров — так вы можете убедиться в том, что пришедший товар соответствует указанному в универсальном передаточном документе (УПД). 
  3. Розничная продажа. Это процессы, связанные с кассой.  
  4. Вывод из оборота товара по причине порчи. Есть определенная специфика в том, как работать в такой ситуации с маркированным товаром.  

В этой статье разберем следующие вопросы: 

Что нужно для перехода на маркировку 

Для работы с маркированными товарами легкой промышленности требуется техническая подготовка.
Вам потребуются:

  • Усиленная квалифицированная электронная подпись. 
  • ПО для получения кодов маркировки и приемки продукции с применением электронного документооборота (ЭДО). ПО необходимо для работы с УПД. Хотя это можно делать в «Честном знаке», но некоторые компании для удобства используют то ПО, с которым уже работают.  
  • Кассовое ПО, которое может сканировать Data Matrix при продаже товара.

     

    ККТ обязательно должна уметь сканировать код Data Matrix. При продаже товара кассир подносит сканер и считывает штрих-код, а касса понимает, что перед ней товар, который подлежит маркировке, и предлагает сканировать код маркировки. Поэтому вам нужно поинтересоваться у производителя кассового ПО, которым вы пользуетесь, готова ли касса сканировать код маркировки по определенным товарным группам.
  • ККТ тоже должна быть прошита для продажи маркированных товаров. Кассы из линейки СКБ Контур поддерживают маркировку (ФФД 1.05 с поддержкой тега 1162).
  •  ОФД должен уметь работать с кодами маркировки: отправлять информацию не только в налоговую, но и в систему «Честный знак». При продаже товаров в ГИС мониторинга уходит информация о том, что продан товар с таким-то кодом, после этого он выводится из оборота. 
  • 2D-сканер. Обычный сканер, работающий с линейными штрих-кодами, может не подойти. А 2D-сканер умеет считывать коды Data Matrix.

Некоторые организации освобождены от использования ОФД. Например, розничные продавцы, которые работают в удаленных областях. Тем не менее они всё же обязаны передавать сведения в ГИС мониторинга.

В их случае данные нужно передавать раз в 30 дней — через загрузку информации о проданных товарах в личный кабинет «Честного знака». Эту информацию можно извлечь с фискального накопителя. Поинтересуйтесь у поставщика кассового оборудования, умеет ли оно выгружать такие сведения и в каком формате.

Регистрация в системе «Честный знак»

Каждый участник оборота маркированной продукции должен зарегистрироваться в системе «Честный знак».  
Для этого нужно выбрать товарную группу, по которой вы будете производить маркировку, и заполнить необходимые поля: название организации, тип торговли, контакты и т.д. После этого заявление можно отправлять на рассмотрение.

Зачем рознице запрашивать коды маркировки

Есть две причины, по которым у розницы может возникнуть необходимость в запросе кодов маркировки: 

  1. для маркировки остатков;
  2. при порче или утере кодов, нанесенных производителем.  

Чтобы получить коды, нужно:

  • Получить локальный GTIN. Для этого нужно описать товары, то есть объяснить, какие товары нужно маркировать.

     

    У организаций розничной торговли, в отличие от поставщиков, описание товара происходит по нескольким атрибутам — им достаточно описать только основные свойства товара.
market

Маркировка остатков — в готовом решении для розницы: прием УПД, каталог маркированных товаров, продажа на кассе.

  • После получения локального GTIN получить коды маркировки для каждой единицы продукции. 
  • Полученные коды маркировки нужно ввести в оборот. Только после этого продукция может использоваться дальше. 

Особенности приема УПД

Товары, которые не были промаркированы в магазине, то есть не остатки, будут приходить вместе с электронной накладной — УПД.

Если вы получаете товар не в полном объеме, у вас есть возможность отказать или корректировать УПД.

При приемке желательно сканировать коды. Ведь поставщики могут ошибаться: случаются ситуации, когда в накладной указаны одни коды, а по факту приходят другие. И если вы примете такой товар, то это создаст проблемы на следующих этапах продажи.

При этом необязательно сканировать всю партию — достаточно проверить часть продукции. Впрочем, всё зависит от того, насколько вы доверяете своему поставщику.

market

Прием УПД: подтверждайте документы КЭП, делайте возвраты и корректировки с помощью удобного веб-сервиса.

Специфика розничных продаж маркированной одежды

Касса должна «распознавать» маркированный товар. В номенклатуре в каталоге товаров у маркированной продукции указывается определенный тип — в данном случае это тег «Одежда».

Когда на кассу передается номенклатура с тегом «Одежда», она при продаже предлагает сканировать код маркировки.

При сканировании кода в процессе продажи данные передаются не только в налоговую, но и в систему «Честный знак». После этого происходит вывод товара из оборота.

Что делать розничному продавцу при возврате товара

Иногда покупатель (физлицо) пользуется своим законным правом и возвращает товар, если он ему не подошел.

У розничного продавца есть два варианта для дальнейших действий — всё зависит от того, сохранился ли на товаре код:

  1. Если код остался в целости, то касса при возврате «узнает» товар и отправит все необходимые сведения в «Честный знак». Возврат можно оформить и вручную — через систему «Честный знак». 
  2. Если код не сохранился, придется обеспечить товар новым кодом. Для этого продавцу нужно запросить код в системе «Честный знак» — по аналогии маркировки остатков. Получив код, следует перемаркировать товар в «Честном знаке» и снова ввести его в оборот, но уже с новым кодом. 

Что касается юрлиц, то здесь обмен товарами происходит с помощью УПД. И если вдруг происходит возврат, то проблема решается с помощью накладной. 

Особенности товароучета

В случае с одеждой есть некоторые нюансы, и их должны учитывать розничные продацы. 

  • Учет товаров по цветам и размерам

     

    У товаров одежды есть модификация: цвет, размер, детали отделки и др. Ведение учета остатков по модели и каждой модификации позволяет систематизировать данные и отслеживать ситуацию.
  • Печать ценников и этикеток

     

    К продавцам одежды закон предъявляет особые требования — указывать артикул, размер, материал на ценнике товара.

Комплексные решения для розницы

Для работы с маркированной одеждой понадобится не только товароучетная программа и программа для работы с УПД, но и ОФД, так как именно оператор при продаже передает данные в систему «Честный знак».

Для розницы без товароучета или с неавтоматизированным товароучетом, а также тем, у кого есть товароучетная система, но она не поддерживает маркировку (например, не работает с УПД), подойдет Контур.Маркет.

Контур.ОФД подходит всем розничным магазинам, которые торгуют маркированным товаром.

Маркет
Комплексное решение для работы с маркировкой одежды и домашнего белья.
Узнать больше
Маркет
Комплексное решение для работы с маркировкой одежды и домашнего белья.
Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий