Прослеживаемость товаров с 2021 года: за чем будут следить и как с этим жить

Ирина Одарич 13 мая

С 1 июля 2021 года в работе тех, кто импортирует или продаёт прослеживаемые товары, многое поменяется: система прослеживаемости перейдёт из экспериментального режима в рабочий. В налоговую надо будет сдавать отчёт об операциях с такими товарами, различные уведомления, выставлять счета-фактуры с новыми реквизитами. Рассказываем, кого это касается и как теперь работать.

199 комментариев
Т
Татьяна 19 мая
Добрый день! Мы - коммерческая организация. Пару лет назад купили для собственного использования в работе мониторы б/у у другой организации. В настоящий момент мониторы числятся за балансом (МЦ.04). Страна происхождения этих мониторов не известна. Как быть с этим имуществом. Нужно ли заявлять об остатках? Если вдруг мы решим их продать.
Светлана Огневская Изменен 19 мая
Татьяна, Сведения о стране происхождения товара и номере таможенной декларации указываются в СФ в отношении товаров импортного производства. При этом продавец несет ответственность за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах. Попробуйте связаться со своим продавцом для уточнения, если данных в документах нет.

Также установить страну изготовителя можно по штрих-кодам на мониторах (большинство данной техники имеют такую маркировку). Далее зафиксировать в акте инвентаризации и передать необходимую информацию в отчете по остаткам в ФНС. Если же имущество не планируется реализовывать, то регистрировать его в системе прослеживания не нужно.
М
Михалыч 21 июня
Татьяна, дешевле будет их выкинуть
Т
Татьяна 21 июня
Михалыч, Согласна, причем сделать это нужно до 01.07.2021))
Т
Татьяна 23 июня
Татьяна, Вы конечный покупатель, Вы их купили для собственного использования, т.е. Вам не надо подавать на эти мониторы никакие заявления. В случае, если Вы будете возвращать эти товары Вашему поставщику, то это проблемы Вашего поставщика.
Т
Татьяна 23 июня
Татьяна, Думаю, Вы не правы. В будущем, эти мониторы будут либо утилизированы либо проданы кому-либо. В обоих случаях нам нужен РНПТ и мы должны его присвоить подав уведомление об остатках в ИФНС. Во втором случае также подадим отчет об операциях с кодом операции "02". Однако, в нашей ситуации с подачей уведомления об остатках законодатель нас в сроках не ограничивает. Как появится необходимость в движении этих товаров, так и подадим уведомление об остатках на 01.07.2021))
В
Валерия 21 июля
Михалыч, приму в дар мониторы, которые кто-то выкидывает)))
К
Кондратий 20 мая
Бизнесу-покупателю прослеживаемого товара - нужно что-то менять, куда-то отчитываться, или речь только о продаже?
Светлана Огневская Изменен 26 мая
Кондратий, покупателю нужно обеспечить с 1.07 получение СФ в электронном виде. И, соответственно, сохранение реквизитов РНПТ в случае дальнейшей реализации. На остатки товара, которые используются для нужд организации, необходимость предоставления отчета об остатках возникает только в случае их реализации. При покупке товара "для себя" после 1.07.2021, предоставлять отчет об операциях обязанности нет (только в случае выбытия).
К
Кондратий Изменен 26 мая
Светлана Огневская, Спасибо. В статье написано что "если покупатель платит НДС то".
Уточню - отчёты касаются всех кроме физиков и самозанятых?
и ИП и УСН и Патентам нужно отчитываться?
Светлана Огневская 26 мая
Кондратий, в разделе "Кого это касается" : Система прослеживаемости распространяется и на организации, и на предпринимателей. Система налогообложения значения не имеет.
АТ
Анна Туйкова 24 мая
Добрый день! В списке есть- бытовые холодильники и морозильники, другое холодильное и морозильное оборудование, тепловые насосы; МЫ ПРОДАЕМ КОНДИЦИОНЕРЫ, МЫ ОТНОСИМСЯ К ГРУППЕ ФИРМ,КОТОРЫЕ ОТСЛЕЖИВАЮТСЯ
Светлана Огневская 26 мая
Анна Туйкова, Если посмотреть перечень (Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 N 807), то в нем товары указаны с кодами ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2.
Если кода вашего товара там нет, значит он не подлежит прослеживаемости. Например, код кондиционеров (согласно справочнику ОКПД 2) 28.25.12, а в перечне только код 28.25.13. Вывод очевиден.
