Маркировка табака: какие требования обязаны соблюдать розничные магазины — СКБ Контур

Маркировка табака: какие требования обязаны соблюдать розничные магазины

3 июля 2020 2 929

Чтобы выполнить все условия, прописанные законодательством, розничным участникам оборота важно разобраться, какие сведения и на каком этапе подавать в систему маркировки.

В этой теме, на примере табачной продукции, помог разобраться эксперт Центра развития перспективных технологий Александр Кривоносов на онлайн-конференции «Обязательная маркировка товаров: как подготовиться к изменениям и внедрить».

Маркировка сигарет и розница

Если вы продаете табачную продукцию в розницу и принимаете маркированную продукцию, то без регистрации в системе «Честный знак» вести деятельность вы уже не сможете.

Регистрация для участников оборота табачной продукции стартовала еще в марте 2019 года. Они начали заявлять о себе через систему, используя для регистрации усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) руководителя компании.

С 1 июля 2019 года все розничные точки, осуществляющие реализацию табачной продукции, должны были начать сканировать код маркировки при продаже маркированных сигарет в розницу конечному потребителю. Код указывается в фискальном документе — чеке. И этот чек должен передаваться через оператора фискальных данных (ОФД) в систему маркировки.

Таковы ключевые требования к розничным точкам, и их нужно было применять еще до 1 июля 2020 года. А с 1 июля оборот немаркированной продукции прекратился полностью.

Еще одно требование для розничных магазинов и оптовых компаний — это обязательный переход на электронный документооборот (ЭДО) при получении табачной продукции. В рамках этого условия розничные торговые точки должны подключиться к оператору ЭДО, то есть заключить с ним договор и настроить свои учетные системы для работы с электронными накладными.

Теперь поставка маркированных сигарет в розничную точку и субдистрибьютору сопровождается электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем ЭДО.

Поставщик, то есть оптовая компания, которая обеспечивает продукцией торговую точку, должна тоже работать в ЭДО и передавать электронную накладную в торговую точку.

Требования к альтернативной табачной продукции

Участники рынка, работающие с альтернативной табачной продукцией, так же обязаны пройти регистрацию в системе «Честный знак». С 1 июля 2020 года прекращен ввоз на территорию РФ и производство немаркированной альтернативной табачной продукции. То есть все сигары и кальянные табаки должны быть промаркированы.

Также участники оборота альтернативной табачной продукции должны подключиться к ЭДО, настроить ККТ для информирования системы «Честный знак» о выбытии маркированных сигар из оборота.

С 1 июля 2021 года прекратится оборот альтернативной немаркированной продукции, в том числе в оптовом звене. До этого срока нужно успеть промаркировать складские остатки.

Как работает система маркировки

Производитель или импортер подключается к системе маркировки «Честный знак» и получает уникальные коды, которые он наносит на потребительские упаковки и групповые упаковки (пачки сигарет, блоки сигарет) и информирует об этом систему.

После этого все участники оборота с 1 июля 2020 года должны были присоединиться к оператору ЭДО и начать оформлять при поставках электронные накладные. То есть с 1 июля 2020 года дистрибьютор обязан при поставке в розничную торговую точку оформлять электронную накладную, а розничная точка должна:

  • принять электронную накладную;
  • подписать ее с помощь УКЭП;
  • проинформировать систему «Честный знак» о том, что торговая точка стала владельцем кодов маркировки.

С 1 июля 2019 года торговая точка обязана информировать систему о выбытии маркированных сигарет из оборота, когда осуществляется их продажа конечному потребителю.

Требования к розничным торговым точкам

Чтобы выполнить все требования законодательства о маркировке, розничные магазины должны обратить внимание на ряд моментов в своей работе.

  • Во-первых, уже год как запрещена торговля маркированных сигарет без передачи сведений в систему «Честный знак».
  • Во-вторых, согласно Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ, все участники оборота, продающие табачную продукцию, должны применять ККТ. Это обусловлено тем, что такая продукция является подакцизной.
  • В-третьих, при продаже кассир должен сканировать код маркировки. Код маркировки указывается в теге фискального документа, а также в печатной форме документа в виде буквы М.
  • В-четвертых, после продажи и формирования чека (чек должен быть передан через ОФД в систему «Честный знак») будет зафиксировано выбытие товара из оборота. С учетом этих требований рознице нужно было обновить кассовое решение, чтобы оно воспринимало код маркировки после сканирования. Такие правила действуют уже год — с 1 июля 2019 года.
  • Ключевое изменение — это переход на ЭДО. С 1 июля 2020 года дистрибьютор поставляет продукцию по электронной накладной в форме УПД. В нем указаны коды маркировки, которые поступят на торговую точку. Задача розницы — подписать такую накладную. Через оператора ЭДО она будет передана поставщику (таким образом, сделка завершится) и в систему «Честный знак», где будет зафиксирована передача кодов и информация о том, что данная торговая точка стала владельцем кодов маркировки.

Торговая точка не подключена к оператору ЭДО — что делать?

