С 1 января 2021 года оборот немаркированных товаров станет невозможен. Но у участников оборота до 1 февраля будет время на то, чтобы успеть промаркировать товарные остатки. Рознице следует подготовить ККТ, проверить кассовое ПО и разобраться в специфике продаж маркированной продукции.
Для работы с маркированными товарами легкой промышленности (одежда, белье) розничному продавцу нужно прежде всего зарегистрироваться в системе «Честный знак». Так вы поставите государство в известность о том, что собираетесь работать с маркированным товаром.
Товарные группы, подлежащие маркировке, указаны в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956:
- коды ТН ВЭД (внешнеэкономическая деятельность): 4203 10 000, 6106, 6201, 6202, 6302.
- коды ОКПД 2: 14.11.10, 14.14.13, 14.13.21, 14.13.31, 13.92.12, 13.92.13, 13.92.14.
То есть маркировка нужна для:
- рабочей одежды,
- одежды из натуральной или композиционной кожи;
- трикотажных женских (или для девочек) блузок, блуз и блузонов машинного или ручного вязания;
- мужских (или для мальчиков) пальто, полупальто, накидок, плащей, курток (включая лыжные), ветровок, штормовок и аналогичных изделий;
- женских (или для девочек) пальто, полупальто, накидок, плащей, курток (включая лыжные), ветровок, штормовок и аналогичных изделий;
- белья постельного, столового, туалетного и кухонного.
Для розницы характерны несколько бизнес-процессов, которые так или иначе связаны с маркировкой:
- Работа с остатками товара. Законодательно установлен срок, к которому нужно успеть промаркировать остатки товара на складе — до 1 февраля 2021 года.
- Отгрузка и приемка товара. При отгрузке и приемке рекомендуется сканировать коды товаров — так вы можете убедиться в том, что пришедший товар соответствует указанному в универсальном передаточном документе (УПД).
- Розничная продажа. Это процессы, связанные с кассой.
- Вывод из оборота товара по причине порчи. Есть определенная специфика в том, как работать в такой ситуации с маркированным товаром.
В этой статье разберем следующие вопросы:
- Что нужно для перехода на маркировку
- Регистрация в системе «Честный знак»
- Зачем рознице запрашивать коды маркировки
- Особенности приема УПД
- Специфика розничных продаж маркированной одежды
- Что делать розничному продавцу при возврате товара
- Особенности товароучета
- Комплексные решения для розницы
Что нужно для перехода на маркировку
Для работы с маркированными товарами легкой промышленности требуется техническая подготовка.
Вам потребуются:
- Усиленная квалифицированная электронная подпись.
- ПО для получения кодов маркировки и приемки продукции с применением электронного документооборота (ЭДО). ПО необходимо для работы с УПД. Хотя это можно делать в «Честном знаке», но некоторые компании для удобства используют то ПО, с которым уже работают.
- Кассовое ПО, которое может сканировать Data Matrix при продаже товара.
- ККТ тоже должна быть прошита для продажи маркированных товаров. Кассы из линейки СКБ Контур поддерживают маркировку (ФФД 1.05 с поддержкой тега 1162).
- ОФД должен уметь работать с кодами маркировки: отправлять информацию не только в налоговую, но и в систему «Честный знак». При продаже товаров в ГИС мониторинга уходит информация о том, что продан товар с таким-то кодом, после этого он выводится из оборота.
- 2D-сканер. Обычный сканер, работающий с линейными штрих-кодами, может не подойти. А 2D-сканер умеет считывать коды Data Matrix.
Некоторые организации освобождены от использования ОФД. Например, розничные продавцы, которые работают в удаленных областях. Тем не менее они всё же обязаны передавать сведения в ГИС мониторинга.
В их случае данные нужно передавать раз в 30 дней — через загрузку информации о проданных товарах в личный кабинет «Честного знака». Эту информацию можно извлечь с фискального накопителя. Поинтересуйтесь у поставщика кассового оборудования, умеет ли оно выгружать такие сведения и в каком формате.
Регистрация в системе «Честный знак»
Каждый участник оборота маркированной продукции должен зарегистрироваться в системе «Честный знак».
Для этого нужно выбрать товарную группу, по которой вы будете производить маркировку, и заполнить необходимые поля: название организации, тип торговли, контакты и т.д. После этого заявление можно отправлять на рассмотрение.
Зачем рознице запрашивать коды маркировки
Есть две причины, по которым у розницы может возникнуть необходимость в запросе кодов маркировки:
- для маркировки остатков;
- при порче или утере кодов, нанесенных производителем.
Чтобы получить коды, нужно:
- Получить локальный GTIN. Для этого нужно описать товары, то есть объяснить, какие товары нужно маркировать.
- После получения локального GTIN получить коды маркировки для каждой единицы продукции.
- Полученные коды маркировки нужно ввести в оборот. Только после этого продукция может использоваться дальше.
Особенности приема УПД
Товары, которые не были промаркированы в магазине, то есть не остатки, будут приходить вместе с электронной накладной — УПД.
Если вы получаете товар не в полном объеме, у вас есть возможность отказать или корректировать УПД.
При приемке желательно сканировать коды. Ведь поставщики могут ошибаться: случаются ситуации, когда в накладной указаны одни коды, а по факту приходят другие. И если вы примете такой товар, то это создаст проблемы на следующих этапах продажи.
При этом необязательно сканировать всю партию — достаточно проверить часть продукции. Впрочем, всё зависит от того, насколько вы доверяете своему поставщику.
Прием УПД: подтверждайте документы КЭП, делайте возвраты и корректировки с помощью удобного веб-сервиса.
Специфика розничных продаж маркированной одежды
Касса должна «распознавать» маркированный товар. В номенклатуре в каталоге товаров у маркированной продукции указывается определенный тип — в данном случае это тег «Одежда».
Когда на кассу передается номенклатура с тегом «Одежда», она при продаже предлагает сканировать код маркировки.
При сканировании кода в процессе продажи данные передаются не только в налоговую, но и в систему «Честный знак». После этого происходит вывод товара из оборота.
Что делать розничному продавцу при возврате товара
Иногда покупатель (физлицо) пользуется своим законным правом и возвращает товар, если он ему не подошел.
У розничного продавца есть два варианта для дальнейших действий — всё зависит от того, сохранился ли на товаре код:
- Если код остался в целости, то касса при возврате «узнает» товар и отправит все необходимые сведения в «Честный знак». Возврат можно оформить и вручную — через систему «Честный знак».
- Если код не сохранился, придется обеспечить товар новым кодом. Для этого продавцу нужно запросить код в системе «Честный знак» — по аналогии маркировки остатков. Получив код, следует перемаркировать товар в «Честном знаке» и снова ввести его в оборот, но уже с новым кодом.
Что касается юрлиц, то здесь обмен товарами происходит с помощью УПД. И если вдруг происходит возврат, то проблема решается с помощью накладной.
Особенности товароучета
В случае с одеждой есть некоторые нюансы, и их должны учитывать розничные продацы.
- Учет товаров по цветам и размерам
- Печать ценников и этикеток
Комплексные решения для розницы
Для работы с маркированной одеждой понадобится не только товароучетная программа и программа для работы с УПД, но и ОФД, так как именно оператор при продаже передает данные в систему «Честный знак».
Для розницы без товароучета или с неавтоматизированным товароучетом, а также тем, у кого есть товароучетная система, но она не поддерживает маркировку (например, не работает с УПД), подойдет Контур.Маркет.
Контур.ОФД подходит всем розничным магазинам, которые торгуют маркированным товаром.