НО
Наталья Осиненко 25 мая
Добрый день. Мы бюджетная образовательная организация. У нас куча компьютерной техники, которая включает в себя и мониторы (причем могут числится как отдельно так и в составе компьютеров) и проекторы, а так же кондиционеры, холодильники и стиральные машины. это все приобретено для нужд организации. Используется для образовательной и сопутствующей деятельности такие как общежитие и столовая. Каким образом это касается нас?
Светлана Огневская 26 мая
Наталья Осиненко, если техника не является товаром и приобретена для нужд организации до 1.07.2021, то нет необходимости предоставлять какую-либо информацию в ФНС. После 1.07.2021 при покупке такой техники возникает необходимость предоставления отчета об операциях только в случае выбытия (например утилизации).
ОУ
Оксана Уханова 2 июня
Светлана Огневская, а если изначально имущество приобреталось не как товар, а для собственных нужд (мониторы, холодильники, стиральные машины) и для ведения основной уставной деятельности (сдача в аренду спецтехники, транспортных средств) и числится в учёте либо за балансом, либо как ОС, но спустя некоторое время организация решит его продать - каким образом тогда отчитываться по данному имуществу? И надо ли это делать?
Ирина Одарич 2 июня
Оксана Уханова, добрый день! спасибо за ваш вопрос. В таком случае, необходимо будет сдать уведомление об остатках, в ответ налоговая присвоит РНПТ, который необходимо будет указать в с/ф или УПД. После реализации товара, данная операция будет отражена в НДС, либо в отчете об операциях, это зависит от вашей системы налогообложения.
ОУ
Оксана Уханова 2 июня
Ирина Одарич, уведомление об остатках в случае принятия решения о реализации имущества, ранее используемого для собственных нужд, нужно будет тогда сдавать в момент их реализации? Сейчас ведь мы не можем предвидеть - будем продавать в будущем эти основные средства или нет. Кроме того, такое имущество может быть списано/утилизировано в результате износа и невозможности восстановления. Как учитывать такое имущество? И будет ли иметь значение, когда оно приобретено - до 01.07.2021 или после 01.07.2021? Алгоритм действий будет одинаков или нет?
Ирина Одарич 2 июня
Оксана Уханова, уведомление об остатках нужно сдать до момента реализации, для того чтобы на момент продажи у вас был РНПТ. В случае списания/утилизации, нужно будет также отправить уведомление об остатках, а только потом товар можно будет списать. В отчете об операциях товаров (при списании), РНПТ является обязательным реквизитом. Если товар не появится в системе, то и налоговая его списать не сможет. Такой порядок действий будет только для товаров, которые у вас есть на остатках на 01.07.2021. Товары, которые вы купите у российских поставщиков после 01.07.2021 будут иметь РНПТ, который будет отражен в с/ф или УПД. Алгоритм получения РНПТ при импорте товаров описан в статье.
С
Светлана 25 мая
Добрый день ! Можно уточнить, для чего в отчетных формах нужна стоимостная оценка товаров, подлежащих прослеживаемости ? Н-р, графа 18 "стоимость принятия товара к бухгалтерскому учёту без налога на добавленную стоимость в рублях и копейках" в УВЕДОМЛЕНИИ ОБ ИМЕЮЩИХСЯ ОСТАТКАХ ТОВАРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ. Далее продаем этот товаров по цене сделки и отражаем в счете-фактуре (УПД).
Светлана Огневская 27 мая
Светлана, в проектном порядке заполнения не указывается для чего нужна данная графа
С
Светлана 1 июня
Светлана, добрый день ! Спасибо. Вот бы еще понять, зачем и кому это нужно ((
Ирина Одарич 2 июня
Светлана, добрый день. У налоговой есть официальный форум для обсуждения темы прослеживаемости импортных товаров https://forum.nalog.ru/index.php?showforum=161. Данный вопрос можно разместить на форуме.
В
Виктор 26 мая
Коллеги, добрый день. Правильно понимаю, что сдача отчетности у вас будет реализована через сервисы Экстерн, счета - через Диадок?
Светлана Огневская 26 мая
Виктор, да, все верно. Все необходимые формы и изменения появятся в сервисах с момента их вступления в силу.
VV
Viktor Vasilyev 9 июля
Светлана Огневская, не появились. Контур не поддерживает РНПТ в web.
Ирина Одарич 12 июля
Viktor Vasilyev, добрый день. Уточните, пожалуйста, о чем идет речь.
И
Ирина 26 мая
Добрый день, как передавать товар? пусть покупатель вернется в офис - сначала подпишет а потом вернется за товаром?
А
Артур 29 мая
Ирина, думаю, что никто не запрещает дублировать на бумаге счф или упд.
И
Ирина 26 мая
а у кого нет ЭДО? ему не купить? а нам не продать?
Ирина Одарич 2 июня
Ирина, добрый день. В планах налоговой постепенно перевести всех на электронный документооборот.
И
Ирина 26 мая
Эх!
Э
Элла 26 мая
Добрый день! Если мы используем УПД, в строке 5а дублируется номер УПД?
Светлана Огневская 27 мая
Элла, верно, в случае УПД достаточно продублировать номер
Н
Наталья 27 мая
Добрый день! Нужно ли подавать уведомление об остатках прослеживаемого товара, произведенного на территории ЕАЭС?
Ирина Одарич 2 июня
Наталья, добрый день. Если вы планируете дальнейшую реализацию таких товаров, необходимо будет сдать уведомление об остатках.
Е
Елена 27 мая
Подскажите пож-ста а холодильники промышленные (витрины, шокеры и тд.) они подлежать прослеживаемости?
Светлана Огневская 31 мая
Елена, необходимо найти код товара по наименованию в справочниках ТН ВЭД или ОКПД 2 и сравнить с кодами в перечне прослеживаемых товаров, если соответствуют, значит подлежат
РГ
Роман Голивкин 27 мая
У нас оператор ЭДО СБИС (Тензор). Чтобы передать/получить счет-фактуру через ЭДО пользователю Контура, сначала нужно подключить роуминг. Настройка роуминга занимает 1-2 недели. Как быть в таком случае?
V
Vladimir 30 мая
Роман Голивкин, видимо, позаботиться о настройке роуминга заранее.
РГ
Роман Голивкин 31 мая
Vladimir, Вы всегда знаете за 1-2 недели, что произойдет отгрузка? Утром звонит новый клиент, ему срочно нужно отгрузить товар - такая ситуация не редкость. Может, пора Контуру настроить свою работу, как и другим операторам ЭДО? Подключение через роуминг происходит только с Контуром, с другими операторами таких проблем нет.
АГ
Александр Гладышев 3 июня
Роман Голивкин, сейчас роуминг настраивается день-два. У вас 5 дней на выставление счета-фактуры
О
Ольга 24 июня
Роман Голивкин, такие же проблемы и с операторами, работающими с 1С.
Е
Евгений 28 мая
Подскажите пожалуйста как правильно заполнить строку 5а в xml документе (счет-фактуре). В описании 820 приказа на сайте налог.ру про этот тег нет никакой информации.
Светлана Огневская 1 июня
Евгений, строке 05 (документ об отгрузке) в формате соответствует элемент Основание отгрузки/передачи (ОснПер), состав элемента в таблице 5.48. Указание номера по порядку форматом не предусмотрено.
Е
Евгений 22 июня
Светлана Огневская, подскажите, а почему ОснПер, а не ДокПодтвОтгр в составе элемента Документ?
Светлана Огневская 7 июля
Евгений, спасибо за замечание. Неверно указала. Действительно ДокПодтвОтгр, Таблица 5.11
И
Илья 31 мая
Здавствуйте
Мы розничный магазин, налогообложение-патент, торгующий в том числе, имортными детскими автокреслами и детскими колясками. На данный момент учетной системой типа (1С, Контур и т.д) не пользуемся, все наименования товаров загружены в кассу меркурий.
Скажите пожалуйста, если мы будем принимать накладные от поставщиков через "Диадок" как мы должны отчитаться в ФНС и должны ли о продажах этого товара (продаем только розничным покупателям, только физ.лицам)? Спасибо!
Ирина Одарич 2 июня
Здравствуйте. Необходимо заключить договор с оператором ЭДО для возможности направления документов и получения квитанции с РНПТ от ФНС. Сервисы отправки документов в ФНС без оператора электронного документооборота не предусматриваются. На патенте при реализации прослеживаемых товаров необходимо будет сдавать отчет об операциях по ТКС.
И
Илья 3 июня
Ирина Одарич, Спасибо. Подскажите пожалуйста. К отчету об операциях по реализации товаров нужно будет кассовые чеки прикладывать каким-то образом? (Наш способ реализации один- продажа розничному покупателю, физическому лицу)
Г
ИН

Читайте также