Существует восточная притча о человеке, у которого закончился табак. Лавка возле его дома оказалась закрыта. Обойдя почти весь город, он только на окраине увидел другую табачную лавку. Тогда он измерил расстояние между ними и построил свой магазинчик посередине. Как можно догадаться, его бизнес процветал.
Сегодня бизнес требует более сложного подхода: только удовлетворить спрос недостаточно, нужно создать предложение. Поэтому важно понимать, как проверить бизнес-идею на жизнеспособность с минимумом издержек.
От идеи до воплощения
Будьте оригинальными. Создайте уникальный продукт или предложение. Подумайте, чего не хватает в вашем городе: хорошей кондитерской, арт-ателье, фотостудии, свадебного агентства. Если не можете придумать сами, спросите у друзей и родных, какой бизнес они хотели бы открыть. Можете подсмотреть идею — за границей или в соседнем городе. Главное, чтобы продукт нравился вам самим, потому что если он не нравится даже вам, то вряд ли он будет интересен кому-то еще.
«Нужно обратиться за советом в первую очередь к самому себе и получить ответы на вопросы: зачем мне это надо, какова моя миссия, достаточно ли у меня знаний», — говорит Яна Зяблина, управляющий партнер агентства Papa Marketing.
Тщательный мониторинг рынка – верный способ отыскать незанятые ниши. После того, как ниша найдена, нужно выбрать правильный момент, когда стоит выходить на рынок. Скажем, ресторан не стоит открывать летом, в этот сезон большинство потенциальных клиентов уезжают из города, поток посетителей снижается.
Когда момент выбран, подумайте, как вы будете воплощать свою идею. Основная ошибка стартаперов — попытка все сделать самому — обычно ведет к провалу. Если вы хотите открыть кондитерскую, но не умеете печь, найдите кондитера. Лучше занимайтесь доставкой, продвижением, юридическими вопросами.
Расстановка акцентов
Период самых серьезных испытаний для начинающего предпринимателя — первые два года. Кажется, что нужно все делать самому: общаться с банками, заниматься поставками, рекламой, звонками. А еще нужно потратиться на рекламу, дизайн. Предприниматель должен знать, на чем акцентировать внимание в самом начале проекта.
Яна Зяблина выделяет три кита, на которых держится любой стартап: грамотный бизнес-план, внимательный мониторинг рынка и вера в создаваемый проект. Последнее, по ее мнению, важнее всего.
Яна Зяблина, управляющий партнер агентства Papa Marketing: «Вера в проект — это своего рода магия, которая оберегает ваше внимание от бесполезных советов, скепсиса и сомнений».
Владельцы стартапов, как правило, не знают, чему стоить уделить больше внимания: грамотному маркетингу, технической или финансовой стороне вопроса. Как бы то ни было, клиентов больше всего интересует качество вашего продукта, поэтому важна техническая сторона. Не менее важно, чтобы клиенты узнали вас и начали к вам приходить, поэтому правильное продвижение продукта может сэкономить много времени и сил.
Яна Зяблина советует соблюдать баланс, но не забывать и о финансах: «Расстановка приоритетов сильно зависит от создаваемого продукта и его роли на рынке. И я убеждена, что создание любого бизнеса не может обойтись без экономического обоснования его жизнеспособности».
Если вы никогда не занимались бизнесом, попробуйте франшизу. Скорее всего, такой бизнес обойдется дороже, но риски будут меньше, появится возможность многому научиться. «В случае работы по франчайзингу риска «опробования бизнес-идеи» почти нет: например, все концепции, которые включены в наш деловой портфель, на практике успешны и отработаны, — говорит Николай Алексеев, коммерческий директор инвестиционного фонда «Лайф Франчайзинг». - Под руководством франчайзера вы сможете получить базовые предпринимательские навыки, изучить будущий проект, правильно рассчитать финансовую модель бизнеса. Наш фонд в таких случаях выступает гарантом чистоплотности деловых отношений, оказывает сервисную поддержку в части бухгалтерии, юридических вопросов».
Всё, что нужно на старте бизнеса для ИП и ООО младше 3 месяцев
Экономия времени и денег
Проще всего выходить на рынок с копией популярного продукта и просто «снимать сливки». Например, первые антикафе нужно было долго раскручивать, а теперь, когда они стали узнаваемы и популярны, открытие нового требует небольших вложений. С оригинальной идеей работать сложнее, но и такой бизнес можно развивать с минимумом вложений, если подойти к делу грамотно.
Николай Алексеев, коммерческий директор инвестиционного фонда «Лайф Франчайзинг»: «Не обязательно делать сразу полноценный продукт и запускать его, инвестируя существенную сумму денег. Логично и правильно сначала создать простой дешевый прототип с множеством ручных доработок, а затем на основании этого делать выводы».
Простой недорогой прототип нужен для того, чтобы отработать с минимальными затратами все задачи — как технические, так и маркетинговые, считает Николай Алексеев. Но выделить что-то одно, главное, не получится, поскольку все важно в комплексе.
Не стесняйтесь спросить совета, но не на тренингах и бизнес-семинарах, так как они стоят дорого и не решают индивидуальные трудности. Спрашивать нужно профессионалов в конкретных областях: SEO-специалистов, дизайнеров, бухгалтеров. Соберите команду с самыми важными людьми, как правило, на начальном этапе нужны три специалиста: вы, технический директор и директор по маркетингу. Все остальные вопросы можно решить на аутсорсе.
Выберите правильный момент для запуска бизнеса. Летом тяжело найти клиентов для ресторана, но это самый удачный сезон для открытия швейной мастерской: летом и весной люди хотят быть особенно красивыми, и если вы понравитесь, то к вам вернутся и закажут более дорогие осенние и зимние вещи. Кроме того, летом проще «пропиариться»: информационных поводов практически нет, журналисты с большей вероятностью напишут о вашем бизнесе
Без паники
Новый проект практически всегда связан с некоторыми неудачами. Ничего страшного в этом нет. Нужно выработать программу действий на тот случай, если проект развивается не по задуманному сценарию. Полезно знать, какие сигналы дают понять, что идея не прошла проверку на прочность, и что делать в таких обстоятельствах.
«На мой взгляд, между понятиями «тревожные звоночки» и «бизнес не удался» очень большая разница, — говорит Яна Зяблина. – К примеру, отступление от плановых показателей может говорить о том, что бизнес «пошел по наклонной», а может и о том, что прогнозы не актуальны к изменениям на рынке. Лично для меня лакмусом является команда: если ваш персонал работает, верит и замотивирован, значит, встречные сложности преодолимы, а вот если команда «посыпалась» — это уже дурной знак. Хотя, все это, конечно, индивидуально и сильно зависит от проекта».
«Есть «тревожные звоночки», которые позволяют понять, что бизнес требует серьезных изменений, — уверен Николай Алексеев. – Самый главный критерий — полное отсутствие продаж или их недостаточность в течение выделенного акционером времени для достижения точки текущей безубыточности проекта. Каким будет этот временной промежуток, решается индивидуально. Главное — его нужно определить заранее».
Если бизнес-идея все-таки оказалась нежизнеспособной, попробуйте начать заново. Сядьте и запишите на бумаге все плюсы и минусы нынешнего проекта, попробуйте понять, где могли «проколоться». Достаточно внести небольшие корректировки, чтобы идея вновь стала привлекательной и начала приносить доход. Важно продолжать работу над обновленным проектом и не попадаться в ловушку депрессии.
Оформите ИП бесплатно без визита в налоговую через сервис регистрации бизнеса в Контуре и получите год обслуживания в онлайн-бухгалтерии Эльба в качестве бонуса