Некоторые торговые точки работают с автономной ККТ. Им нужно выгружать данные с ККТ и переносить их в личный кабинет в системе «Честный знак». Такую операцию следует проводить не реже одного раза в 30 дней. 

Так, если вы сегодня продали пачку сигарет, отсканировали код маркировки, то у вас есть 30 календарных дней на то, чтобы передать сведения об этой продаже в систему «Честный знак».

Функционал личного кабинета в системе «Честный знак»

После регистрации в системе маркировки «Честный знак» у участников оборота табачной продукции появляется личный кабинет.

С его помощью можно:

  • проверить код маркировки;
  • проверить данные, которые розница передает в систему (информация по чекам, УПД и т.д.);
  • предоставить доступ к личному кабинету своим сотрудникам.

В личном кабинете доступна отчетность, которая позволяет контролировать действия участника оборота.

Как рознице работать с УПД 

Есть два варианта работы с электронными документами:

  • В личном кабинете оператора ЭДО. Он позволяет принимать УПД, подписывать их, передать в систему «Честный знак», информировать поставщика о несоответствиях, ошибках, корректировать УПД.

Если помимо розничных продаж осуществляются оптовые, то этот вариант позволяет формировать УПД.

  • Учетное и кассовое решение. С его помощью также возможна работа с ЭДО.

Особенности приёмки маркированной табачной продукции

Важно отметить, что нормативно-правовой документации, которая бы описывала и регламентировала сканирование каждого кода маркировки при приёмке товара, нет. Скорее участникам предоставляется возможность самим снизить ошибки и затраты в связи с логистикой.  

Эксперт Центра развития перспективных технологий Александр Кривоносов обращает внимание на три сценария приёмки:

1. Доверительная приемка

Допустим, вы работаете в рамках одного холдинга и не проверяете коды маркировки, которые к вам поступили по УПД. 

2. Частичная проверка

К вам поступила информация по электронной накладной, и вы можете через систему запросов получить данные о том, какие коды содержатся в транспортном коробе или блоке, и выборочно проверить их.

Такой функционал направлен на снижение количества ошибок, которые могут допустить сотрудники в рамках отгрузки или приёмки. Частичная проверка минимизирует количество возвратов.

3. Полная проверка

Необходима в случае возникновения форс-мажора, когда нужно проверить всю поставку.

Для чего нужно приложение «Честный знак»

Это приложение (в App Store и в Google Play) полезно не только для потребителей, но и для самих участников оборота.

С его помощью можно проверять маркированную продукцию, которая приезжает на торговую точку. Так, например, вы можете проверить подлинность кода маркировки, а именно получить информацию по описанию, производителю, максимальной розничной цене.

Чек-лист для розницы в связи с новыми требованиями от 1 июля 2020 года

Чтобы идти в ногу с законодательством и спокойно продолжать деятельность, розничным магазинам, торгующим сигаретами, нужно:

  1. Зарегистрироваться в системе «Честный знак».
  2. Заключить договор с оператором ЭДОДля малого и среднего бизнеса, который ранее не пользовался сервисами электронного документооборота, система «Честный знак» предоставляет бесплатный ЭДО Лайт.  
  3. Заключить дополнительное соглашение с поставщиками табачной продукции о переходе на ЭДО. Это будет означать, что вы отказались от использования бумажных накладных и перешли на электронный формат.
  4. Отправить поставщику приглашение, чтобы в дальнейшем обмениваться документами в рамках ЭДО.
  5. Проверить кассу и кассовую программу. Важно, чтобы в чеках указывалась информация о маркировке. 
  6. Поинтересоваться, отправляет ли оператор фискальных данных сведения в ГИС мониторинга. 
  7. Обеспечить наличие 2D-сканера, умеющего считывать Data Matrix код. Если у вас уже есть 2D-сканер, проверьте его возможности.
elba

Ведение бизнеса по закону. Сервисы для ИП и ООО

Как осуществляется приёмка продукции по УПД

С 1 июля 2020 года поставщик (оптовая компания) должна перейти на использование ЭДО. Это значит, что при формировании отгрузки розничной торговой точке поставщик должен отсканировать коды маркировки передаваемой продукции — коды коробов или коды блоков. Их необходимо указать в электронном УПД.

Когда товар фактически поступит на торговую точку, можно сверить данные (по качеству и количеству, кодам маркировки), которые указаны в электронной накладной с фактически полученным товаром. Но это необязательное требование — вы вправе действовать в рамках доверительной приёмки.

При обнаружении расхождений, магазин может запросить у поставщика корректировку или исправление.  

Если расхождения не выявлены, накладная подписывается с помощью УКЭП и передается через оператора ЭДО поставщику, тем самым магазин завершает сделку. Также накладная должна поступить в систему «Честный знак», чтобы она была проинформирована о том, что данный магазин стал владельцем кодов маркировки. 

Более подробно о маркировке табака — этапах, требованиях к участникам рынка и решениях для бизнеса.

Маркет
Комплексное решение для небольшой розницы. Работа с маркировкой табака без проблем.
Узнать больше
Маркет
Комплексное решение для небольшой розницы. Работа с маркировкой табака без проблем.
Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий